Папки-передвижки

Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста

Ольга Журавлева
Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Напольная игра как эффективное средство

развития ребенка дошкольного возраста»

Составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории

Журавлева Ольга Витальевна

2022 год

Актуальность темы:

Публикация «Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня дошкольное образование, а вместе с ним и воспитатель осуществляет поиск эффективных средств развития детей, чтобы каждый ребенок смог проявить активность, самостоятельность и инициативность. Учитывая требования ФГОС ДО, эти средства развития должны обеспечивать полноценное развитие личности ребенка в сферах речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного и физического развития на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума, данная тенденция коснулась, к сожалению, и дошкольников.

Уилла Кислинг, известный немецкий эрготерапевт, отмечает, что в современном мире человеку не хватает движения и опасность таится в растущей склонности нашего общества к стоячему и сидячему образу жизни и к передвижению на автомобиле.

А ведь, движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Развитие ребенка происходит в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. И поэтому, целесообразно расширять игровой опыт детей и подбирать игры, которые обеспечат комплексный подход в развитии. Изучая и анализируя научно – методическую литературу, интернет сайты, имеющиеся пособия, я пришла к выводу, что напольные игры могут выступать инструментом развития ребенка дошкольника через включения в разные формы организации детской деятельности. Цель и задачи педагогической деятельности в рамках опыта.

Цель: Разработка и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка через включение в разные формы организации деятельности детей.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме, опыт практиков.

2. Совместно с детьми разработать базовый набор игровых полей для проведения напольных игр;

3. Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в процессе выбора и создания игровых полей для напольных игр;

4. Развивать у детей способности к продуктивной коммуникации в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5. Включить разработанные игры в разные формы организации детской деятельности.

6. Предоставить родителям практические рекомендации о способах использования напольных игр в совместной деятельности дома на примере готовых игр.

Деятельность по реализации педагогического опыта: Сегодня дошкольные образовательные организации располагают как возможностями, так и ограничениями для организации развивающей предметно- пространственной среды в группе (характер помещений, если рассматривать разные типовые здания детских садов, площадь групп, игровой материал и т. д.). И поэтому, я начала с анализа развивающей предметно – пространственной среды группы, литературных источников, интернет сайтов, имеющихся методических пособий по теме опыта. В результате, стало понятно, что напольные игры скорее занимают вспомогательную роль, находясь в тени настольных игр, либо в принципе растворяясь в свободной игре детей в качестве досугового элемента. На практике у педагогов недостаточно инструментария, работающего на развитие ребенка, да еще и на горизонтальной поверхности. Дальнейшее изучение работы практиков привело меня к опыту Марка Вайнапеля, руководитель проекта подвижные развивающие играми. Предложенный им формат игр позволяет проводить обучение детей в подвижной форме, объединяя познавательное, коммуникативное, речевое развитие ребёнка и его двигательную активность. Затем, знакомство с опытом работы и методическими пособиями по двигательной активности Елены Арнольдовной Сочевановой, инструктором по физической культуре детского сада г. Санкт – Петербург, позже знакомство с опытом зарубежных коллег, которые предпочитают делать напольные игры своими руками, только подкрепило мой интерес, и я еще раз убедилась в необходимости использования пространства пола для игры.

Сложилось определение напольных игр.

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых. Напольные игры - это разновидность игр, в которые играют на заданном игровом поле, размещенном на поверхности пола. Следующим этапом – было выбрано две игры, которые можно применять в развлекательных целях. Существующий и доступный формат не подходил, поэтому возникла необходимость поработать над форматом и дизайном, совместно с детьми определились с цветовой гаммой. Макет был выполнен сначала с детьми на бумаге, затем распечатан. У дошкольников наблюдался устойчивый интерес к совместной деятельности при определении формата и дизайна игры. Изготовленные игры активно использовались и используются детьми. Затем была разработана масштабная игра – бродилка, где детям необходимо было раскрасить и дорисовать недостающие элементы. Опираясь на полученный опыт, дети проявили инициативу и самостоятельность и создали собственные напольные игры. Сами определили название игр, формат, дизайн, самостоятельно воплотили – нарисовали. Гордость нашего арсенала напольных игр – это игры, созданные детьми: «Не наступи на лопнувший шарик», «Невидимый паркур». Моя задача в этом случае наращивать образовательный потенциал, использовать игру в образовательных целях. Замысел и воплощение "Не наступи на лопнувший шарик" Замысел и воплощение "Невидимый паркур" На следующем этапе напольные игры стали включать в различные формы организации детской деятельности.

Разработаны алгоритмы:

создания игрового поля ·

создания игр и заданий на готовых игровых полях

Вывод: Разработка и использование напольных игр помогает : ПЕДАГОГАМ: обогащать РППС, организовать групповую, подгрупповую, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, а также проводить наблюдения за проявлением инициативы и самостоятельности, выявлять коммуникативные навыки воспитанников. ДЕТЯМ : проявлять инициативность, самостоятельность и творчество в подборе игрового материала для реализации появившегося замысла игрового поля и игр на нем;

РОДИТЕЛЯМ: в организации семейного досуга, помогут раскрыть интересы и потенциал ребенка.

Кроме того, благодаря успешному включению напольных игр, можно успешно решать задачи по всем образовательным областям, сделать образовательный процесс увлекательным и интересным.

Напольные игры и их значение в работе с дошкольниками

Психологи и социологи называют проблему отчуждения людей одной из главных проблем 21 века, предпосылкой, которой выступает смена коммуникационной парадигмы. Прямое общение все чаще становится атрибутом человека из прошлого, современные люди формируют коммуникацию с помощью гаджетов. При этом дети растут в цифровой среде, начиная уже с самого раннего детства. Однако, никакие гаджеты не способны заменить «живое» общение, фундаментально важного для социального и эмоционального развития.

Немаловажным элементом цифрового образа жизни является гиподинамия, что является предпосылкой для поражений костной системы, ЖКТ, проблем со зрением и иных нарушений. Для взрослых и детей даже минимальный набор регулярных движений уже может являться хорошей профилактикой против вышеуказанных проблем.

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому детский сад, как один из институтов социального развития должен искать ходы для взращивания новых, оригинальных форм совместной деятельности детей и взрослых в целях формирования более гармоничной коммуникационной среды, где есть место и современным формам общения, но к ним в качестве равноценного элемента добавляются совместные игры и иная деятельность.

Одним из инструментов для решения вышеуказанных проблем является использование совместных напольных игр, т. е. создание игрового пространства на полу, которое позволит удовлетворить потребности детей и взрослых в познании, движении и общении.

Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола, созданные в развлекательных и образовательных целях, по замыслу детей и взрослых.

В процессе работы с напольными играми сложилась и их классификация.

Кратковременные напольные игры, сделанные из бумаги, цветного скотча, изоленты на текущей поверхности имеющегося пола. Долговременные (многофункциональные, сделанные на баннерной основе или на белой ткани.

Данные игры способны удовлетворить потребности ребенка в движении, общении и игре. Без лишних затрат времени и средств.

Всем деткам нравятся игры на полу. Можно свободно двигаться в каком угодно направлении, прыгать, качаться – одним словом все, что захочется. Кроме того, такое времяпровождение может еще и приносить пользу и развитие детей дошкольного возраста.

В процессе напольных игр :

- Развивается моторика рук и ног.

- Укрепляется мышечная система организма.

- Развивается опорно-двигательный аппарат.

- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.

Напольные игры потребуют для себя пространства, но они способны привить ребенку внимательность, развить мускулатуру ног и просто доставить массу удовольствия. Это может быть как спокойная, так и более подвижная игра, но во втором случае. Вам понадобится довольно большая комната, где команда юных игроков сможет развернуться по полной. Подбирать игры для детей надо в соответствии с их интересами, возрастом, предпочтениями.

Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Напольную игру несложно изготовить, а главное, сделать это можно вместе с детьми, что поможет развить в них инициативность и самостоятельность

Существует шесть важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:

1. Игра — для малышей, а не для взрослых.

Чтобы вызвать у детей интерес, не следует делать игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.

2. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.

Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.

3.«Квадраты» — универсальное игровое поле.

Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты» : прямоугольник, составленный из 16 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,5 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.

4. Игра — это движение.

Продумайте, что должен делать ребенок : убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.

5. Правила — основа порядка.

Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.

6. Все хорошо в меру.

Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1. «Убери лишнее»

Разложите дидактические материалы с изображением чего-то или кого-то в квадраты игрового поля. В каждом ряду должны быть картинки, обобщенные одним признаком, и одна карточка, которая под общий признак не подходит. Например, три с изображением фруктов и одна — с овощем. Играющие по очереди прыгают в квадраты с лишним изображением, поднимают карточку и объясняют, почему выбрали именно этот объект.

Польза игры:

• закрепляет обобщающие понятия;

развивает логическое мышление;

• помогает преодолеть застенчивость;

• дает активную физическую нагрузку.

