Ольга Багдасарова
Методическая разработка «Мы загадки отгадаем — на инструментах поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний у детей о музыкальных инструментах.
Задачи:
-расширять представления детей о музыкальных инструментах
-знакомить с основными приёмами игры на музыкальных инструментах
-воспитывать интерес к отгадыванию загадок
Актуальность разработки
Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.
Публикация «Методическая разработка „Мы загадки отгадаем — на инструментах поиграем“» размещена в разделах
Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на различных музыкальных инструментах, играют в оркестре, музицируют самостоятельно на музыкальных инструментах, представленных в музыкальных уголках в группах. В каждой возрастной группе дети знакомятся с разнообразными музыкальными инструментами, согласно возрастным особенностям, приемам игры на них. Благодаря систематической работе по данному направлению, к подготовительной группе дети будут обладают прочными знаниями о музыкальных инструментах – правильно называть музыкальные инструменты, угадывать инструменты по звучанию, владть приемами игры на них. Материал может быть интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Известно, что развитие детей лучше происходит в проблемной ситуации. Одной из простейших форм проблемной ситуации и является загадка. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Загадки широко используются в музыкальной деятельности дошкольников.
Их можно классифицировать следующим образом:
Первый раздел – это загадки «обо всём на свете», не связанные непосредственно с музыкой, но именно они делают музыкальное занятие более интересным, концентрируют внимание детей, помогают раскрыть музыкальный образ произведения для слушания или предлагаемой песни. Загадки для музыкальных занятий должны быть подобраны в соответствии с возрастом детей.
Младшим дошкольникам лучше предлагать рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки, например:
У него большие уши,
С крокодилом Геной дружит,
Улыбается мордашка.
Кто же это? (Чебурашка)
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, как выглядит, повадки и т. д.).
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,
Это кто? (медведь)
Кто в пушистой рыжей шубке,
Очень любит игры, шутки,
Волку серому сестрица,
Это рыжая… (лисица)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайка)
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок : о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Стукнешь о стенку -
А я отскачу.
Бросишь на землю -
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
Исполняется упражнение «Весёлые мячики»
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
Разучиваем песню «Мы – матрёшки»
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций, выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму).
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я. (капуста)
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Под кустом копнёшь немножко,
Вылезет на свет (Картошка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.
Ответ: лук;
Отлежал себе бочок
Наш пузатый. (кабачок)
Разучиваем хоровод «Урожайная».
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению можно предлагать загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Например, перед разучиванием песня «Как на тоненький ледок» можно загадать детям следующие загадки :
Зимнее стекло
Весной потекло. (Лед)
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (Снег)
А перед разучиванием песни об осени, или танца с листьями использовать загадку :
Растут – зеленеют,
Упадут - пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)
Особенно актуальны загадки на вечерах досуга и на праздниках.
На музыкальном занятии загадки используются во всех разделах, что помогает раскрыть музыкальный образ. Загадки подбираются по теме музыкального произведения или разучиваемой песни. Перед разучиванием образных танцев также целесообразно использовать загадки :
Прыг-скок, прыг-скок,
Длунноушка – белый бок (Заяц)
В этой загадке уже рассказывается, какие движения надо использовать в танце «Пляшущий зайчик» Е. Тиличеевой (прыгать, шевелить «ушами» - приставленными к голове руками)
Я всегда боюсь котов,
Их когтей и их усов. (Мышка)
В танце «Мышки» Жилинского дети бегут легко, на носочках, изображая трусливых мышек. Загадка помогает лучше понять характер движения персонажа.
Второй раздел – это загадки на музыкальные темы, которые помогают лучше усвоить пройденный на музыкальных занятиях материал, расширяют музыкальный кругозор ребёнка.
- загадки про музыкальные инструменты
Третий раздел – это загадки не словесные, а загаданные с помощью музыки, музыкальных произведений.
- угадывание персонажа или явления природы в незнакомом произведении (с помощью средств музыкальной выразительности – темпа, характера мелодии, регистра, тембра инструмента и др.)
Например, в младшем возрасте мы слушаем произведение «Лошадка» Потоловского. В музыке явно слышится цокот копыт.
В старшем возрасте хорошо предлагать детям произведения, в которых музыка изображает какие-нибудь явления природы и более сложные образы, например, Римский –Корсаков «Полёт шмеля», «Море», Сен-Санс «Аквариум», Чайковский «Баба Яга» и др.
- в старшем возрасте - угадывание жанра незнакомых музыкальных произведений (песня, танец, марш, танцевальных жанров (вальс, полька, полонез, менуэт и др.)
- узнавание произведений, которые изучались в течение года в разделе «Слушание музыки».
- угадывание музыкального инструмента по звучанию :
В младшем возрасте используются детские музыкальные инструменты : барабан, бубен, маракас, колокольчик, ложки.
В старшем возрасте можно предлагать детям узнавать по звучанию инструменты оркестра : балалайка, скрипка, флейта, арфа, баян, труба и др. (слушать в записи)
- угадывание популярных детских песен (песенная викторина)
- угадывание песни по мелодии (игра «Угадай мелодию»)
- угадывание песни по вступлению.
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Конечно, этим занимаются воспитатели в группах, а на музыкальном занятии загадка является мощным средством для поддержания интереса у детей, помогает создать весёлую атмосферу, а также создает условия для лучшего понимания и усвоения детьми музыкального материала.