Любовь Анатольевна Чеснокова
Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский)
В процессе воспитания и развития личности ребенка особое значение имеет труд. Ведь деятельность человека сопряжена с трудом всю его жизнь. В связи с этим процесс социализации ребенка в обществе обязательно должен сопровождаться приобщением к трудовой деятельности. Такой процесс должен осуществляться путем участия детей в труде при выполнении простых задач, поставленных взрослыми. Первостепенным компонентом формирования у детей социально-коммуникативных навыков, является воспитание в них трудолюбия.
Публикация «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание занимает важное место в работе детского сада. В условиях методически правильной организации работы воспитателя с детьми, кроме стимулирования интереса к труду, дошкольники получают широкие представления об окружающем мире. Задачей воспитателей является развитие соответствующих каждой возрастной группе трудовых навыков и умений, которыми должны владеть дети. В ходе первого знакомства детей с трудом взрослых, под руководством воспитателя, они получают простые трудовые навыки, формируют интерес к трудовой деятельности, приобщаются к работе в коллективе и начинают относиться с уважением к труду. В процессе обучения трудовым навыкам, воспитатели развивают стремление у детей к самостоятельности, в рамках возможностей ребенка, но помогая им при необходимости. Следует избегать негативного опыта при неудачных попытках дошкольников в самостоятельном выполнении предложенной работы, для предотвращения возникновения нежелания трудиться и неуверенности в собственных способностях. Кроме того, необходимо исключать навязывания труда в процессе приобщения к трудовой деятельности, не принуждая дошкольника к выполнению работы. Необходимо привлекать детей к наведению порядка, а именно на участке детского сада или следить за порядком в групповой комнате, при участии в помощи взрослым. Навыки и умения хозяйственно-бытового труда у младших групп развивают в процессе простого труда, такого как протирание игрушек от пыли или полив цветов. В средней группе дети намыливают и стирают кукольные костюмы, прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются куклы.
Старшие дошкольники, используя губку с мылом, моют игрушки, подготавливают оборудование для занятий, игры, труда, поддерживают порядок.
Трудовая деятельность в детском саду можно классифицировать по содержанию на следующие категории:
- хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, помощь взрослым в приготовлении пищи, уход за групповой комнатой и одеждой;
- труд «в природе» : полив, посевы в цветнике, на огороде, выращивание комнатных растений, уход за животными;
- ручной труд : изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.
Через участие в каждом из названных типов труда происходит социализация личности детей.
Особенно эффективно проявляет себя организация процесса трудового воспитания посредством игровой формы. Повысить интерес дошкольника к трудовой деятельности помогает проведение занимательных мероприятий, использование пословиц и поговорок, загадок про труд, организация конкурсов, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку». Знакомство детей с различными профессиями : формируют правильное понимание важности каждой из них, уважение к чужому труду, учит не делить на «хорошие» и «плохие» профессии. Важно чтобы дети осознали важную роль и пользу труда в жизни человека. Необходимо правильно организовать взаимодействие с родителями дошкольников, для поддержания с их стороны требований детского сада. Целью воспитателя в данном вопросе, является привлечение родителей к процессу воспитания трудолюбия у детей вне стен детского сада, оказывать содействие в формировании потребности у детей трудиться.
Привлечение ребенка к труду в семье делает его жизнь интересной и более полной. Кроме развития полезных навыков и качеств, ребенок приобретает самостоятельность, становится менее зависимым от взрослых, понимает цену времени, закрепляет прикладные навыки, меняет восприятие труда окружающих его взрослых и учиться видеть свою роль в этой деятельности. Родители могут попросить о помощи ребенка в простой работе, например, предложив протереть пыль, прибрать игрушки. Для детей старшего возраста уже могут быть сформулированы трудовые обязанности, например, разложить аккуратно личную одежду, привести в порядок свое рабочее место, игрушки. Ребенка нужно поощрять и хвалить за прилежное выполнения трудовых обязанностей. Процесс трудового воспитания детей должен проводиться в позитивном ключе. Как уже упоминалось ранее, наиболее эффективным методом повысить интерес дошкольников к труду является игра. Детям необходимо оказывать помощь со стороны родителей в организации игр, вовлекающих в трудовую деятельность. Благоприятное воздействие на детей в воспитании трудолюбия чтение и обсуждение рассказов содержащих тематику труда и профессий, стихи, сказки, высмеивающие лень и ободряющие трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» .
Важным элементом воспитания в дошкольнике любви к труду можно назвать наглядность, регулярное наблюдение ребенком труда людей вокруг себя. Детям необходимо усвоить, что труд приносит счастье. Сотрудниками детского сада и родителями должен быть показан позитивный пример трудовой деятельности, пользы и необходимости труда. Комбинация занятий в детском саду и участие в домашнем труде особенно продуктивно при воспитании трудолюбия и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
«Сбор семян цветов на клумбе»
«Хозяйственно бытовой труд мытье игрушек»
Сюжетно- ролевая игра «Станция тех. обслуживания машин»-знакомство с профессиями
Знакомство с профессией «Банковский служащий»
В зимний период дети с удовольствием чистят от снега, кормушки для птиц пополняют их кормом.
Создавали снежные постройки.
Работа в уголке природы
Конструирование «Улицы нашего города»