Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников

Людмила Викторовна Меньшикова
Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» выделяет тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание", в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска — это метод психологического воздействия, основанный на использовании принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимые, в социальном окружении — как взрослыми, так и сверстниками. Уже с середины дошкольного возраста потребность в социальном признании становится одной из ведущих социальных потребностей ребенка. Систематическое душевное неудовлетворение у детей дошкольного возраста становится источником формирования устойчивого комплекса личностной неполноценности, причиной возникновения таких явлений, как неуверенности и замкнутости в себе. Трудности социального развития детей дошкольного возраста группы риска, закономерно влекут за собой отклонения в развитии самосознания личности детей, сказываясь на становлении концепции и самооценке, межличностных отношениях в общении.

О. А. Карабанова отмечает, что метод социальной терапии в дошкольном учреждении обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка, вызванных неудовлетворением потребности ребенка в социальном признании. При реализации этого метода решаются следующие задачи:

- Создание условий для удовлетворения потребности в социальном признании ребенка.

- Формирование у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности адекватных способов социального взаимодействия.

При реализации метода социальной терапии могут быть использованы следующие приемы:

- систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей с неудовлетворенной потребностью в социальном признании;

- подбираются игры, а так же другие виды деятельности, задания, в которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует достаточно высокие результаты и успех.

Выполнение видов деятельности, в которых ребенок успешен, поможет ему при необходимости повысить самооценку, закрепить в себе положительную успешность в социализации, кроме того, это поможет сверстникам увидеть и по достоинству оценить сильные качества ребенка;

- организация социальной терапии для детей дошкольного возраста группы риска необходима для успешной коммуникации детей, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;

- поддержка инициативы и ориентировки ребенка на исследование и установление социальных отношений и контактов, как со сверстниками, так и с взрослыми;

- сопереживание и эмпатия взрослого «неуспешному» ребенку, систематически испытывающему неудачи, в ясной и понятной остальным детям форме, выражение готовности прийти на помощь и сотрудничество с ним.

Если у ребенка группы риска не сформированы игровые навыки, если он не успешен в детских видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, танцы, пение и др., то применение метода социальной терапии становится проблематичным (затрудненным, а в некоторых случаях до поры до времени и невозможным). В силу этого он должен быть дополнен психологической помощью ребенку в усвоении новых, более совершенных способов действий в тех видах деятельности, где реализация потребности в социальном признании может быть достигнута с наибольшей вероятностью. В случаях, когда нет возможности повысить успешность ребенка в короткие сроки, наряду с методом социальной терапии, то в таких случаях необходимо подключить ряд специалистов, которые совместно с другими специалистами будут помогать ребенку, реализовать успешность дошкольника группы риска в социуме.

Так же организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска определяется целью разнообразной совместной деятельностью в триаде «педагоги-родители-дети», это является не только базисных стремлений и потребности ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Зачастую родители совершают ошибки в воспитании детей из-за отсутствия педагогического опыта

Организация социальной терапии семей группы риска в дошкольном учреждении в совместной деятельности может быть организованна в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера за круглым столом, посещение мероприятий в дошкольном учреждении, семейные дискуссии, семейные клубы в ДОУ, вечера вопросов и ответов, организация различных студий, проектные деятельности, семейные выставки, семейные театры и т. д.).

Таким образом, организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска строится на следующих принципах:

- принцип индивидуального подхода, изучение и разработка педагогического воздействия средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка;

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности дошкольника, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;

- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного подхода и разработке методов и средств воспитания детей группы риска совместно со специалистами, которые проводят диагностику, составляют образовательный план действий направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

-принцип вариативности в организации социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска включая наличие вариативной развивающей среды, дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания детей группы риска в ДОУ;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми группы риска усилится и будет эффективна, если будет проходить совместно с родителями. Задача специалиста по социальной работе – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка группы риска.

Основная цель дошкольного образовательного учреждения в процессе становления личности дошкольника, обеспечить комфортные условия и среду, для развития детских способностей, воспитания и образования детей группы риска.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Роль преемственных связей дошкольного отделения и основной школы в формировании успешной личности ребенка Успешность становится идеологией XXI века, где человек должен прогибаться и пресмыкаться перед более важным человеком, постепенно поднимаясь.

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста «Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста». Современное общество выдвигает перед образованием.

Организация процессов социализации и воспитания дошкольников в условиях введения и реализации ФГОС Дошкольный возраст - одна из неповторимых и ярких страниц в жизни каждого ребенка. Это самый благоприятный период для социального развития,.

Организация развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО она должна быть направлена на создание: - Условий развития.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка.Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка. Условия возникновения опыта. Сохранить человеческое в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к.

Социальный проект семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП Социальный проект семейной студии художественного - эстетического развития детей дошкольного возраста группы риска СОП в условиях детского.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Тема: «Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности». Социо - игровая технология как стиль работы с детьми по формированию личности и развития коммуникативных способностей. «Мы не учим, а налаживаем.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Птицы
  • Цветы
Автор публикации:
Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2017 в 19:01
+233Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Пушистые ёжики» для старшего дошкольного возраста
Цели работы. На занятии дети упражняются в нарезании бахромы по краю круга ( узких полос, идущих от края круга к центру, выполняют разметку детали по...
Фотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группах
Традиционно в нашем детском саду, каждую весну, на окне появляется маленький огород. Это лук, зелень, это те растения, которые неприхотливы в уходе, растут...
Проект «Удивительные животные Севера»
Проект в подготовительной группе «Удивительные животные севера» Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный....
Прогулка «День жаворонка»
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В старину, чтобы...
Развлечение к Всемирному Дню земли «Земля — наш общий дом» с детьми в средней группе...
Развлечение Всемирный День Земли «Земля – наш общий дом» с детьми в средней группе 4 - 5 лет. Всемирный День Земли отмечается 21 марта. Эта дата была...