Лариса Чеботарева
Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Лариса Николаевна Чеботарева
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 29
город Красногорск, Московская область,
учитель - логопед
Детский церебральный паралич - заболевание, возникающее в натальном и пренатальном периодах в результате диффузного поражения головного мозга. Данное заболевание затрагивает не только двигательную, но и сенсорную и речевую сферы ребенка. Наиболее часто встречающееся расстройство речи при ДЦП-дизартрия.
Публикация «Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дизартрия у детей проявляется двумя основными симптомами - нарушение фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски.
Правильное понимание и эффективное воздействие на речевой дефект ребенка возможны лишь после всестороннего, комплексного, многопланового, индивидуального психолого - логопедического обследования.
Необходимо комплексное изучение ребенка с церебральным параличом для выработки наиболее рационального и экономичного пути коррекционной работы. Необходимо учитывать обширность поражения мозга, эпиготовность, степень снижения слуха, особенности зрительного восприятия, предел порога истощаемости, психическую активность, возможности аффективно-волевой сферы, возможности переноса способа деятельности на другой материал, наконец, преимущественный способ восприятия материала (тактильно, зрительно, на слух, при совместном проговаривании) и латеральный профиль ребенка.
Одной из задач комплексного исследования детей дошкольного возраста с церебральным параличом было выявление преимущественного способа восприятия материала. В исследовании принимали участия 22 ребенка (14 мальчиков и 8 девочек) в возрасте от 3 до 7 лет.
В процессе исследования детям предлагался ряд методик, направленных на выявление сенсорного ядра восприятия. Для выявления уровня тактильного восприятия использовались модифицированные методики «Волшебный мешочек» и «Пальчиковый бассейн»; для исследования зрительного гнозиса адаптированные методики узнавания перечеркнутых и наложенных изображений, а так же повторение действия по образцу; слуховое восприятие исследовались с помощью объяснения способа действия с предлагаемым материалом без его демонстрации (пальчиковый театр).
В процессе исследования было выявлено, что некоторые испытуемые правильно выполняли задания лишь после проговаривания способа деятельности совместно со взрослым. Результаты исследования показали, что из 22 воспитанников у 10 (45,4%) преобладало зрительное восприятие, у 3(13,6%)- слуховое, 5 (22,7%) - тактильное и 4 (18,3%) наиболее хорошо усвоили материал после проговаривания
У детей с церебральным параличом, особенно при наличии гиперкинетической формы, отмечается снижение физического слуха. Часто это нарушение трудно диагностировать и скоррегировать из-за того, что оно носит характер мерцательной тугоухости, но даже при выявлении снижения слуха степень тугоухости не требует ношения специального аппарата, хотя негативно влияет на степень восприятия речи.
Снижение остроты зрения также наблюдается довольно часто (28,5 %, но в большинстве случаев данный дефект скоррегирован.
Проведение исследования ядра восприятия у детей с церебральным параличом поможет при построении коррекционной работы опираться на наиболее активный анализатор и тем самым повысит эффективность не только логопедических занятий, но занятий дефектолога и других специалистов.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.
2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.
4. Ипполитова М. В, Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993.
5. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.
6 Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
7. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989.