Наталья Ивановна Волошина
Занятие по рисованию «Любимая сказка» в технике «лубок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Любимая сказка в технике лубок»
(разновидность графического рисунка «Сказочный»)
Разработчик:
воспитатель высшей категории
Волошина Наталья Ивановна
Введение
Читая с воспитанниками группы сказки народов мира, мы обратили внимание на иллюстрации, выполненные в необычном стиле. Я предложила ребятам разглядеть картинки и найти сходство и различие. Изучив литературу по данному направлению, я выяснила, что иллюстрации к сказкам художники-иллюстраторы выполняли в технике лубочной картинки. Самые древние лубки известны в Китае. До восьмого века они рисовались от руки. Начиная с восьмого века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью. В Европе лубок появился чуть позже. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография. Появление лубков в странах Европы было связано с производством бумажных иконок, распространявшихся на ярмарках и в местах паломничества. Ранние европейские лубки имели исключительно религиозное содержание.
Публикация «Занятие по рисованию „Любимая сказка“ в технике „лубок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Обратив внимание на оживлённый интерес детей к необычным картинкам, я приняла решения познакомить их с техникой иллюстрирования в новом направлении - Лубок.
На мой взгляд, художественные особенности лубочной народной графики помогут воспитанникам быть смелыми в выборе приемов при изображении любимого персонажа сказки (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображения персонажа). Дети научаться смело, выделять тематические крупные изображения (в этом заключена близость к детским рисункам).
Дети смогут создать свои современные лубочные сюжетные шедевры.
Данная разработка имеет художественную направленность, так как направленно на развитие устойчивого интереса к народному изобразительному искусству и эмоциональной сферы дошкольников, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала.
Данная методическая разработка позволит не только теоретически познакомить воспитанников детского сада с одним из уникальных видов народного ремесла, но и применить полученные знания на практике.
Методическая разработка может быть использована педагогами дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Цель: Выполнить иллюстрацию любимой сказки, используя технику русского графического искусства «лубок», передавая через рисунок свои впечатления о герое произведения.
Задачи:
дать представление о роли сказки в художественном искусстве иллюстраторов России;
развивать интерес к народному сказочному творчеству, путём формирования графических навыков в передаче пропорций сложных по форме персонажей, узоров и предметов, навыков композиционного решения рисунка;
совершенствовать умение выполнять иллюстрацию на самостоятельно выбранный сюжет;
воспитывать любовь к народному творчеству, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;
Оборудование для воспитанников (по количеству детей) :
-акварельные краски 12цветов;
-лист бумаги, формат А4
-кисти (синтетическая, мягкая, пони);
-палитра;
-стакан-непроливайка с водой;
-простой карандаш НВ — это твёрдо-мягкий;
- чёрный маркер;
-фломастеры;
-салфетки.
Оборудование для воспитателя:
- мультимедийный проектор, экран, ПК,
акварельные краски 12цветов;
-лист бумаги, формат А3
-кисти (синтетическая, мягкая, пони);
-палитра;
-стакан-непроливайка с водой;
-простой карандаш НВ — это твёрдо-мягкий;
- чёрный маркер;
-салфетки.
Тип НОД: Изучение нового материала.
Вид НОД: интегрированный.
Основные понятия и термины:
техника лубок, композиция, графический рисунок,
Ожидаемые результаты НОД:
личностные результаты: расширение представления о народной сказочной расписной иллюстрации в новой технике, как об одном из жанров изобразительного искусства.
предметные результаты: познакомить воспитанников техникой рисования – «Лубок», научатся составлять собственную композицию любимой сказке.
Методы результативности:
Методы обучения:
1. Перспективный: Словесная передача и зрительное представление. Воспитатель использует демонстрационный материал и сообщает готовую информацию. Воспитанники осмысливают и запоминают.
2. Репродуктивный: Воспитанник запоминает предложенную воспитателем информацию. Благодаря системе упражнений формируются знания, умения, навыки воспитанников.
3. Практический: дидактическая игра, повторные действия с целью совершенствования навыка, развития мелкой моторики, приобретение координационных навыков.
Методические приё мы:
1. словесный, наглядный, практический;
2. активация визуального восприятия воспитанников;
3. развитие мышления, творческой инициативы;
4. приё мы контроля и самоконтроля: при выполнении подчинять мелкий рисунок общему композиционному замыслу, ритмическому рисунку.
Психологические условия НОД: мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп, гибкость, психологический микроклимат.
Музыкальный ряд:
Фоновая музыка для рисования в исполнении симфонического оркестра
текст.
Зрительный ряд:
- Иллюстрации к русским народным сказкам
«Конек – горбунок» - П. Ершов, «Гадкий утенок» - Х. К. Андерсен, «Мороз Иванович» - В. Одоевский, «Цветик – семицветик» - В. Катаев,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А. С. Пушкин, «Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский
- Иллюстрации художников в технике лубок
Владимира Фомина «Колобок», «Слон», «Всадник с трубой»,
«Скоморохи с медведем».
Марина Русанова «Курочка рябушечка», «Зима не лето», «Яичко к святому дню», «Кот Казанский ум Астраханский разум Сибирский»
- Презентация к НОД
- Текст сказки «Заюшкина избушка»
- Музыкальная физ. минутка «Зайка- серенький»
Межпредметные связи: художественно-эстетическое развитие, музыка, художественная литература, формирование целостной картины мира.
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа)
Продолжительность ОД: 30 минут
№ Этапы НОД регламент
1. Организационный момент 1,5 мин.
2. Беседа 5 мин.
3. Практическая часть 15 мин.
4. Демонстрация и анализ работ воспитанников 1,5 мин.
5. Подведение итога НОД. Рефлексия. 3 мин.
6. Заключительный организационный момент 1 мин.
Технологическая карта НОД
Организационный момент
Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей. Регулятивные УОД
Самооценка готовности к образовательной деятельности
Мотивация образовательной деятельности
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Любите ли вы сказки? Почему?
Могут ли они чему-нибудь научить?
Сказки только для детей или взрослые их тоже любят?
А откуда мы с вами узнаем сказки?
А как раньше читали сказки, если не было книг?
Помимо того что сказки переходили из уст в уста, их все же можно было причитать и даже увидеть с помощью картинок с надписями, а назывались они лубок.
Слайд 1. Постановка проблемного вопроса Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы
Высказывания детей
Пересказывали друг другу, рисовали сами
Познавательные УОД : формирование интереса к теме, его содержанию
Регулятивные: Воспитанники совместно с воспитателем (по наводящим вопросам) определять цель действий, проговаривают план, предлагают версии, для определения темы образовательной деятельности
Личностные: Развитие чувства прекрасного. Развитие эстетических чувств
Слайд 2. Как вы думаете, почему такое название?
Сегодня мы с вами узнаем, откуда же пошло такое название и сами станем мастерами лубочных картинок. Размышление и высказывание детей
Актуализация и открытие новых знаний
Для того чтобы узнать почему так называется, давайте вспомним русскую народную сказку «Заюшкина избушка»
(Приложение 4)
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Слайд 3. Лубяная – значит какая?
Луб – липовая доска, именно на ней делался рисунок, отсюда и название лубок.
Слайд 4. Лубо к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Слайд 5. На что похожи лубочные картинки?
Слайд 6. А в чем же различие?
Давайте посмотрим, как же делали такие картинки.
Слайд 7. Изготовлялся лубок следующим образом : художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе, затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краской доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Раскрашивали картинки в ручную, обычно этим занимались женщины и дети. Один человек за неделю мог раскрасить, до тысячи лубков.
Посмотрите, а какие цвета используются в картинках?
В лубочных картинках использовались шесть основных красок – малиновая, зеленая, желтая, красная, коричневая и голубая.
Слайд 8.
Какие средства выразительности используются в лубочных картинках?
сюжет (забавные животные, сказки).
- Сопровождается надписью, текстом.
- Наличием штриха, линий.
Слайд 9.
Физминутка «Зайка серенький сидит»
Отвечают на вопросы
Деревянная
На иллюстрации
Текст находится прямо в картинках
Дети отвечают на вопрос
(возможные варианты ответов) :
- Смешным сюжетом
- Сопровождается надписью, текстом.
- Наличием штриха, линий.
Познавательные УОД
умение логически рассуждать делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные: воспитанники слушают собеседников не перебивают и понимают своих собеседников, вступают с ними в беседу
Предметные: Учатся с эмоциональностью и отзывчивостью
воспринимать народную гравюру (лубок, выражают своё отношение к ней.
Познавательные: Делают выводы, опираясь на предоставленные образы и репродукции
Личностные: Развиваю чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой лубка.
Подготовка к художественной деятельности
Посмотрев, как раньше изготавливались лубочные картинки, предлагаю вам самим попробовать, по мотивам лубка, создать картинку.
Что нам для этого нужно?
Сначала определимся с тем, что мы будем изображать. Ребята, сегодня мы говорим о сказках, давайте вспомним, кто чаше всего является главным персонажем?
А какие животные узнаем из загадок
1. Может белый быть и бурый,
Он густой гордится шкурой.
Любит рыбкою питаться
Или мёдом баловаться.
Громко может он реветь.
Что за зверь такой? (Медведь)
2. Царь зверей его зовут,
В страхе от него бегут.
Грива пышная шикарна,
Красота его коварна:
Не погладишь, осмелев,
Ведь свиреп и грозен… (Лев)
3. Знают все: она плутовка,
Кур таскать умеет ловко,
Промелькнёт хвост по двору
И запрячется в нору.
Яркий мех – её краса.
Очень хитрый зверь… (Лиса)
4. Что за великан морской?
Словно остров небольшой,
Бороздит он океан,
Может выпустить фонтан,
Вынырнет – вода бурлит.
Это что за чудо? (Кит)
Слайд 10.
Молодцы! Нарисуйте, пожалуйста, какое-либо животное, можно с элементами растительности на обрамленном листе, подражая мастерам лубка. Обратите еще раз внимание на выразительные средства лубка. Но перед этим помогите мне, пожалуйста, составить план выполнения работы. Что нужно сделать в первую очередь…., во вторую…., в третью?
Слайд 11.
• Маркером нарисовать контур животного.
• Заполнить штрихами.
• Выполнить в цвете.
• Добавить текст. Ответы детей
Обсуждение замысла будущей работы, составление плана.
Дети предлагают варианты ответов на загадки Коммуникативные
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
Регулятивные: Учащиеся должны уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
Практическая работа
Организует индивидуальную практическую работу.
Контролирует выполнение работы. Дети выполняют творческую работу в технике лубка. Примеряя на себя образ художника - ремесленника Предметные: научиться изображать животных и растения, подражая мастерам лубка.
Личностные: воспитанники развивают самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.
Подведение итогов художественной деятельности
Слайд 12.
Кто из вас справился с работой, то предлагаю вам вывесить свои работы на доску.
Предлагаю оценить свою работу.
Кто доволен своей работой? Кто считает, что нужно еще попробовать?
Ребята, как вы думайте, что нового мы узнали сегодня, чему научились?
Вы сегодня хорошо справились с творческой работой.
Слайд 13
До свидания! Анализ и оценивание своей работы и работ товарищей.
Дети вывешивают работы на доску.
Дети самостоятельно оценивают свою работу.
Дети отвечают на вопросы: Мы узнали, что такое лубок, научились его рисовать. Регулятивные:
Оценивают свою творческую работу, признают ошибки
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении.
Уборка рабочего места
Заключение
Работа по данной разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование графической техники Лубок позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки.
В графическом рисовании дети передают сходство с сказочным героем, обогащают образ выразительными деталями. Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику. Дети, уже в первого знакомства с техникой лубок, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что графическая техника успешно помогает в развитии у дошкольников навыков рисования и письма.
Считаю важным в работе с детьми, чтобы деятельность приносила детям только положительные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Цель данной работы была: Выполнить иллюстрацию любимой сказки, используя технику русского графического искусства «лубок», передавая через рисунок свои впечатления о герое произведения.
Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования техник в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Использования русской техник рисования в целом показывает позитивные результаты. У большинства детей в процесса значительно повышается уровень развития по изобразительной деятельности. Диагностика показала существенные изменения в структуре художественного творчества у детей дошкольного возраста. Применение современных педтехнологий – в данном случаи техник лубок дают возможность детям различать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении). Самостоятельно создать сюжет и проявить желание разнообразить средства художественной выразительности и изобразительности, дать эстетическую оценку наблюдаемым предметам, явлениям, эмоционально воспринимать красоту природы, лубочной картинке. Владеть техниками работы, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания языка художественного образа.
Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально – чувственного познания окружающего мира и развитию творческого потенциала старших дошкольников.
В заключение хотелось бы сказать следующее : рисование в технике русского графического искусства «лубок», для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Литература:
1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М. : Рус. яз. ; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)
2. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия)
3. Ю. Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник. 1962.
4. А. Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982.