Меньшикова Людмила Викторовна
Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» выделяет тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание", в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
Публикация «Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска — это метод психологического воздействия, основанный на использовании принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимые, в социальном окружении — как взрослыми, так и сверстниками. Уже с середины дошкольного возраста потребность в социальном признании становится одной из ведущих социальных потребностей ребенка. Систематическое душевное неудовлетворение у детей дошкольного возраста становится источником формирования устойчивого комплекса личностной неполноценности, причиной возникновения таких явлений, как неуверенности и замкнутости в себе. Трудности социального развития детей дошкольного возраста группы риска, закономерно влекут за собой отклонения в развитии самосознания личности детей, сказываясь на становлении концепции и самооценке, межличностных отношениях в общении.
О. А. Карабанова отмечает, что метод социальной терапии в дошкольном учреждении обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка, вызванных неудовлетворением потребности ребенка в социальном признании. При реализации этого метода решаются следующие задачи:
- Создание условий для удовлетворения потребности в социальном признании ребенка.
- Формирование у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности адекватных способов социального взаимодействия.
При реализации метода социальной терапии могут быть использованы следующие приемы:
- систематическое поощрение взрослым всех без исключения, даже самых незначительных успехов детей с неудовлетворенной потребностью в социальном признании;
- подбираются игры, а так же другие виды деятельности, задания, в которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует достаточно высокие результаты и успех.
Выполнение видов деятельности, в которых ребенок успешен, поможет ему при необходимости повысить самооценку, закрепить в себе положительную успешность в социализации, кроме того, это поможет сверстникам увидеть и по достоинству оценить сильные качества ребенка;
- организация социальной терапии для детей дошкольного возраста группы риска необходима для успешной коммуникации детей, отказ от негативной оценки личности ребенка и его неуспешных действий;
- поддержка инициативы и ориентировки ребенка на исследование и установление социальных отношений и контактов, как со сверстниками, так и с взрослыми;
- сопереживание и эмпатия взрослого «неуспешному» ребенку, систематически испытывающему неудачи, в ясной и понятной остальным детям форме, выражение готовности прийти на помощь и сотрудничество с ним.
Если у ребенка группы риска не сформированы игровые навыки, если он не успешен в детских видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, танцы, пение и др., то применение метода социальной терапии становится проблематичным (затрудненным, а в некоторых случаях до поры до времени и невозможным). В силу этого он должен быть дополнен психологической помощью ребенку в усвоении новых, более совершенных способов действий в тех видах деятельности, где реализация потребности в социальном признании может быть достигнута с наибольшей вероятностью. В случаях, когда нет возможности повысить успешность ребенка в короткие сроки, наряду с методом социальной терапии, то в таких случаях необходимо подключить ряд специалистов, которые совместно с другими специалистами будут помогать ребенку, реализовать успешность дошкольника группы риска в социуме.
Так же организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска определяется целью разнообразной совместной деятельностью в триаде «педагоги-родители-дети», это является не только базисных стремлений и потребности ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Зачастую родители совершают ошибки в воспитании детей из-за отсутствия педагогического опыта
Организация социальной терапии семей группы риска в дошкольном учреждении в совместной деятельности может быть организованна в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера за круглым столом, посещение мероприятий в дошкольном учреждении, семейные дискуссии, семейные клубы в ДОУ, вечера вопросов и ответов, организация различных студий, проектные деятельности, семейные выставки, семейные театры и т. д.).
Таким образом, организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска строится на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода, изучение и разработка педагогического воздействия средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности дошкольника, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного подхода и разработке методов и средств воспитания детей группы риска совместно со специалистами, которые проводят диагностику, составляют образовательный план действий направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
-принцип вариативности в организации социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска включая наличие вариативной развивающей среды, дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания детей группы риска в ДОУ;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми группы риска усилится и будет эффективна, если будет проходить совместно с родителями. Задача специалиста по социальной работе – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка группы риска.
Основная цель дошкольного образовательного учреждения в процессе становления личности дошкольника, обеспечить комфортные условия и среду, для развития детских способностей, воспитания и образования детей группы риска.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!