Саглар Чимидова
Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
на тему: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Чимидова Саглар Викторовна
Содержание:
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование работы с детьми
- Календарно-тематическое планирование работы с родителями
- Результаты реализации программы
Пояснительная записка.
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» : развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Причины создания программы.
Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность:
Программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
При реализации программы организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и методы реализации программы:
Групповая и индивидуальная работа с детьми;
Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
Тематические развлечения;
Мастер-классы с педагогами и родителями;
Консультации для родителей и педагогов;
Родительские собрания с использованием ИКТ;
Публикация информации на сайте ДОУ;
Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.
Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей :
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.
Работа с детьми
Календарно-тематическое планирование программы в старшей группе на 2014 – 2015 учебный год.
Месяц Тема занятия Нетрадиционная техника Программные задачи
Сентябрь Воздушные шарики Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии.
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.
Превращение гусеницы Монотипия Закрепить умение детей пользоваться техникой монотипией.
Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.
Ежики на опушке Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.
Ветка рябины Рисование пальчиками Познакомить детей с техникой «рисования пальчиками, используя прием примакивания. Развивать чувство композиции и цветовосприятие.
Октябрь Превращение ладошки Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.
Ковер из осенних листьев Печатание листьями Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Осенние деревья Выдувание, рисование ватными палочками Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
«Золотая рыбка» Техника Пуантилизм Познакомить с техникой «Пуантилизм». Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
Ноябрь Пушистый котёнок Тычок жесткой полусухой кистью Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
Кляксы наши друзья Кляксография Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — кляксографией, ее особенностями и выразительными возможностями. Развивать творческую активность детей.
Сказочный цветок Выдувание, тычок жёсткой кистью Продолжать знакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки тычкования жёсткой кистью; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Декабрь «Снегирь»
Пластилинография Познакомить детей с техникой рисованияпластилинография. Развивать образное мышление
Снежинки Набрызг Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить контролировать силу набрызга.
Зимний вечер в лесу Граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Новогодний салют Набрызг Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.
Январь Морозное окно
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры
Сова Тычок полусухой жесткой кистью Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
Зимние узоры
Граттаж Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Чудесные превращения кляксы Кляксография Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Учить создавать сюжетные композиции. Развивать воображение.
Февраль Подводное царство
Рисование ладошкой, рисование по мокрому Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому» и «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение.
Полярная ночь Рисование зубными щётками Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой.
Матрешка Рисование ватными палочками и скомканной бумагой. Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек ватными палочками. Развивать цветовосприятие.
Ваза с ветками Оттиск печатками Продолжать учить рисовать в технике отпечатывания, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
Март Подарок маме Печать по трафарету, рисование пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.
Солнечный цвет Рисование пальчиками Закрепить технику рисования пальчиками. Познакомить со способами получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, рыжий). Развивать творческое воображение и логическое мышление.
Дождь и радуга Рисование по сырому Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.
Весенние цветы Акварель + восковой мелок Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Апрель
Курочка и цыплята
Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.
Космические дали Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Цветы Монотипия Закрепить знание детей о нетрадиционной технике рисования «Монотипия». Продолжать знакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление и творческое воображение.
Одуванчики Рисование манной крупой Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
Май Вишня в цвету Набрызг Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить заполнять всё пространство листа.
Салют Набрызг Закрепить навыки рисования с помощью техники «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.
Весеннее дерево Рисование трубочкой Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки, развивать воображение.
Чем пахнет лето? Акварель + восковой мелок Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов.
Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями на 2014 -2015 учебный год.
№ Мероприятие Форма проведения Сроки выполнения
1 «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Информация на сайте ДОУ
Сентябрь
2 «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» Консультация Октябрь
3 «Как часто рисует ваш малыш?» Анкетирование Ноябрь
4 «Техника пластилинографии — развиваем творческие способности детей» Семинар-практикум
Декабрь
5 «Елочка из лодошек» Мастер-класс Февраль
6 «Увлекательное рисование» Папка-передвижка Март
7 «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» Памятки для родителей
Апрель
8 «Наш семейный портрет» Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. Май
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие качества:
- Инициативность;
- Самостоятельность;
- Любознательность;
- Наблюдательность;
- Воображение, фантазия, образное мышление;
- Творческие способности;
- Склонность к экспериментированию;
- Способность к принятию решений.
Национально-региональный компонент рабочей программы реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту калмыцкого народа, его традициям и культуре в разных видах художественной деятельности. Содержание и объем регионального компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим и историко-культурным своеобразием региона и согласуются с требованиями федерального компонента, реализуются посредством интеграции его в общую структуру федерального компонента программы и реализуется через решение следующих задач:
- ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка с рождения;
- приобщение к быту, традициям и культурному своеобразию коренного населения региона в продуктивных видах деятельности.
Реализации национально-регионального компонента предполагается уделять как полные периоды непосредственной образовательной деятельности по рисованию, так и часть их в зависимости от содержания и составляет не более 40% от общего объёма содержания непосредственно образовательной деятельности.
В рабочей программе региональный компонент реализуется в процессе продуктивной деятельности у дошкольников, где решаются задачи по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе - самостоятельность, активность, любознательность, общительность, креативность и т. д.
В рабочей программе региональный компонент реализуется через использование произведений следующих поэтов и художников: Г. Кукарека, В. Нуров, В. Шуграева, Э Эльдешев, С. Байдыев, и. т. д