Приложение МААМ

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников

Яна Пукач
Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою работу, соблюдать принцип преемственности. Его мы рассматриваем как необходимое и достаточное условие успешной социализации дошкольников и младших школьников.

Публикация «Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

В связи с переходом ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте к учебной в школе, перед педагогом стоит задача - целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.

В качестве факторов социализации выделяют деятельность ее основных институтов: семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы.

В своей статье мы рассмотрим деятельность этих институтов с точки зрения их преемственности.

Семья. Семья обычно рассматривается как первичный и основной фактор социализации, который играет ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов. Одной из основных функций современной семьи является социализация подрастающего поколения.

Ребёнок в семье приобретает социальное поведение, которое он должен усвоить. Взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии с окружающими.

Семья вводит ребёнка в социум, именно в ней ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью.

От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители уделяют ребенку, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом.

Так как родители играют большую роль в процессе социализации ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста, то и мы, работники ДОУ, со всей ответственностью подходим к работе с семьё й: семинары-практикумы, консультации, привлечение к мероприятиям, спортивным досугам, различная стендовая информация – все это способствует «погружению» родителя в жизнь своего ребёнка. Помогает лучше понять его, почувствовать его желания, быть ближе.

Таблица 1

Мероприятия в ДОУ Охват родителей (%)

Утренники к праздникам:

- «Осенины»

- «День матери»

- «Новый Год»

- «День защитника Отечества»

- «8 Марта»

- «День космонавтики»

- «День Победы»

- «Выпускной» (для подготовительных групп) 100 %

Тематические выставки рисунков и поделок 76%

Участие в конкурсах различного уровня 24%

Участие в Акциях и фестивалях:

- Акция «Неделя спонтанного проявления доброты»

- Фестиваль «Театральная весна»

- Конкурс «Созвездие талантов»

- Акция «Палитра чувств» 82%

Спортивные мероприятия, праздники, досуги 68%

Социализация ребенка младшего школьного возраста связана с адаптацией, развитием и углубленным воспитанием личности. Все эти процессы есть и в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, ДОУ - наиболее близкий к семье социальный институт. Такие учреждения представляют собой особую психолого – педагогическую систему воспитания и развития личности ребенка, которая ориентирована на его адаптацию к новым социальным условиям.

В нашем ДОУ работа педагогов строится на тесном взаимодействии: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструкторы по физкультуре, медицинские работники, музыкальный руководитель и воспитатели. Всю эту работу курирует старший воспитатель. Благодаря этому, ребёнок получает квалифицированную помощь в любом направлении.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений - педагогический процесс передачи культурных ценностей от поколения к поколению, происходит во времени и пространстве. Само пространство выступает как социокультурная среда. Поэтому ДОУ рассматривается как один из важнейших социальных институтов.

В нашем ДОУ мы проводим циклы занятий, направленные на социализацию детей, организовываем экскурсии в школу, приглашаем учителей начальных классов на праздники и фестивали, всегда рады видеть выпускников нашего сада на различных мероприятиях.

Таблица 2

Мероприятия Охват детей (%)

Занятия, направленные на социализацию детей 100%

Игры, направленные на социализацию детей 100%

Экскурсии в школу 22%

Праздники и фестивали 35%

Школа. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм проведения в условиях меняющейся макросоциальной среды. Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо учиться, трудно привыкает к ее требованиям. Сложности адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. В процессе обучения необходимо иметь в виду индивидуальные особенности возрастного развития ребенка.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно сильными стрессовыми факторами.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

В нашем городе школа будущего первоклассника открывает свои двери для дошкольников в январе. Здесь проводятся увлекательные занятия для малышей педагогами, которые в сентябре встретят их на пороге школы. Эти встречи очень важны. Они позволяют и учителям присмотреться к детям, и ребятам быстрее адаптироваться к занятиям в школе, познакомиться с будущими одноклассниками и учителями. Здесь тоже очень чётко прослеживается принцип преемственности.

Таким образом, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в образовательных учреждениях – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Социализация в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, осуществляется на основе принципа преемственности, т. к. те нормы поведения, которые стали известны дошкольнику, получают свое развитие и новое осмысление младшим школьником.

Публикации по теме:

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях.

Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста «Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста». Современное общество выдвигает перед образованием.

Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольникаТеатрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему "Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника".

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Пропедевтика оптических нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников Пропедевтика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, ведь уже тогда.

Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт)Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников «Синичкин день» (фотоотчёт) Районный этап Чувашского республиканского конкурса для дошкольников и младших школьников "Синичкин день" (фотоотчёт) В начале ноября.

Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка.Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка. Условия возникновения опыта. Сохранить человеческое в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к.

Сценарий новогоднего праздника для дошкольников и младших школьников «Волшебные снежинки» Сценарий новогоднего праздника для дошкольников и младших школьников "Волшебные снежинки" Праздник по этому сценарию можно проводить и в.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 14:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Яна Пукач (УИ 725534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД