Медведева Елена
Методическая разработка для педагогов «Воспитатели и родители: современные формы взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для педагогов по теме : «Воспитатели и родители : современные формы взаимодействия». Воспитатель : Медведева Е. В.
1. Введение. 2. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, как психолого-педагогическая проблема. 3. Внедрение нетрадиционных форм сотрудничества.
Публикация «Методическая разработка для педагогов „Воспитатели и родители: современные формы взаимодействия“» размещена в разделах
1. Введение. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольного учреждения совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. Подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания, необходимо развивать ответственные и плодотворные отношений с семьями воспитанников. Положительные результаты в воспитании детей будут достигнуты при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
2. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, как психолого-педагогическая проблема. Сегодня в нашем государстве и образовании происходят большие перемены, предъявляющие новые требования не только к характеру, но и качеству отношений семьи и дошкольного учреждения. Отношение государства к семье изменилось. В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого. С другой стороны, сама семья стала другой. На нее извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье : - уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком; - недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей; - неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей; - незнание содержания и методов воспитания детей. Анализ работы воспитателей так же имеет свои недостатки: - воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; - содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; - довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей. Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями; привлечение внимания родителей к ребенку через внедрение нетрадиционных форм взаимодействия.
3. Внедрение нетрадиционных форм сотрудничества. Воспитатели, часто испытывая трудности во взаимодействии с родителями, не раз задавали себе вопрос: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать так, чтобы от этого процесса удовольствие получали и дети, и родители, и педагоги? Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Нетрадиционные формы сотрудничества помогут родителям и воспитателям не только преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, но и отказаться от привычки критиковать друг друга, видеть друг в друге полноправных партнеров и сотрудников. 1. Мастер – класс. Это особая форма презентации специалистами своего профессионального мастерства с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.). Основной принцип мастер-класса: «Я знаю как это сделать и я научу вас!». Наиболее эффективным является мастер – класс, на котором присутствуют родители и дети. Эта форма предполагает активное участие всех участников педагогического процесса : педагогов, родителей и детей. Самое главное, такое мероприятие никогда не бывает скучным, заинтересовывает и «цыпляет» всех участников. В форме мастер-класса могут проводиться такие праздники как: «День защитника Отечества», «День матери» и др. 2. Акция. Одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка. Основными задачами проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом. Каждая акция преследует определенную цель. Цель акции «Помогите птицам зимой» : формирование экологической культуры детей и родителей; привлечение родителей к сотрудничеству с детьми и педагогами. Акция «Подарите книге вторую жизнь» направлена на формирование у участников бережного отношения к книге, привлечения к чтению; пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольного учреждения. 3. Трудовой десант. Это мероприятие, предназначенное для родителей, детей и педагогов. В стенах дошкольного учреждения могут возникнуть разные проблемы, с которыми няни и воспитатели не в силах справиться самостоятельно. Вот тогда и зовут на помощь пап и мам воспитанников. Выполняя такие работы, как мытье окон, сборка мебели, ремонт игрового оборудования, посадка деревьев – родители не только оказывают большую помощь дошкольному учреждению, но и налаживают отношения между собой. А когда рядом с родителями трудятся дети – это превращается в настоящий праздник. «Трудовой десант» способствует сплочению семей, взаимопониманию между родителями и детьми, является хорошей формой организации совместной трудовой деятельности. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нетрадиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ являются эффективным средством повышения уровня родительской компетентности; гармонизации семейных и родительско-детских отношений; ответственности родителей за судьбу ребенка; отношений с сотрудниками ДОУ.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с. 2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 3. Давыдова О. И. «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О. И. Давыдова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с. 4. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011. – 72с. 5. Гладкова Ю. «Педагог и семья. Проблемы взаимодействия». Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2008. – с. 103-110