Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника

Наталья Подсолёнова
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»

Слайд 2.

Цель:

Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.

Задачи:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» размещена в разделах

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства;

формирование положительных, доброжелательных, взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность);

воспитание уважительного отношения к труду;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

Слайд 3.

Уважаемые коллеги, сейчас мы вам предлагаем отправиться в страну духовно-нравственного воспитания дошкольников. Занимайте свободные места. Наш поезд отправляется в путь.

Слайд 4.

Станция «Информационная»

Слайд 5.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

Слайд 6.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ был утверждён новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Слайд 7.

Исходя из Концепции духовно-нравственного развития на этапе дошкольного образования формируем у детей:

- представление о добре и зле,

- трудолюбие, бережливость,

- развитие совести,

- национальные ценности,

- оценку поступков,

- ценность человеческой жизни,

- чувство патриотизма,

- воспитание семейных ценностей.

Слайд 8.

В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:

Слайд 9.

1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.

2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;

3. дифференцированный подход к каждому ребенку;

4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;

5. принцип интеграции образовательных областей;

6. деятельностный подход;

7. развивающий характер обучения.

Слайд 10.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножая, внести в современный образовательный процесс.

Слайд 11.

Станция «Мудрая»

Слайд 12. а и нравственность

Игра и нравственность.

Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла.

Слайд 13.

В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения.

Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.

Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

Слайд 14.

В процессе формирования нравственных качеств могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воc питанников:

- игры и театральные представления

- экспериментирование и моделирование

- акции, конкурсы рисунков, выставки

- ситуативные и тематические беседы

- рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций

- развлечения, праздники, викторины

- художественно-продуктивная деятельность

- экскурсии, наблюдения

Слайд 15.

Решению поставленных задач в духовно-нравственном воспитании дошкольников, образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнё рами:

- детской библиотекой

- родителями

- домом культуры

- центром детского творчества

- Линёвской средней школой

- пожарной частью

Слайд 16.

(Фото детей)

Слайд 17.

Итак, едем дальше.

Слайд 18.

Следующая станция: «Содружество»

Слайд 19.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Наша задача, т. е. задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

Слайд 20.

Работа с семьё й включает в себя следующие формы:

1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

2. Консультации, беседы, памятки.

3. Открытые показы воспитательного процесса.

4. Совместные праздники, экскурсии.

5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

Слайд 21.

Совместная работа родителей и детей приводит к полнейшему удовлетворению с обеих сторон. В результате сотрудничества у детей возрастает познавательная активность и интерес к изучению традиций, обычаев своего народа, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням.

Слайд 22.

При реализации деятельности по подготовке и проведению совместных музыкальных праздников, развлечений, отмечена её универсальность. На их фоне, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, учатся видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировывается навык проявления милосердия, отзывчивости.

Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира реб нка. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребёнка, которая является для него примером и образцом для подражания.

Слайд 23.

Педагоги вовлекают детей и родителей к совместной творческой работе. В процессе изготавливают поделки из различных материалов, шьют костюмы, участвуют в конкурсах рисунков, патриотических акциях и других мероприятиях. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства с духовными традициями. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Всё это формирует чувство долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

Семья – залог нравственного воспитания.

Слайд 24.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников.

Слайд 25.

Детские мероприятия наполнены яркими красками, удивительными превращениями, чарующей музыкой, веселыми играми и забавами. Они оставляют в душе ребенка яркий незабываемый след.

Праздники делают жизнь воспитанников насыщенной, богатой впечатлениями и положительными эмоциями.

Слайд 26.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.

Слайд 27.

В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое многоцветие – сладкие и ароматные блины на Масленицу, ванильный вкус куличей, крашенки и писанки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой», цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…

Слайд 28.

Духовно-нравственное воспитание, тесно связано с патриотическим. Именно воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс. Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.

Слайд 29.

Социальные акции.

Такие акции закладывают ростки милосердия и благодарности старшему поколению за мир и безопасность для нынешнего поколения, воспитывают духовно–нравственные, гражданско–патриотические чувства и гордость за свою Родину.

Слайд 30.

Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, происходит через различные формы детской деятельности: организация выставок рисунков, книг, поделок, оформление стендов, тематических бесед, праздников, просмотр презентаций.

Слайд 31.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. От любви к родному краю, близким людям идёт формирование лучших качеств в человеческом характере. Не любит человек свой край, своих близких, он во всём другом будет жесток.

Слайд 32.

В нашем детском саду придают немаловажное значение формированию духовно – нравственных качеств у детей через организацию предметно – развивающей среды. Предметная среда насыщена различными материалами, книгами и пособиями Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду.

Слайд 33.

Поехали дальше.

Слайд 34.

Станция «Отвечай-ка»

Вам предлагаются педагогические ситуации, для каждой возрастной группы, которые вы должны решить.

1. Ранний возраст.

Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?

2. Младший возраст 3-4 года.

Во время игры Таня часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?

3. Средний возраст 4 – 5 лет.

Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю

4. Старший возраст 5 – 6 лет.

Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?

Слайд 35.

Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты?

Слайд 36.

Чтобы ответить на этот вопрос, разберём рубрику «Острое блюдо» :

1. Вы вдруг услышали от детей такой разговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

И все-таки: от чего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы?

Слайд 37.

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети

по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.

Слайд 38.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника
Опубликовано: 18 марта 2023 в 21:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Подсолёнова (УИ 1586878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД