Папки-передвижки

Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Мария Верхнева
Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по теме: «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно – исследовательской деятельности»

1 слайд. ТЕМА

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку раздела общеобразовательной программы детского сада по теме «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Публикация «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Для методической разработки мною выбран раздел «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Познание»

2 слайд. АКТУАЛЬНОСТЬ

• Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования одним из главных направлений определяют интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

• Современное общество нуждается в активной, интеллектуальной личности, способной к познавательной самореализации

Познавательная - исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира

• До настоящего времени еще не сложена четкая концепция исследовательской деятельности и это затрудняет реализацию детского потенциала и побуждает искать эффективные решения этой проблемы

3 слайд. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Поэтому выбранный нами раздел, ставит перед нами цель и задачи:

Цель:Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей жизни

Задачи: Формирование способности сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.

Повышать уровень компетентности у родителей в вопросе значения познавательной исследовательской деятельности для детей младшего возраста.

4 слайд. СЛОВА СУХОМЛИНСКОГО

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Данная тема имеет психолого – педагогическое обоснование. Аспекты познавательно – исследовательской деятельности получили свое отражение в работах Поддъякова, Дыбиной, Выготского, Леонтьева.

Ученые настоятельно рекомендуют использовать методы познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства.

А. Н. Леонтьев указывал, что в познавательно – исследовательской деятельности происходит превращение объекта в его субъективную форму. Т. е переход деятельности в объективные результаты, продукты.

5 слайд. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Таким образом, мы, имея психолого – педагогическое обоснование, изучая современную литературу, реализуя программу воспитания и обучения, видим потребность общества в любознательном человеке и имеем необходимость создания системы работы по данной теме

6 слайд. СИСТЕМА РАБОТЫ

Поэтому мы продумали следующую систему работы. Разделили мы её на 3 этапа:

I этап: аналитическо-информационный

II этап: формирующий

III этап: результативный

7 слайд. МОНИТОРИНГ (графики)

На первом этапе мы произвели мониторинг интегративных качеств. Анализ уровня достижения интегративного качества «Любознательность» показывает, что у 30% детей показатели планируемых результатов проявляются периодически, нестабильно.

Дети мало задают вопросы, не интересуются в экспериментировании, не проявляют ярких положительных эмоций. Это еще раз подтверждает, что нужна планомерная работа по формированию любознательности

8 слайд. ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Поэтому следующим шагом была организация образовательного процесса, мы выбрали формы организации и объекты исследований, составили комплексно – тематический план работы. Вы видите его на экране. В нем четко отражена интеграция областей.

9 слайд. ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА (фото)

Также на первом этапе мы создали предметно – развивающую среду.

10 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Познавательно – исследовательская деятельность осуществляется через совместную и самостоятельную деятельность, через различные методы и приемы:

Беседы, опыты, игры, художественное слово.

Объектом исследований экспериментирований является вода.

С ней мы проводим опыты: «Лейся, лейся», «Чудесное превращение», «Снег это тоже вода», используя метод развивающийся интриги

(А что же еще можно сделать с водой) А об этом мы узнаем, когда пойдем на прогулку.

Опыты с песком –

изучая песок, землю, глину дети узнают, какой песок лепится? Почему он бывает сухой? Дети лучше усваивают знания, если применяется игровая ситуация или игровой персонаж.

В результате планомерной работы дети начали чаще обращаться с вопросами: «А из этого снега можно слепить снегурочку?»

А также, стали проявлять самостоятельность в игровой деятельности с водой и песком.

11 слайд. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа.

Дети, обнимая стволы деревьев, сравнивают кору деревьев по цвету, тактильным ощущениям, развивают аналитическое мышление.

Рассматривая цветы, знакомятся с строением и значениям частей.

Через опыты живой и игрушечной рыбки учатся сравнивать живые и неживые объекты. Для создания интереса ставлю детей в проблемную ситуацию.

