МААМ-картинки

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Татьяна Буцыгина
Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности, где закладываются культурные стереотипы, определяющие специфику его будущей социальной жизни. И от того, насколько будет успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка, формированием его социально-личностных качеств и основ человеческой культуры.

Публикация «Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре» размещена в разделах

В Стандарте этот период сформулирован в принципах дошкольного образования, как необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурного развития.

Поэтому, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие выведено сегодня в ранг стратегических. Его основными направлениями являются:

• развитие игрового взаимодействия дошкольников;

• общение со сверстниками;

взаимодействие дошкольников в образовательной деятельности;

• усвоение социальных норм и правил.

Социальное развитие играет значимую роль в становлении личности, помогает ребенку стать полноценным человеком: со своими интересами, принципами, устоями и желаниями.

Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывает свои личные интересы и интересы окружающих. Этому так же способствует этнокультурное воспитание, которое знакомит детей с социальными нормами поведения, духовно-нравственными ценностями, с культурными достижениями других народов, а так же воспитывает дружеские отношения к людям разных национальностей. Созданная модель воспитания и образования на материале русской культуры мотивируется, в первую очередь, патриотической направленностью, что, как выясняется, стало необходимым в современном мире.

Испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Складывались свои обычаи и традиции. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в народных законах гостеприимства, а так же в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Народная педагогика давала возможность овладеть правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов общества. То есть народная культура создавала "модель поведения", а значить готовила детей к жизни.

Поэтому необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и национальных традиций. Для этого, прежде всего, пришлось обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору, фольклору Забайкальского края. Так как содержание фольклора отражает жизнь народа, его духовный мир, опыт, мысли, чувства наших предков, просеянные через сито веков.

Учитывая это, построила свою работу так, чтобы максимально приобщить и детей и их родителей к истокам русской народной культуры. Так появилась программа «Росинка», от слова «роса», она как капля воды увлажняет и питает все живое вокруг.

Программа является одним из эффективных средств патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Этнокультурное воспитание не только формирует чувство любви к Родине, но и развивает познавательные интересы и возможности, способствует более полному восприятию окружающего мира.

Предлагаемая программа ознакомления дошкольников с этнокультурным направлением, разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и реализуется интегративно с различными областями.

Линия народной культуры проходит через все виды деятельности (на занятиях, в режимных моментах, праздниках, развлечениях и др.). Знакомлю детей с разными видами искусств (изобразительным, музыкальным, устным народным творчеством).

Построена программа от простого к сложному и рассчитана на 4 возрастные группы. У детей дошкольного возраста появляются познавательные эмоции, формируются нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга. Ранее развивающиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми, прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

В младшем, среднем возрасте дети получают первые сведения о культуре русского народа, в старшем и подготовительном возрасте продолжают знакомиться с историей и культурой не только России, но и малой родины - Забайкальским краем.

В программе учтены психологические особенности детей разного возраста. Не принужденная форма (игры, праздника, развлечения и т. д.) организационной деятельности помогает заинтересовать детей. Следует отметить, что дети, которые занимались по этой программе в дальнейшем легко и с интересом учатся в школе. Они легче прошли адаптационный период, у них развита эмоциональная отзывчивость, знают элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дети знают особенности жизни русского народа, его лучших национальных качеств, своеобразие родного края, у них развито чувство любви к Родине, своей семье, родному дому, земле, где родился. Принимают активное участие в различных мероприятиях, праздниках и развлечениях.

Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности, способной жить в современном мире.

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

«Приобщение к народной культуре через сказку детей с ОВЗ» В комплексе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми дошкольниками, особое место уделяется процессу формирования личности.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Приобщение детей к русской народной культуре. Сценарий вечера развлечений «Посиделки у хозяюшки» для младших дошкольников Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. Оборудование.

«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа) Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому,.

Приобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклоруПриобщение детей раннего возраста к русской народной культуре и национальному фольклору В рамках тематической недели "Приобщение к национальной культуре" для детей группы "Солнечные лучики" я провела много познавательных мероприятий. Мы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников через приобщение к народной культуре в семье Тема выступления «Формирование духовно-нравственных представлений у детей дошкольников через приобщение к народной культуре в семье»Низкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Опубликовано: 6 ноября 2016 в 08:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД