Наталья Подсолёнова
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»
Слайд 2.
Цель:
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.
Задачи:
формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» размещена в разделах
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства;
формирование положительных, доброжелательных, взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность);
воспитание уважительного отношения к труду;
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
Слайд 3.
Уважаемые коллеги, сейчас мы вам предлагаем отправиться в страну духовно-нравственного воспитания дошкольников. Занимайте свободные места. Наш поезд отправляется в путь.
Слайд 4.
Станция «Информационная»
Слайд 5.
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Слайд 6.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ был утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Слайд 7.
Исходя из Концепции духовно-нравственного развития на этапе дошкольного образования формируем у детей:
- представление о добре и зле,
- трудолюбие, бережливость,
- развитие совести,
- национальные ценности,
- оценку поступков,
- ценность человеческой жизни,
- чувство патриотизма,
- воспитание семейных ценностей.
Слайд 8.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:
Слайд 9.
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельностный подход;
7. развивающий характер обучения.
Слайд 10.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножая, внести в современный образовательный процесс.
Слайд 11.
Станция «Мудрая»
Слайд 12. а и нравственность
Игра и нравственность.
Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла.
Слайд 13.
В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.
Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.
Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Слайд 14.
В процессе формирования нравственных качеств могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воc питанников:
- игры и театральные представления
- экспериментирование и моделирование
- акции, конкурсы рисунков, выставки
- ситуативные и тематические беседы
- рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций
- развлечения, праздники, викторины
- художественно-продуктивная деятельность
- экскурсии, наблюдения
Слайд 15.
Решению поставленных задач в духовно-нравственном воспитании дошкольников, образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнё рами:
- детской библиотекой
- родителями
- домом культуры
- центром детского творчества
- Линёвской средней школой
- пожарной частью
Слайд 16.
(Фото детей)
Слайд 17.
Итак, едем дальше.
Слайд 18.
Следующая станция: «Содружество»
Слайд 19.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Наша задача, т. е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.
Слайд 20.
Работа с семьё й включает в себя следующие формы:
1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
2. Консультации, беседы, памятки.
3. Открытые показы воспитательного процесса.
4. Совместные праздники, экскурсии.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)
Слайд 21.
Совместная работа родителей и детей приводит к полнейшему удовлетворению с обеих сторон. В результате сотрудничества у детей возрастает познавательная активность и интерес к изучению традиций, обычаев своего народа, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням.
Слайд 22.
При реализации деятельности по подготовке и проведению совместных музыкальных праздников, развлечений, отмечена её универсальность. На их фоне, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, учатся видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировывается навык проявления милосердия, отзывчивости.
Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира реб нка. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребёнка, которая является для него примером и образцом для подражания.
Слайд 23.
Педагоги вовлекают детей и родителей к совместной творческой работе. В процессе изготавливают поделки из различных материалов, шьют костюмы, участвуют в конкурсах рисунков, патриотических акциях и других мероприятиях. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства с духовными традициями. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Всё это формирует чувство долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Семья – залог нравственного воспитания.
Слайд 24.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников.
Слайд 25.
Детские мероприятия наполнены яркими красками, удивительными превращениями, чарующей музыкой, веселыми играми и забавами. Они оставляют в душе ребенка яркий незабываемый след.
Праздники делают жизнь воспитанников насыщенной, богатой впечатлениями и положительными эмоциями.
Слайд 26.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.
Слайд 27.
В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое многоцветие – сладкие и ароматные блины на Масленицу, ванильный вкус куличей, крашенки и писанки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой», цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…
Слайд 28.
Духовно-нравственное воспитание, тесно связано с патриотическим. Именно воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс. Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.
Слайд 29.
Социальные акции.
Такие акции закладывают ростки милосердия и благодарности старшему поколению за мир и безопасность для нынешнего поколения, воспитывают духовно–нравственные, гражданско–патриотические чувства и гордость за свою Родину.
Слайд 30.
Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, происходит через различные формы детской деятельности: организация выставок рисунков, книг, поделок, оформление стендов, тематических бесед, праздников, просмотр презентаций.
Слайд 31.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. От любви к родному краю, близким людям идёт формирование лучших качеств в человеческом характере. Не любит человек свой край, своих близких, он во всём другом будет жесток.
Слайд 32.
В нашем детском саду придают немаловажное значение формированию духовно – нравственных качеств у детей через организацию предметно – развивающей среды. Предметная среда насыщена различными материалами, книгами и пособиями Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду.
Слайд 33.
Поехали дальше.
Слайд 34.
Станция «Отвечай-ка»
Вам предлагаются педагогические ситуации, для каждой возрастной группы, которые вы должны решить.
1. Ранний возраст.
Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?
2. Младший возраст 3-4 года.
Во время игры Таня часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?
3. Средний возраст 4 – 5 лет.
Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?»
4. Старший возраст 5 – 6 лет.
Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?
Слайд 35.
Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты?
Слайд 36.
Чтобы ответить на этот вопрос, разберём рубрику «Острое блюдо» :
1. Вы вдруг услышали от детей такой разговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
3. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?
4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: от чего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы?
Слайд 37.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети
по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.
Слайд 38.
Спасибо за внимание!