Наблюдая за ростом лука, дети делают выводы о связи между ростом растения и уходом за ними.

В результате, дети второй младшей группы стали замечать, что цветочек повял, проснулись жуки, они рассказывают об этом, а значит у них появился интерес к окружающей жизни.

12 слайд. РУКОТВОРНЫЙ МИР

Особенно интересно познавательно – исследовательская деятельность в разделе «Рукотворный мир».

Объектами исследований стали окружающие предметы, их характеристики (цвет, формы, материалы)

Первыми предметами исследований стали бумага, дерево, ткань.

Например, опыт «Тонет - не тонет» позволяет сравнить качества дерева и бумаги с помощью проблемной ситуации:

«Мышонку нужно срочно уплыть. На каком корабле уплывет Мышонок?»

Многое о рукотворном мире дети узнают во время образовательной деятельности (лепки, конструирования).

Очень важной задачей считаем формирование ретро – перспективного взгляда на предмет. Этому способствуют посещения музея нашего детского сада.

«Сейчас дети носят туфельки, а раньше – лапти»

«Сейчас куколки пластмассовые, а раньше были – тряпичные»

Хорошим результатом проведенной работы стал устойчивый интерес к окружающим предметам, бережное отношение к вещам, т. к они стали понимать, что это творение рук человека

13 слайд. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

Важным звеном развития познавательно – исследовательской деятельности является взаимодействие с семьей.

14 слайд. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Взаимодействие с семьей происходит через различные формы работы: семейные клубы, мастер – класс, участие в проектах, участие в выставках поделок. С целью выявления отношения родителей к поисково – исследовательской деятельности проводилось анкетирование.

Анализ анкет показал, что родителям необходима методическая помощь в этом вопросе. Поэтому я стараюсь убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.

Одной из основных проблем детей и родителей - это длительное времяпровождение детей у компьютера, поэтому одно из заседаний семейного клуба было посвящено теме «Дошкольники и компьютер».

Эффективной формой взаимодействия с родителями является привлечение участия родителей в выставках поделок «Щедрая осень», «Природа и мы», «Поделки из бросового материала»

Проведение «Мастер – классов»

15 слайд. ЛОСКУТОК

Хорошим результатом совместной работы с родителями можно считать участие родителей в проекте «Лоскуток». Этапами проекта стали беседы с детьми, экскурсия в кастелянскую, выставка поделок. И завершился проект праздником в русских традициях: «Посмотри, как ты хорошо, край, в котором ты живешь!».

Знакомство с людьми, которые творят красоту своими руками повлияло на детей и вызвало в них желание научиться творить своими руками.

16 слайд. МОНИТОРИНГ

Осуществляя мониторинг качества освоения детьми данного раздела программы я использовала авторскую модель диагностики Афонькиной Ю. А. Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане формирования указанных качеств и представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по январь учебного года.

Таким образом, положительная динамика показателей развития детей позволяет сделать вывод об эффективности данного метода познавательного развития детей и о том, что работа проводилась планово, целенаправленно и систематично.

Промежуточный мониторинг интегративных качеств в младших группах показывает, что интегративные качества большинства детей групп соответствуют норме, которую дети могут достичь в данный возрастной период. Более высокий средний балл в нашей группе дети показали по такому интегративному качеству, как «любознательный и активный» и «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.» Причем средний балл по данному качеству как «любознательный и активный» в нашем группе с начала года повысился более значительно (на 0,4 в нашей группе и на 0,1 – в параллельной младшей группе). Эти данные позволяют нам сделать вывод о том, что проведенная работа по экспериментированию дает положительные результаты, хотя говорить о значительных результатах пока еще рано, так как работа только началась и ….

17 слайд. Распространение опыта работы

Консультации для воспитателей

Выступление на районном методическом объединении воспитателей

Проведение открытых занятий

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 14 июня 2014 в 23:13
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Мария Верхнева (УИ 223345) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД