ирина коробова
Формирование у обучающихся основных коммуникативных умений как основной фактор их успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.
Для более успешной социализации детей необходим определённый уровень сформированности навыков коммуникации. А для этого нужны особые условия.
В прогимназии «Идеал» Клементьевой О. М. были созданы материально-технические условия для реализации задач, смоделирована развивающая предметно-пространственная среда, представляющая этапы пополнения и сменяемости содержания оборудования игровых центров, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПиН. Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости наших воспитанников.
Публикация «Формирование у обучающихся основных коммуникативных умений как основной фактор их успешной социализации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Педагогические технологии – это способ конструирования педагогического процесса, с помощью системы средств и инновационных методов воспитания и обучения дошкольников в системе образования.
А интеграция процессов развития и обучения достигается благодаря способности педагога умело применять эти технологии в различных видах детской деятельности. Отсутствие жестких лимитов времени и атмосфера соревнования, различные мотивационные эффекты - награды, привлекательность, групповой поиск решения, неожиданные варианты решения, улучшают характер взаимоотношений и эмоциональное благополучие детей.
Совокупность условий, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, создание организационно-методического инструментария взаимодействия педагогического коллектива, объединенных единой образовательной целью: социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО.
В достижении цели формирования у обучающихся основных коммуникативных умений, как основной фактор их успешной социализации я использую следующее : технология портфолио, проектное обучение, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии. А так же современные формы организации образовательной деятельности детей: конкурсы, игры, праздники, викторины, исследования, квесты.
Информационно-коммуникативные технологии.
Например, в электронной игре «Четвёртый лишний» дети выбирают лишний предмет, а затем объясняют причину своего выбора. Презентации «Профессии в загадках», «Мебель» и другие видовые понятия. Видеофильмы об исследовательской деятельности «Спектр», «Откуда берётся молния?»
Использование ИКТ делает процесс развития речи и коммуникативных способностей интересным и увлекательным. Развивает высшие психические функции, обеспечивая базу для успешной социализации наших выпускников в современном обществе.
Вспомним праздники и конкурсы «Осенний букет», «День игрушки», «Новый год».
Это своеобразная школа публичных выступлений, где в присутствии других людей дети читают стихи, выполняют различные задания, разыгрывают инсценировки, преодолевая волнение, застенчивость, страх и неуверенность.
Они способствовали закреплению навыка правильной речи и приобретению свободы речевого общения, удовольствию и раскрепощению, что повысило речевую активность и коммуникативную деятельность детей. Слайд
Применение развивающих и дидактических игр (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки) является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации обучающихся. Они способствуют формированию коммуникативных умений. У обучающихся только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, желание самостоятельно высказываться, поделиться впечатлениями.
Задания многих игр предполагает сотрудничество ребят, повышают их самостоятельность, речевую активность. Слайд
В играх социально-коммуникативных мы учим детей личностному общению, умению проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В этих играх формируюется толерантное отношение друг к другу: «Какие мы разные», «Лицом друг к другу», «Передадим тепло рук».
Такие виды упражнений, как беседы о различных эмоциональных состояниях, упражнения с пиктограммами, игры: «Угадай, какое у меня сегодня настроение?», «Как ты поступишь в данной ситуации?», «Не отчаивайся и не унывай» развивают умение различать определённые эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Формируют основы нравственного поведения воспитанников.
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д. «Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых». Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
В нашей группе одними из любимых являются игры: «Больница» Слайд, «Парикмахерский салон» Слайд, «Кафе мороженое» Слайд
Например в игре «Продуктовый магазин», дети выступали в роли покупателей и рассказывали каждый о своей предстоящей покупке, описывали покупку, говорили о значении, о свойствах покупки, при этом продавцу приходилось угадывать, что хочет купить ребёнок. Для закрепления материала обучающимся предлагалось составить коллективный рассказ на тему: «Какие продукты нужно купить, для празднования дня именинника»? Дети учились договариваться между собой, уступать своим сверстникам, работать коллективно.
Литературные произведения тоже оказывают большое влияние на развитие детей. В обучении необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки. Которые затем инсценируются. Слайд
После прочтения задаются вопросы, связанные с чувствами и переживаниями героев произведения. Особое внимание уделялось изучению и употреблению вежливых слов в процессе общения, это отрабатывалось в различных жизненных ситуациях.
Огромный вклад в формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации оказывают занятия по развитию речи. Здесь особое внимание уделяется правильности построения различных типов предложений, согласованию слов в предложении, соответствию полного рассказа заданной теме (составление описательных рассказов, рассказы по мнемотаблице, последовательность событий….) Слайд
Самый главный фактор в развитии коммуникационных способностей и социализации – это подражание взрослому: речи, поведению, жестам.
Подражание представляет собой моделирование поведения. Игра выступает для ребенка не только отражением социального способа взаимоотношения с другими, но и способом демонстрации взрослым внутреннего, эмоционального состояния. В дошкольном возрасте наблюдается динамика перехода от отражения отношения взрослых к предметам, к отражению его взаимосвязи с другими людьми, к моделированию в действиях внутренних оснований поведения отображаемого взрослого.
Вывод: Грамотная организация процесса социально-коммуникативного развития детей в нашей группе дала положительную динамику в развитии речи у детей (тест, в коммуникативных умениях и навыках, дети стали активнее, демонстрируют интерес к окружающему миру, учатся самостоятельно устанавливать контакт со сверстниками, участвуют в обсуждении проблем, находят их решение.
Значит, формирование у обучающихся основных коммуникативных умений- это основной фактор их успешной социализации.