МААМ-картинки

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника (10 фото)

Любовь Анатольевна Чеснокова
Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника

"Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский)

В процессе воспитания и развития личности ребенка особое значение имеет труд. Ведь деятельность человека сопряжена с трудом всю его жизнь. В связи с этим процесс социализации ребенка в обществе обязательно должен сопровождаться приобщением к трудовой деятельности. Такой процесс должен осуществляться путем участия детей в труде при выполнении простых задач, поставленных взрослыми. Первостепенным компонентом формирования у детей социально-коммуникативных навыков, является воспитание в них трудолюбия.

Публикация «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» размещена в разделах

Трудовое воспитание занимает важное место в работе детского сада. В условиях методически правильной организации работы воспитателя с детьми, кроме стимулирования интереса к труду, дошкольники получают широкие представления об окружающем мире. Задачей воспитателей является развитие соответствующих каждой возрастной группе трудовых навыков и умений, которыми должны владеть дети. В ходе первого знакомства детей с трудом взрослых, под руководством воспитателя, они получают простые трудовые навыки, формируют интерес к трудовой деятельности, приобщаются к работе в коллективе и начинают относиться с уважением к труду. В процессе обучения трудовым навыкам, воспитатели развивают стремление у детей к самостоятельности, в рамках возможностей ребенка, но помогая им при необходимости. Следует избегать негативного опыта при неудачных попытках дошкольников в самостоятельном выполнении предложенной работы, для предотвращения возникновения нежелания трудиться и неуверенности в собственных способностях. Кроме того, необходимо исключать навязывания труда в процессе приобщения к трудовой деятельности, не принуждая дошкольника к выполнению работы. Необходимо привлекать детей к наведению порядка, а именно на участке детского сада или следить за порядком в групповой комнате, при участии в помощи взрослым. Навыки и умения хозяйственно-бытового труда у младших групп развивают в процессе простого труда, такого как протирание игрушек от пыли или полив цветов. В средней группе дети намыливают и стирают кукольные костюмы, прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются куклы.

Старшие дошкольники, используя губку с мылом, моют игрушки, подготавливают оборудование для занятий, игры, труда, поддерживают порядок.

Трудовая деятельность в детском саду можно классифицировать по содержанию на следующие категории:

- хозяйственно-бытовой труд : самообслуживание, помощь взрослым в приготовлении пищи, уход за групповой комнатой и одеждой;

- труд «в природе» : полив, посевы в цветнике, на огороде, выращивание комнатных растений, уход за животными;

- ручной труд : изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Через участие в каждом из названных типов труда происходит социализация личности детей.

Особенно эффективно проявляет себя организация процесса трудового воспитания посредством игровой формы. Повысить интерес дошкольника к трудовой деятельности помогает проведение занимательных мероприятий, использование пословиц и поговорок, загадок про труд, организация конкурсов, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее развесит платочки на веревку». Знакомство детей с различными профессиями : формируют правильное понимание важности каждой из них, уважение к чужому труду, учит не делить на «хорошие» и «плохие» профессии. Важно чтобы дети осознали важную роль и пользу труда в жизни человека. Необходимо правильно организовать взаимодействие с родителями дошкольников, для поддержания с их стороны требований детского сада. Целью воспитателя в данном вопросе, является привлечение родителей к процессу воспитания трудолюбия у детей вне стен детского сада, оказывать содействие в формировании потребности у детей трудиться.

Привлечение ребенка к труду в семье делает его жизнь интересной и более полной. Кроме развития полезных навыков и качеств, ребенок приобретает самостоятельность, становится менее зависимым от взрослых, понимает цену времени, закрепляет прикладные навыки, меняет восприятие труда окружающих его взрослых и учиться видеть свою роль в этой деятельности. Родители могут попросить о помощи ребенка в простой работе, например, предложив протереть пыль, прибрать игрушки. Для детей старшего возраста уже могут быть сформулированы трудовые обязанности, например, разложить аккуратно личную одежду, привести в порядок свое рабочее место, игрушки. Ребенка нужно поощрять и хвалить за прилежное выполнения трудовых обязанностей. Процесс трудового воспитания детей должен проводиться в позитивном ключе. Как уже упоминалось ранее, наиболее эффективным методом повысить интерес дошкольников к труду является игра. Детям необходимо оказывать помощь со стороны родителей в организации игр, вовлекающих в трудовую деятельность. Благоприятное воздействие на детей в воспитании трудолюбия чтение и обсуждение рассказов содержащих тематику труда и профессий, стихи, сказки, высмеивающие лень и ободряющие трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Репка», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Важным элементом воспитания в дошкольнике любви к труду можно назвать наглядность, регулярное наблюдение ребенком труда людей вокруг себя. Детям необходимо усвоить, что труд приносит счастье. Сотрудниками детского сада и родителями должен быть показан позитивный пример трудовой деятельности, пользы и необходимости труда. Комбинация занятий в детском саду и участие в домашнем труде особенно продуктивно при воспитании трудолюбия и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

«Сбор семян цветов на клумбе»

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника

«Хозяйственно бытовой труд мытье игрушек»

Фото №1 Воспитатель если он желает счастья человеку должен Фото №2 Воспитание детей

Сюжетно- ролевая игра «Станция тех. обслуживания машин»-знакомство с профессиями

Фото №3 Материалы для педагогов воспитывать его не для счастья а приготовить к труду жизни

Знакомство с профессией «Банковский служащий»

Фото №4 Ушинский В процессе воспитания и развития личности ребенка особое значение имеет труд

В зимний период дети с удовольствием чистят от снега, кормушки для птиц пополняют их кормом.

Фото №5 Ведь деятельность человека сопряжена с

Создавали снежные постройки.

Фото №6 Трудовое воспитание

Работа в уголке природы

Фото №7 Трудовая деятельность детей трудом всю его жизнь Фото №8 В связи с этим процесс социализации ребенка в обществе обязательно должен сопровождаться приобщением к трудовой деятельности

Конструирование «Улицы нашего города»

Фото №9 Такой процесс должен осуществляться путем участия детей в труде при выполнении простых задач поставленных взрослыми
Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника
Опубликовано: 15 июля 2022 в 21:16
+254Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД