Яна Пукач
Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою работу, соблюдать принцип преемственности. Его мы рассматриваем как необходимое и достаточное условие успешной социализации дошкольников и младших школьников.
Публикация «Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В связи с переходом ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте к учебной в школе, перед педагогом стоит задача - целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре.
В качестве факторов социализации выделяют деятельность ее основных институтов: семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы.
В своей статье мы рассмотрим деятельность этих институтов с точки зрения их преемственности.
Семья. Семья обычно рассматривается как первичный и основной фактор социализации, который играет ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов. Одной из основных функций современной семьи является социализация подрастающего поколения.
Ребёнок в семье приобретает социальное поведение, которое он должен усвоить. Взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии с окружающими.
Семья вводит ребёнка в социум, именно в ней ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью.
От того, насколько семья социально благополучна и как много времени родители уделяют ребенку, зависит будущая личность человека, а значит его жизнь в целом.
Так как родители играют большую роль в процессе социализации ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста, то и мы, работники ДОУ, со всей ответственностью подходим к работе с семьё й: семинары-практикумы, консультации, привлечение к мероприятиям, спортивным досугам, различная стендовая информация – все это способствует «погружению» родителя в жизнь своего ребёнка. Помогает лучше понять его, почувствовать его желания, быть ближе.
Таблица 1
Мероприятия в ДОУ Охват родителей (%)
Утренники к праздникам:
- «Осенины»
- «День матери»
- «Новый Год»
- «День защитника Отечества»
- «8 Марта»
- «День космонавтики»
- «День Победы»
- «Выпускной» (для подготовительных групп) 100 %
Тематические выставки рисунков и поделок 76%
Участие в конкурсах различного уровня 24%
Участие в Акциях и фестивалях:
- Акция «Неделя спонтанного проявления доброты»
- Фестиваль «Театральная весна»
- Конкурс «Созвездие талантов»
- Акция «Палитра чувств» 82%
Спортивные мероприятия, праздники, досуги 68%
Социализация ребенка младшего школьного возраста связана с адаптацией, развитием и углубленным воспитанием личности. Все эти процессы есть и в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, ДОУ - наиболее близкий к семье социальный институт. Такие учреждения представляют собой особую психолого – педагогическую систему воспитания и развития личности ребенка, которая ориентирована на его адаптацию к новым социальным условиям.
В нашем ДОУ работа педагогов строится на тесном взаимодействии: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструкторы по физкультуре, медицинские работники, музыкальный руководитель и воспитатели. Всю эту работу курирует старший воспитатель. Благодаря этому, ребёнок получает квалифицированную помощь в любом направлении.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений - педагогический процесс передачи культурных ценностей от поколения к поколению, происходит во времени и пространстве. Само пространство выступает как социокультурная среда. Поэтому ДОУ рассматривается как один из важнейших социальных институтов.
В нашем ДОУ мы проводим циклы занятий, направленные на социализацию детей, организовываем экскурсии в школу, приглашаем учителей начальных классов на праздники и фестивали, всегда рады видеть выпускников нашего сада на различных мероприятиях.
Таблица 2
Мероприятия Охват детей (%)
Занятия, направленные на социализацию детей 100%
Игры, направленные на социализацию детей 100%
Экскурсии в школу 22%
Праздники и фестивали 35%
Школа. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм проведения в условиях меняющейся макросоциальной среды. Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо учиться, трудно привыкает к ее требованиям. Сложности адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. В процессе обучения необходимо иметь в виду индивидуальные особенности возрастного развития ребенка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно сильными стрессовыми факторами.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
В нашем городе школа будущего первоклассника открывает свои двери для дошкольников в январе. Здесь проводятся увлекательные занятия для малышей педагогами, которые в сентябре встретят их на пороге школы. Эти встречи очень важны. Они позволяют и учителям присмотреться к детям, и ребятам быстрее адаптироваться к занятиям в школе, познакомиться с будущими одноклассниками и учителями. Здесь тоже очень чётко прослеживается принцип преемственности.
Таким образом, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в образовательных учреждениях – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Социализация в дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, осуществляется на основе принципа преемственности, т. к. те нормы поведения, которые стали известны дошкольнику, получают свое развитие и новое осмысление младшим школьником.