МААМ-картинки

Методическая работа со строительным материалом для всех возрастных групп

Кристина Аветисян
Методическая работа со строительным материалом для всех возрастных групп

Игры со строительным материалом.

Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна : иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать творческие замыслы.

Публикация «Методическая работа со строительным материалом для всех возрастных групп» размещена в разделах

Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются, а иногда и ссорятся, не поделив между собой игрушки, не сумев убедить друг друга в преимуществе своего замысла.

Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому мы употребляем понятие «строительная игра»

Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в строительных оно включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительной игры. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.

В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

В строительной игре дети обучаются руководить и подчиняться общим требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы.

Руководя строительными играми детей младшей группы, очень важно показать, как пользоваться строительным материалом,— это важный путь педагогического руководства на ступени младшего дошкольного возраста, рассчитанный на то, чтобы у детей третьего, четвертого года жизни сложился первоначальный опыт строительной игры. Важнейшим условием развития содержания игры в младшей группе является использование игрушки, которая определяет содержание игр.

Существенное значение для развития конструирования на

подготовительном этапе имеют организационные целенаправленные

наблюдения: рассматривание предметов, зданий. В ходе наблюдения выясняется их значимость, особенности конструкции. Внимание направляется на красоту постройки. Наблюдение сопровождается беседой. Подготовительный этап можно начинать с проблемной ситуации. Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только

по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем

предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть

красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы

строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения

постройки : с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, предлагая вносить в постройку

изменения, дополнения (достроить, перестроить, т. е. применять частичный

образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе

сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению строительно-конструктивных

умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов

конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для завода). Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д. Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома издания художественного назначения и т. д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять

отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми. Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе,

способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их

внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т. е. выделять общее,

основное, части зданий и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной

постройке. В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она

должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В исследовании А. Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки.

Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно - конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т. д.) Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т. к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят

стены, третьи руководят всей работой и т. д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой

«Строительство». В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят,

чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом. Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить

им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Строительные игры являются таким типом игр, в которых очень велика роль детской инициативы, самодеятельности. В процессе руководства строительными играми возможно решение важных воспитательных задач: развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении для всех возрастных групп «Праздник мыльных пузырей»Фотоотчёт о развлечении для всех возрастных групп «Праздник мыльных пузырей» Цель: - Создать праздничную атмосферу; - Доставить детям удовольствие в играх с воздушными шарами и мыльными пузырями; - Развивать двигательную.

Фотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных группФотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных групп "Собирайся народ! В гости Масленица ждет! Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех! Ждут вас игры, забавы и шутки! Скучать не.

Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных группФотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп 9 июня в нашем детском саду прошёл праздник на улице для всех возрастных.

Картотека игр и упражнений в «сухом бассейне» для всех возрастных группКартотека игр и упражнений в «сухом бассейне» для всех возрастных групп Цель: профилактика опорно-двигательной системы. Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне»: - занятия лучше проводить в.

Летнее развлечение для всех возрастных групп ДОУ «День защиты детей»Летнее развлечение для всех возрастных групп ДОУ «День защиты детей» Цель: Развитие у детей представлений о лете, на основе ближайшего непосредственного окружения в совместной деятельности со сверстниками.

Праздник смеха для всех возрастных групп детского садаПраздник смеха для всех возрастных групп детского сада .

Праздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улицеПраздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улице Действующие лица: Доктор Айболит, Пьеро, Винни - Пух, Клоун, Незнайка, Пеппи Длинный чулок, Баба Яга Цель: Создать радостное веселое настроение.

Сценарий развлечения для детей «До свидания, веселое лето!» для всех возрастных групп Развлечение для детей «До свидания, веселое лето!» Воспитатель Чувашова С. А. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас.

Сценарий праздника на улице ко Дню знаний для всех возрастных групп «Путешествие по сказкам» Сценарий ко Дню знаний «Путешествие по сказкам» (Праздник на улице для всех возрастных групп)ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: Здравствуйте, взрослые.

Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (для всех возрастных групп)Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (для всех возрастных групп) Сценарий музыкального развлечения на улице «Матреша-затейница» (Для всех возрастных групп) Доброго дня, коллеги. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая работа со строительным материалом для всех возрастных групп
Опубликовано: 9 января 2020 в 18:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД