Лариса Борисова
«Азбука вежливости». Календарное планирование
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
«Кто я такой»
Задачи:
- развивать самосознание детей;
- знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях.
2неделя
1. «Имена и их тайны»
Задачи:
- создать доброжелательное отношение при общении друг к другу;
- продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени;
- объяснить, что у каждого народа свои имена.
2. Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия»;
Сказки: «Айога», «Сообразительная Зарнияр»»
Публикация «„Азбука вежливости“, Календарное планирование» размещена в разделах
Составление рассказа о мальчике (девочке) забывшем свое имя.
3. Игра «Кто позвал» (назови ласково, строго по-домашнему)
3 Неделя
1. Беседа с детьми о том, как они выполняют знакомые им правила:
-справедливо разрешай спор
-будь внимателен к товарищу
-за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого
-уступай игрушки товарищам.
2. Во время прогулки в парк начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу – нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда.
3. Побеседовать с детьми о том, как они выполняют поручения взрослых. Ещё раз напомнить – не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к взрослому.
ОКТЯБРЬ
1-2 недели
1. Беседа на тему: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
2. С чего начинается утро или слово «здравствуй»
Цель: закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия.
Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Чтение книги С. Козлова «Трям! Здравствуй», стихотворение А. Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», А. Яшина «Я люблю когда при встречи».
3. Игра «Утро – вечер – день – ночь»
4. Игра «Вежливый котик»
5. Психогимнастика «С добрым утром»
6. Консультация для родителей «Что значит – вежливый человек».
3 Неделя
1. Беседа «Что значит - заботится о малышах»
Предложить сделать игрушки для малышей и подарить им.
2. На прогулки во время уборки участка познакомить с правилами: «не сиди без дела», «если закончил задание раньше товарища, помоги ему»
3. Уроки этикета. Разговор с младшими.
Цель: напомнить детям о том, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения.
4. Поведенчиский тренинг.
Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её.
1. Чтение В. Осеева «Три товарища» Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой и подмогой крепка».
2. Закрепить правило: «Другу всегда помогай друга всегда выручай»
3. Беседа о том, как дети помогают дома, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.
4. Уроки этикета. Зачем нужен друг?
Цель: воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.
5. Разучить песню Шаинского «Дружба»
6. Художественное творчество. Рисование «Мой друг»
Ноябрь
1 Неделя
1. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».
2. Игра «Выбираем хорошие поступки»
3. Игра «Плохо-хорошо»
Чтение отрывок из сказок. Оценить поступки героев (плохо или хорошо поступили)
4. Предложить детям заглянуть в шкатулку «вежливых слов».
Вспомнить эти слова и пользоваться ими в течении всего дня.
2 Неделя
1. Поведенческий тренинг. Если тебе больно…
2. Вспомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Предложить выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно.
3. Уроки этикета. Зачем уступать друг другу?
Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.
4. Чтение «Веселый этикет». Уступайте друг другу.
5. Ситуативная игра: на улицу вынесли один велосипед. Все мальчики хотят на нем кататься, как им поступить?
3. Неделя
1. Беседа о добрых делах, которые дети могут делать в детском саду и дома. Предложит завести тетрадь добрых дел.
2. Чтение пословиц о дружбе. Выяснить, как дети их понимают. Вспомнить стихи и песни о дружбе.
3. Попросить детей определить настроение друга. Побеседовать на тему: «Что может показать наше лицо»
4. Игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности)
5. Сочинение сказки «Доброе дело».
4 Неделя.
1. Литературная викторина.
• Герои каких сказок помогали друг другу
• В каких сказках герои были внимательные и заботливые
• В каких сказках брат и сестра помогали друг другу
2. Вспомнить с детьми пословицы и поговорки о дружбе; закрепить правило: «Останови товарища, если он поступает плохо.
3. Познакомить детей с понятием «комплимент». Игра «Розовые очки».
4. Игра «Веселые переглядки».
Декабрь
1 Неделя
1. Уроки этикета. «Вежливая просьба»
Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а так же ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице в общественных местах. («Весёлый этикет»).
2. Игра. «Сделаем по кругу друг другу подарок» Продолжать учить детей говорить друг другу комплименты.
3. Предложить детям определить настроение песни:
• Пропала собака
• Песня Красной Шапочки
• Колыбельная медведицы
• Буратино
5. Поведенческий тренинг. Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты поступил на месте Вити?
2 Неделя
1. Напомнить детям о правилах культурного поведения за столом. (С. р. игра «День рождение»)
2. Беседа «Как помочь птицам зимой». Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз».
3. Предложить дома сделать кормушку для птиц.
4. Записать в тетрадь добрых дел о том, что помогаем птицам.
5. Чтение Э. Мошковская «Вежливое слово». Предложить заглянуть в шкатулку «вежливых слов» И вспомнить, когда нужно употреблять эти слова. Продолжать учить использовать в речи слова вежливости.
3 Неделя
1. Беседа на тему: «Мы в гостях» Чтение стихотворения А. Барто «День рождения», «Игра в гостей», С. Иващенко «Артем в гостях», «Подарки на день рождения».
2. Уроки этикета. «У тебя в гостях подруга».
Цель: Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствий.
Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего.
3. Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» Закрепить правила поведения в гостях.
Январь
1 Неделя
1. Художественное творчество. Рисование «Как мы заботимся о малышах».
2. Записать в тетрадь добрых дел о том, что чистим дрожки на участке малышей.
3. Беседа на тему: «Волшебные слова наши - верные друзья» Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их.
4. Игра – пантомима. Предложить изобразить, как можно без слов поздороваться, попрощаться, помириться. Как люди обижаются, удивляются, огорчаются, улыбаются.
5. Чтение Л. Воронкова «Что сказала бы мама?».
Беседа: «Как должен поступать человек, если его друг в беде».
2 неделя
1. Уроки этикета. «Поведение в общественном транспорте». Цель: показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте.
2. Чтение С. Михалков «Одна рифма». Беседа о прочитанном. Учить оценивать поступки героев, вырабатывать тактику поведения в жизненных ситуациях. Инсценировка этого стихотворения.
3. Вечер пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
4. Тренинг эмоций.
Февраль
1 Неделя
1. Уроки этикета. «Вежливый разговор по телефону».
Цель: сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
2. Учимся мириться.
Цель: научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора.
3. Заучить правила, которые помогают жить мирно.
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты.
• Не завидуй.
4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
2 Неделя
1. Чтение Э. Шима «Брат и младшая сестра». Беседа об умении тактично помочь, не хвастаясь своим добрым поступком.
2. Познакомить с пословицей: «Скромность красит человека.
3. Что делать если ты злишься.
4. Поведенческий тренинг.
3 Неделя.
1. Ввести правило: «Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь».
2. Дома придумать рассказ на тему: Как дети выручили из беды товарища»
3. Игра «Дошколята – вежливые ребята».
4 Неделя
1. Индивидуальные беседы на тему: «Тебя пригласили в гости». Закрепить правила поведения в гостях.
2. Уроки этикета. «Поздравления и пожелания» Цель: соотнести представление о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.
3. Беседа: «Какой я без взрослых». Цель: Развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми.
4. Оформить с детьми фотовыставку «Я и мой друг».
Март
1 Неделя.
1. Беседа о добрых и злых людях. Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло».
2. Посмотреть мультфильм «Приключение кота Леопольда».
3. Тренинг эмоций (показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых). Подвести к выводу, что добрым быть лучше.
4. Художественное творчество: «Добрый и злой».
2 Неделя.
1. Определить своё настроение. Упражнение «Волшебный мешочек» ( положить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции: обиду, злость, гнев). Знакомить детей со способами управления и регуляции настроения.
2. Уроки этикета. Самый дорогой человек.
Цель: развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы, как хранительницы очага, защитницы детей.
3. Поведенческий тренинг на правило: «Не перенимай дурных поступков».
4. Игра
3Неделя.
1. Вспомнить пословицы о вежливости. Записать в альбом: «Ласковое слово не трудно молвить», «Вежливым открываются все двери». Как вы их понимаете?
2. Учимся справляться с гневом. Поведенческий тренинг. Предложить детям способы помогающие «выпустить из себя злого дракона» :
• Потопать ногами.
• Надуть воздушный шарик злостью.
3. Рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения.
4. Игра – упражнение «Наша улица».
4 Неделя.
1. Уроки этикета. Поведение в кафе.
Цель: познакомить детей с правилами речевого общения в кафе, научить вежливо беседовать с официантом.
2. Тренинг эмоций. Изобразить с помощью лица и движений тела подружек, которые поссорились. Познакомить с ещё одним правилом примирения: «Дружба начинается с улыбки».
3. Разучить песню «Улыбка».
4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Апрель
1 Неделя.
1. Чтение Узбекской народной сказки «Упрямые козы».
2. Беседа: «Как справиться с упрямством». Познакомить с правилом доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому».
3. Тренинг эмоций. Изобразить «упрямых коз» не желающих уступить дорогу, затем изобразить «вежливых козочек». Какие больше понравились? Почему?
4. Ситуативная игра по сказке «Упрямые козы». Предложить придумать другой конец сказки.
2 Неделя.
1. Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аллуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому.
2. Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения.
• Когда мы говорим слова «скажите пожалуйста», «разрешите спросить».
• Как нужно разговаривать со взрослыми.
• Как нужно разговаривать в общественных местах.
3. Вечер вопросов и ответов.
• Какие правила культурного поведения вы знаете
• Какие правила вам трудно выполнять.
• Какие знаете пословицы о культуре поведения.
3 Неделя.
1. Учимся доброжелательности. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное», В. Осеева «Кто наказал его»
2. Беседа одружелюбном отношении к другим.
3. Наши верные друзья. Вспомнить правила обращения с животными:
• Животных нужно любить.
• Ухаживать за ними.
• Вовремя кормить, выводить на прогулку.
• Играть с ними.
• Нельзя мучить, причинять боль, пинать ногами, злить.
4. Художественное творчество. Рисование на тему: «Мой верный друг – собака».
5. Тренинг эмоций. Игра «Кривое зеркало»(изображение различных эмоций).
Май
1 Неделя.
1. Чтение рассказа Н. Надеждиной «Секреты полевых цветов».
2. Бесеба об экологии, поведении в природе.
3. Инсценирование стихотворения:
«Мы приехали на речку
Воскресенье провести…»
4. Закрепить правило поведения в природе: «Убирай за собой мусор».
5. Художественное творчество. «Чем больше в мире красоты, тем счастливее я и ты».
2 Ненделя.
Итоговое развлечение: «В гостях у феи Вежливости.