Папки-передвижки

Метод наглядного моделирования

Ирина Молчанова
Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования

Одна из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения - задача по развитию речи и речевого общения у дошкольника: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Помочь дошкольникам в становлении связной речи может наглядное моделирование : схемы, наглядные модели, предметы – заместители. Рассматривая предметы, картины, схемы они называют их характерные признаки и те действия, которые можно с ними производить. Наглядный материал дети дошкольного возраста усваивают легче, чем словесный. Поэтому, можно смело сказать о том, что грамотное использование наглядного моделирования помогает :

Публикация «Метод наглядного моделирования» размещена в разделах

-обогащать лексический словарь ребенка;

- учит сравнивать, обобщать, развивать умственные способности;

- при обучении составлению рассказа;

- при пересказах художественных произведений; - при заучивании стихов.

Часто при пересказе художественных произведений дети забывают последовательность пересказа, героев. Чтобы этого избежать, можно использовать наглядное моделирование, которое научит их выделять главные события, героев, поможет понять принципы замещения и последовательности изложения. Педагог показывает дошкольникам наглядную модель, схему, предметы – заместители, дети рассматривают, обговаривают с педагогом, а затем, опираясь на модель, составляют рассказ, пересказывают сказку, стихотворение.

Главное, при использовании наглядного моделирования нужно выбрать такую форму занятия, которая покажет результат и поможет ребенку самостоятельно использовать моделирование в свободной деятельности.

Работа с использованием методов наглядного моделирования проходит в такой последовательности:

1. Сначала вводятся наглядные модели. Цель – научить выделять главные события, последовательность изложения, помочь дошкольникам понять принцип замещения, то, что заместители обладают теми же свойствами, что и реальные предметы. 2. Потом детей обучают составлять рассказы и сказки, используя наглядные модели и схемы, самостоятельно.

Наиболее простой вид наглядного моделирования - это модель в форме круга, четырехугольника, полосок разной длины. Модели могут быть разной цветовой гаммы, формы, величины.

Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом на фланелеграф, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например:

дедка – большой квадрат бабка – поменьше внучка – еще меньше жучка, мышка – по убывающей.

Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказки должен замещать тот или иной квадрат.

Когда дети освоят заместители, они сами смогут их разложить в нужном порядке и рассказать сказку.

В сказке «Теремок» берем в качестве заместителей полоски разной длины соответствующие окраске наших героев. Для лягушки – зеленая полоска, для мышки - серая полоска, для лисы – оранжевая полоска, для медведя – коричневая полоска.

Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке.

В некоторых случаях сочетаются 2 вида моделирования : использование заместителей и выполнение с ним простых действий. В сказке «Три медведя» (или «Три поросенка») дети сами могут решить, какому медведю подходит, какой круг и выполняют с ним простые действия.

В использовании наглядного моделирования важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до пересказа того или иного произведения с детьми проговаривается что будет замещать героя. Ребенок самостоятельно может подобрать замещение по цвету, форме, величине. Иногда дети используют 2 цветовые гаммы - темную и светлую. Злых героев обозначают темным цветом (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др., добрых (Василиса Премудрая, Илья Муромец, Иванушка с сестрицей Аленушкой и др.) - светлым.

Эффективными при пересказе являются схематичные зарисовки прочитанных ситуаций. Возьмем туже сказку «Три медведя» и зарисуем ее схематично.

Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет. Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

На занятиях по развитию речи можно предложить наглядный материал в виде иллюстраций и по ним ребенок может составить неплохой рассказ.

Например, при составлении рассказа о ранней осени, можно иллюстрации перепутать и вставить туда зарисовки из поздней осени. Если иллюстрации по сказкам и рассказам, их можно перепутать и разложить не в той последовательности, в которой они должны идти, тем самым усложнить задачу ребенку. Он должен, будет найти лишнюю картинку и назвать из какого она литературного произведения.

Тот же принцип моделирования можно использовать и при заучивании стихотворений. Можно схематично отразить то, о чем говориться в стихотворении, можно выложить картинки последовательно друг за другом. Самый простой пример:

«Наша Таня громко плачет» – картинка с плачущей девочкой,

«уронила в речку мячик» – речка, а в ней плавает мячик,

«тихо Танечка не плачь» – изображение пальчика у рта,

«не утонет в речке мяч» – еще раз картинка с речкой и мячом.

Все выше перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Конечно же, применять модельные схемы можно и на других занятиях: экологии, познания, изобразительной деятельности. Например, можно проводить игры с моделированием «Когда это бывает?» Детям показывают схематичные изображения изменений в природе в разное время года, а они называют сезон. Или игра «Домашние и зимующие птицы» - дошкольники должны отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их соответствующей птице. Или из отдельных схематично изображенных частей ребенок собирает птицу и называет, какая это птица перелетная, зимующая, домашняя. А на схеме может быть нарисовано отдельно голова, лапки, крыло, хвост, туловище. лрдванМ не только развивает речь, но и зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование.

Педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Оршинский детский сад» на плановых мероприятиях делятся своим опытом друг с другом по использованию метода моделирования в своей работе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 23:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД