Приложение МААМ

Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями (1 фото)

Мария Ижбулдина
Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Развитие связной речи тесно взаимодействует со всеми речевыми задачами: в отборе необходимых лексических средств, для составления связного высказывания с использованием правильных грамматических форм, четкого звукового оформления в соответствии с нормами и правилами родного языка.

Публикация «Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Вся эта работа с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью - очень трудоёмкий, требующий достаточной подготовки, как от педагога, так и от ребенка, процесс, сопряженный с трудностями, связанными с последствиями органического поражения ЦНС.

Я в своей работе стараюсь использовать различные способы и приемы, выбирая наиболее эффективные для достижения целей и задач по развитию связной речи.

Для облегчения процесса становления связной речи нами практикуется метод наглядного моделирования (сюда входят картинно – графический план, пиктограммы, мнемотаблицы, фрагменты картин, и т. п.) с опорой на принцип наглядности, как один из важнейших в коррекционном обучении.

В ходе фронтальных занятий детям предлагаются опорные картинки, по которым дефектолог выстраивает свой рассказ. Далее детям предлагается составить предложения с помощью педагога и с опорой на наглядность.

Каждая картинка используется отдельно. Например, тема «Зима» :

Таким образом, составляется рассказ:

Наступила зима. Падает снег. Животные поменяли шубки. Деревья стоят голые. Мы одеваем теплую обувь. Носим шубу (можно попросить перечислить теплую одежду). Катаемся на санках (на лыжах, на коньках). Зимой мы празднуем Новый год.

На индивидуальных занятиях используем карточки, состоящие из 7 пустых ячеек. Первая ячейка- с изображением времени года Зима. Детям на выбор предоставляются различные варианты, из которых необходимо выбрать нужный:

1 вариант

2 вариант

и 3 вариант

Этот методический материал можно использовать по различным лексическим темам, в различных вариациях.

Например, с помощью данных карточек мы можем предлагать детям следующие варианты заданий:

1. Рассказ по образцу, с помощью педагога, либо составление рассказа самостоятельно.

2. Нахождение лишней картинки, объяснение своего выбора.

3. Использование карточек, как совместную игру – лото.

4. Нахождение нужной картинки по описательному рассказу педагога. Например, это дикое животное, живет в лесу, любит мед, зимой спит.

(картинка - медведь).

5. Группировка предметов, картинок, с помощью педагога, словесной инструкции.

Например, сложи наверху все картинки, где есть белый цвет (снежинка, снеговик, горка и т. п.). На нижней – цветные (варежки, санки, зимняя одежда, животные и т. п.).

В результате использования данного приема, способствующего формированию связной речи, и на основе полученных данных в ходе обследования состояния речи детей, я делаю вывод:

- у детей есть предпосылки к диалогической речи;

- дети могут рассказать об увиденном во время прогулок;

- дети имеют навыки составления описательного рассказа;

- дети могут пересказать знакомые литературные произведения с незначительной помощью педагога.

Данное пособие воспитывает у детей внимательность, усидчивость. Повышается чувство заинтересованности. Совершенствуются психические процессы: внимание, мышление, речь, память. И самое главное - дает положительную динамику.

Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Список литературы:

Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М. : АСТ, 2006.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М. : АРКТИ, 2002.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М. : Гном-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни. Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 13 января 2014 в 21:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ижбулдина (УИ 159788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД