Наталья Лаврова
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Комплексная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения»
Работа содержит методические рекомендации по комплексной подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения. В работе выделены проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определен ряд направлений и практических решений, направленных на формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Определен спектр педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников. Как метод моделирования социальных отношений предложены игровые технологии. Работа содержит методические рекомендации по разработке имитационных игр, ситуационно – ролевых игр, дидактической игры. Работа будет интересна социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений, педагогам – психологам, педагогам – организаторам.
Публикация «Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С внедрением ФГОС от учреждений профессионального образования требуется не только подготовка грамотных специалистов, но и формирование у обучающегося осознания себя как члена социального и профессионального сообщества. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. Однако процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривается в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из образовательного учреждения, где детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия. Если ранее все возникающие у воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники образовательного учреждения, то после выпуска данная категория лиц остается с возникающими проблемами один на один. Наиболее важные из этих проблем следующие:
1. Проблема здоровья. Исследования показывают, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Лишение детей материнской заботы, с последующей психической депривацией, в учреждениях государственного воспитания, сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.
2. Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение, в адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет правильная и рациональная организация их профессионального обучения, способствующая повышению их уровня конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из понимания положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям главной задачей является – организация системы воспитания и обучения имеющая цель комплексной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из образовательного учреждения.
Решение этой задачи предполагает: удовлетворение потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности; разработка и внедрение новых методов обучения.
В жизненном и профессиональном самоопределении выпускники, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта, который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Педагоги могут помочь данным обучающимся сформировать комплекс качеств, благодаря которым, они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.
К таким качествам можно отнести:
- информированность и соотнесение информации со своими особенностями;
- умение принимать решение;
- умение планировать;
- положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.
Большинство выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь :
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;
- несформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит; специфическая субкультура низкого уровня;
- плохое состояние здоровья.
Как показывает опыт работы, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Данным выпускникам характерны:
- ограниченность знаний, познавательная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса;
- равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивация к их освоению;
- отсутствие стремления проявить себя;
- недостаток критичности; завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
- повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);
- недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;
- иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
- отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт;
- неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит эмоциональных отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у данных воспитанников низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Работа должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденции предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Для успешной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.
Самое главное – это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вчерашние выпускники, которые не смогли адаптироваться и социализироваться в обществе, скорее всего, начнут вести асоциальный образ жизни, а это – повышение уровня преступности, рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение психологической напряженности в обществе, увеличение числа малоимущих и нищих, рост числа членов общества, имеющих какие-либо девиации в поведении.
Цель методической разработки – информирование педагогических работников о существующей проблеме, создание условий для внедрения педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников.
Задачи:
1. Представить теоретические основы по выбранной теме, обозначить ее актуальность;
2. Определить проблемы, возникающие при работе по подготовке обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни;
3. Представить методический материал для работы.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения.
Профессиональная социализация личности, представляет собой развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая включает не только профессиональные знания, умения и опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, но и определённую систему ценностей в соответствии с назначением и смыслом профессии, а также нормы поведения и взаимоотношений.
Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Станет ли будущий выпускник успешным человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.
Результат успешной социализации – это интеграция человека в профессиональное сообщество и общество. Профессиональная социализация достаточно длительный процесс, и чем лучше воспитанник будет подготовлен к этому процессу, тем успешнее у него сформируется система профессиональных и ценностных ориентаций. Стратегическое планирование индивидуальной биографии становится наиболее актуальным для воспитанника. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры, как «социальная успешность» личности во всех её проявлениях. В связи с этим в учреждениях СПО особое значение отводится формированию социальных компетенций, творческих компетенций, компетенций самосовершенствования. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, рыночные отношения, введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия профессиональной подготовки личности. Приоритетными являются следующие направления подготовки воспитанников :
- развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно способностям, интересам и возможностям, а также потребностям общества;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
- развитие предприимчивости, самостоятельности, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности, порядочности;
- формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
- вовлечение воспитанников в реальные производственно - экономические отношения;
- воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая и т. д.).
1.2. Формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как фактора подготовки и к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств :
- недостаточная разработанность теории и практики педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто направленных на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера;
- педагоги, психологи, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоретического и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Многие авторы, изучающие данную проблему, отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое и будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями.
Традиционная система педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждается в переосмыслении с позиции личностно-ориентированного подхода, что должно создать в образовательном учреждении условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом воспитательном учреждении, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии.
В развитии психолого-педагогической теории жизненного планирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:
- первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума;
- второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий понимание, переживания, предметные действия в конкретных социальных условиях.
Формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать, как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу практического освоения детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включаться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования : актуальности, рациональности, реалистичности и контролируемости. При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся, необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самостоятельному поиску и отбору информации.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Имитационная игра, как метод моделирования социальных отношений.
При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию воспитанников необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самореализацию, самовоспитание, самостоятельному поиску и отбору информации.
Спектр используемых технологий довольно широк:
- Групповые технологии обучения – повышают эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, способствуют формированию коммуникабельной, толерантной личности, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе;
- Игровые технологии обеспечивают освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве;
- Технология проблемного обучения ведет к освоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей;
- Технологии перспективно-опережающего обучения способствуют формированию общекультурных компетентностей, ситуации успешности для каждого воспитанника;
- Проектные технологии создают условия, способствующие осмыслению накопленного материала, самореализации, творчества и исследовательской деятельности;
- Исследовательские технологии помогают в обучении основам исследовательской деятельности, способам получения информации и работы с различными источниками, способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу. Данные технологии часто применяются при подготовке проектов, выполнении лабораторных работ;
- Информационные технологии обучают работе с разными источниками информации, в том числе компьютерными.
Из вышеперечисленных технологий следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. именно они позволяют воспитанникам в воображаемых условиях не только реализовать определенную деятельность, но и имитировать, «проживать» различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, ситуаций, отношений. Как метод моделирования социальных отношений можно разработать имитационную игру.
В имитационной игре должны быть выполнены следующие положения:
1. Наличие объекта игрового моделирования: им может быть – первый день на работе, встреча с юристом по поводу оформления документов, разговор с работодателем, собеседование при приеме на работу и т. д.
2. Соревнование: в игре всегда действует несколько игровых групп, между которыми разворачивается состязание, как за лучшее выполнение задания, так и в демонстрации сплоченности игровой группы. Система оценивания позволяет выявить игровую группу, успешно решившую основную задачу игры, поощрить работавших быстро, дружно, проявивших доброжелательность и чувство юмора.
3. Конфликт: в игре конфликт запрограммирован тем, что задача, которую должна решить игровая группа является сложной – требуется освоить новый материал и творчески его применить в неожиданной ситуации.
4. Роли: в игре используются самые разные роли, которые необходимо распределить между участниками игры, максимально учитывая их способности, устремления и состояния.
5. Взаимодействие: четкий сценарий и схема игры обеспечивают готовность игровых групп к контакту друг с другом в дискуссиях, к экспертизе. Защите и оппонированию своих и чужих идей, предложений, решений, поступков.
6. Подведение итогов: в игре работают эксперты, компетентное жюри, консультанты (педагоги, психологи, в задачу которых входит оценка деятельности участников игры.
7. Игровое последействие: оно проявляется в социально – психологическом климате группы, коллектива. Иногда имеют место негативные последствия. Чаще всего это связано с распределением призовых мест, награждением победителей. В этом случае педагогу необходимо использовать игротехнические приемы релаксации, чтобы снять напряжение с участников игры.
2.2. Ситуационно – ролевая игра
Основная идея заключается в том, что индивидуальное решение воспитанников, принимаемое им в конкретной ситуации (прием на работу, знакомство с коллегами, распределение бюджета и т. д.) соотносится с коллективным (5-7 воспитанников) решением и сравнивается с эталонным решением, которое предлагает ведущий. Предложенную ведущим ситуацию, решает вначале каждый участник, а затем участники, объединившись по 5-7 человек, принимают командное решение. При подведении итогов обращается внимание на характер взаимодействия в игровой подгруппе при обсуждении и принятии решения, на психологическую совместимость членов команды, борьбу за лидерство и т. д.
2.3. Дидактическая игра.
Дидактическая игра используется для обучения конкретным навыкам. Например, если мы хотим сформировать навыки делового общения, повысить уровень коммуникативной культуры воспитанников, то можно использовать следующий алгоритм, который называется «Вертушка общения». Игрок получает маршрутный лист, из которого можно понять, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Тема диалога может быть из любой области будущей самостоятельной жизни. Главное заложить в неё некое противоречие, спорный вопрос. Главное чтобы участники имели разную точку зрения на данную проблему, вопрос. Результаты договоренности фиксируются на специальном бланке и заверяются подписями всех «договорившихся» сторон. Если кто-то из участников «Вертушки общения» отказывается поставить свою подпись на бланке, не видя возможности отказаться от своей точки зрения, то он получает 0 баллов, но и с его собеседника снимается 2 балла за неумение убеждать. Далее следует пересадка. И снова диалог, решение, подписи. Диагностика участников заключается не в фиксации баллов и тех участников, которым удалось убедить других в правильности своих взглядов, а в эмоциональной реакции и поведении участников игры во время делового общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современного образовательного учреждения является компетентностный подход. Перед педагогами ставятся задачи формирования компетенций воспитанников, как необходимого условия их самореализации. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Поставленная перед образовательным учреждением задача подготовка квалифицированного, конкурентного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в сложных областях деятельности. Все больше возникает потребность в формировании у выпускников способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы, самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Подготовить выпускника к самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Для успешной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира. Как метод моделирования социальных отношений, включающий в себя процесс «проживания» определенных ситуации, в данной работе предложено использование педагогам имитационных игр.