2. «Изобрази»

Разложите карточки с изображением чего-то или кого-то лицевой стороной вниз, чтобы участники не видели их содержания. Играющие по очереди прыгают в квадраты с карточкой, открывают ее, но держат в секрете от остальных, и с помощью мимики и жестов показывают изображенный объект.

Польза игры:

• помогает преодолеть застенчивость;

развивает воображение, память и артистизм;

• дает активную физическую нагрузку.

3. «Повтори за мной»

Игра, которую можно использовать на физкультминутке и домашних занятий спортом. Первый игрок передвигается по игровому полю, показывая в квадрате движение, остальные за ним повторяют. Он может придумать движения сам или открывать заранее разложенные карточки с упражнениями. Для проведения физкультминутки лучше использовать сокращенную версию квадратного поля — например, в 12 квадратов.

Польза игры:

• помогает преодолеть застенчивость;

• дает активную физическую нагрузку;

развивает воображение, память и артистизм;

развивает уважение и внимание к действиям участников.

4. «Путешествие по цифрам»

Запомнить счет, называть цифры в прямом и обратном порядке и понимать их значение, детям поможет игра «Путешествие по цифрам». Разложите карточки с изображением цифр и придумайте сами или составьте вместе с детьми заранее маршрут: например, 1-2-3-4-5 или 2-2-4-3-1. Предложенный маршрут дети могут пройти и про прыгать, на одной ногах или двух, на носочках и другими способами, которые придут в голову. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Польза игры:

развивает логическое мышление и внимание;

• дает активную физическую нагрузку;

• помогает преодолеть застенчивость;

развивает уважение и внимание к действиям участников.

Таким образом, в зависимости от поставленной задачи педагога и инициативы детей, напольная игра подстраивается под любые потребности.

Польза игры:

закрепление материала выбранной образовательной области;

развитие творческого воображения;

активная физическая нагрузка;

воспитание уважения и внимания к действиям партнера;

развитие умения ориентироваться в пространстве, ловкость.

5.«Классики»

Её можно разместить в раздевалке. Квадратики наклеить цветным скотчем, а из клейкой цветной бумаги вырезать цифры. Прыгать в другой «класс», не наступая на линию, только на одной ноге. В процессе игры развивается не только равновесие, но и закрепление счета.

6. «Речевая тропинка»

Пособие представляет собой покрытие размером 2*3 м, расстилаемое на полу. На покрытии изображена тропинка, вдоль которой расположены различные герои и предметы, перемещаясь по тропинке, ребенок выполняет различные задания.

7. Напольно-дидактическая игра по математике «Найди свое место»

Цель игры :

1. Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой, закрепить счёт от 1 до 10.

2. Развивать логическое мышление, внимание, смекалку и ловкость.

Эту игру можно играть с детьми от 4 до 7 лет. Изображения предметов на на польно -дидактической игре можно менять, в зависимости от темы занятия, времени года (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики и т. п.).

8. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии.

Выбирается предмет, его дети описывают по тому свойству, который указан у них на карточке.

9. Игра «Сказка».

Цель: На на полном ковре с клетками необходимо расположить иллюстрацию сказки (по выбору)по последовательности сюжета.

10. Математические задачки с геометрическими фигурами.

Виды:

«Найди домик»,

«Продолжи узор»

Найди закономерность».

Игры на знание цветов :»Назови свой цвет» и др.

11. Игра «Цапли на болоте».

Цель: На полу лежат бумажные лягушки. Дети с помощью палочек (куайцзы)должны их поймать. Выигрывает тот, кто поймал лягушек больше всех.

12. Подвижно- логическая игра

«Крестики-нолики» для старших дошкольников.

Данную игру я разработала для детей старшей группы. Игра подвижно-логическая, сделана из тонкого картона.

Цель игры: создать условия для развития познавательных способностей старших дошкольников (внимания, памяти, логического и творческого мышления). При этом решается еще оздоровительная задача, в процессе игры не надо сидеть на одном месте. Ребенок свободно двигается.

Крестики Нолики - это логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками», второй — «ноликами».

Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки. Один всегда крестики, другой всегда нолики. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.

Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика, составляющих сплошной ряд.

Это стандартная игра.

А я вам предлагаю Новый Вариант Игры в "крестики нолики".

Эту игру можно возить с собой в дорогу, на прогулку, в группе. В общем получать удовольствие, потому что в эту игру можно играть не только вдвоем, но и втроем и даже в четвером. Так- же можно устроить небольшое соревнование между мальчиками и девочками.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2023 в 19:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Напольная игра как эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Журавлева (УИ 1342429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД