Марина Егорова
Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд Тема: "Речевое развитие детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
как одно из условий социализации личности и
коммуникативных способностей".
3 слайд
Публикация «Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст- период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи.
4 слайд
Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в контактах:
-со сверстниками;
-не могут найти себе друзей;
-некомфортно чувствуют себя в коллективе;
-стесняются своего дефекта.
5 слайд
Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия : контакты, общение, обмен информацией между людьми.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи.
6 слайд
Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей : заикание, дизартрия, ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживания детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
7 слайд
У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из основных направлений логопедической работы должно стать формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя – логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.
8 слайд
Коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов должна быть направлена на развитие :
-сенсорных и моторных функций;
-вербальной коммуникации;
-невербальной коммуникации;
-эмоционально-волевой сферы;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.
Логопедические занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и учителем – логопедом, на развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Логопедические занятия должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения. Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств.
У детей с заиканием, дизартрией, ринолалией, алалией, нарушениями артикуляции, голоса, дыхания и ритма ограничены коммуникативные возможности. Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях в специальном коррекционном учреждении должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией.
9 слайд
В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений :
индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
10 слайд
На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений :
-упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
-тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
-упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.
Учителя-логопеды могут включать в логопедическое занятие различные упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.
11 слайд
В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки».
Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.
Сегодня с вами мы попрактикуемся в выполнении этих упражнений.
12 слайд
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: развивать умение выражать свои чувства и
понимать чувства другого человека.
Задачи:
1. Развивать средства вербальной и невербальной коммуникации.
2. Формировать умение определять
эмоциональное состояние и отражать его с
помощью выразительных жестов и речи.
3. Развивать невербальное воображение и
образное мышление.
4. Воспитывать доверительное отношение друг к другу
13 слайд
Упражнение «Неожиданный гость»
Цель: развитие экспрессии
(выражение чувств при помощи жестов, эмоций, мимики)
14 слайд
Поведение человека в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в логопедической работе разнообразные упражнения «Тренинга навыков конструктивного взаимодействия с собеседником».
Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.
15 слайд
Задачи упражнений для совершенствования психологических, логических и этических умений:
-осознать свою позицию в общении;
-выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
-научиться держать определенную позицию в диалоге;
-овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.
16 слайд
Психотерапевтические тренинги, используемые на логопедических занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта.
Цель тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт характера.
17 слайд
Учителя – логопеды при отборе, компоновке и структурировании материалов на логопедические занятия может использовать техники арт-педагогики и артпсихологии.
Арт–педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса детей с недостатками развития.
Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества.
Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать коммуникативные умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме.
18 слайд
Поэтому элементы методов арт–педагогики, используемые на логопедических занятиях, а именно: изотерапия, театротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, - помогают решать основную проблему детей с тяжелыми с нарушениями речи - социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.
19 слайд
Так, метод сказкотерапия позволяет вести поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.
20 слайд
Выделяют следующие коррекционные функции сказки:
Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов.
Функция опосредования. Сказка вступает в качестве посредника между ребенком и взрослым.
Функция хранения опыта. После окончания коррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает ребёнку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая дорогу в мир фантазии, образного мышления.
Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для ребёнка не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Сказочный сюжет может подсказать ребёнку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.
Когда человек осознает причины своих проблем: непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни, непонимание окружающего мира и несоблюдение его законов, наличие негативных мыслей, чувств и эмоций, он меняет мышление и осознает себя активным участником и творцом собственной жизни.
Учителя-логопеды могут использовать в своей работе приёмы сказкотерапии, такие как: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, сочинение сказки, переписывание и дописывание сказок. Данные приёмы позволяют осуществить процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, снятие эмоционального напряжения, изменения жизненной позиции и поведения человека в процессе общения с другими людьми.
21 слайд
Изотерапия – универсальный психотерапевтический метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных факторов, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятия целенаправленными видами творчества.
Рисование помогает снимать напряжение у детей с тяжелыми нарушениями речи. Цель рисунка - помочь ребёнку в осознании самого себя, своего мира, расширения границ сознания. Рисунок – это материал для осознания тех чувств, которые возникли у ребёнка в процессе рисования. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.
На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов, условных фигурок, мандола, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование.
22 слайд
Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка.
Музыкотерапия - метод, способствующий развитию межличностного общения, повышающий эстетические потребности и социальную потребность больных детей, регулирующий их эмоциональное состояние.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Музыкальное сопровождение способствует улучшению взаимоотношений в процессе логопедической коррекции (коммуникативное действие) и снятию нервно-психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, урегулировать неправильные и лишние движения, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у ребят внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения.
23 слайд
Библиотерапия – метод, оказывающий лечебное воздействие на психику больного ребёнка при помощи чтения книг. Самовыражение через творческое сочинение и писание любым стилем на заданную или свободную тему (дневники, письма, рассказ, стих).
24 слайд
Куклотерапия – метод, позволяющий в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при трудностях в развитии коммуникативной сферы, различных нарушениях поведения и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем при помощи «пальчиковых» кукол разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.
«Оживляя» куклу, ребёнок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за её «жизнь», слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к общению с другими людьми.
Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем. Занятия с «пальчиковыми» куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческому воображению и речи. Играть с куклой можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т. п.
Кукла становится продолжением руки, т. к. активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек осознанно наделяет её особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.
Кукла может иметь одно или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительного, из трусишки – в храбреца и т. п. Интересными элементами во время игры являются: подбор имён для кукол. А измененный голос вызывает интерес к игре даже у самых застенчивых и они с удовольствием включаются в общение.
25 слайд
Таким образом, речевое развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи способствует социализации личности и развитию коммуникативных способностей.
Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность, что в дальнейшем является успешной социализацией дошкольников с ОВЗ в современном обществе.