Лучший педагог года

Методическая разработка  «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками»

Любовь Захарова
Методическая разработка  «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками»
▼ Скачать

Введение.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речью детей. Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и психиатр Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка. Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Целью методической разработки является развитие координации движений мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования. Помимо развития мелкой моторики упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом, направлены на решение следующих задач:

Публикация «Методическая разработка  „Игры „из ничего“, развивающие пособия, сделанные своими руками“» размещена в разделах

• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В данной разработке используются разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нетрадиционного оборудования: щётки, прищепки, пуговицы, бусины, семечки, орешки, губка для мытья посуды, гайки и винтики, решётки для раковины, мыльница, бутылки пластиковые и т. д. Как видно выше материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями в дошкольных учреждениях, родителями. Работа по данной методической разработке предполагает следующее:

• Систематичность проведения игр и упражнений с нестандартным оборудованием. (2 игры в неделю ежедневно - индивидуально или с подгруппой (в зависимости от игры) в свободное от образовательной деятельности время, от 5 до 7 минут);

• Последовательность (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

Практический материал

Капитошка

Капитошка – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, в игровой, трудовой и самостоятельной художественной деятельности, на прогулке и экскурсии и на вечере развлечений. Дидактическая игрушка представляет собой большую (диаметр - 20 см высота - 60см) мягкую куклу-капельку, сшитую из голубой ткани. Форма игрушка-капелька имеет форму лица, выражение которого меняется за счет модификации формы бровей, рта, изготовленных из красного и коричневого цвета фетра с липучками на обратной стороне. Волосы сделаны из вязальных ниток, чтобы ребенок мог заплетать их в косички, вплетать их в ленточки, закалывать заколки, завязывать бантики. Руки и ноги пристегиваются при помощи пуговиц. На ногах куклы имитация сапог со шнуровкой. На спине потайной кармашек с застежкой для спринцовки и провода от капельницы, который маскируют среди волос. Это простое приспособление позволяет педагогу устроить сюрприз – «оживить» игрушку. В кармашке имеются запасные детали - формы бровей и рта. Данная игрушка предназначена для детей от 2 до 7 лет. Общаясь с игрушкой, они учатся шнуровать и застегивать пуговицы, заплетать косички и завязывать бантики. В старшем возрасте во время бесед о природе игрушка помогает понять сложную тему «Круговорот воды в природе», усвоить способы ухода за растениями. На занятиях по развитию речи у них формируется творческое воображение, фантазия при составлении рассказов о Капитошке. Игрушку можно использовать для ознакомления детей с различными эмоциональными состояниями человека (радость, равнодушие, удивление, испуг, злость). Играя с ней, они легче познают окружающий мир.

Солнышко

Пособие предназначено для развития у детей мелкой моторики и приобретения определенного сенсорного опыта. А также можно широко использовать в игровой деятельности, детских развлечениях и досугах.

Описание. Дидактическая игрушка представляет собой мягкий желтый круг с множеством лучей (разноцветных лент). Все ленты скручены и пристегнуты по длине окружности с помощью пуговиц.

Дети могут раскручивать, скручивать ленты и застегивать пуговицы. При этом запоминать названия цветов и развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Курочка Ряба

Эту игрушку можно использовать с детьми от 2 до 7 лет. С детьми раннего возраста можно поиграть в игру «Вышла курочка гулять», почитать сказку «Курочка Ряба», провести исследовательскую деятельность «Что в яйце?». А с помощью яиц (киндер-сюрпризов, можно отрабатывать действия по умению открывать и закрывать, развивая при этом мелкую и крупную моторику пальцев, ладошек. В старшем возрасте можно использовать на занятиях по математике (сколько яиц было, сколько цыплят вылупилось, сколько осталось и т. д.)

Описание: «курочка Ряба» представляет собой игрушку, связанную крючком, помещена она в гнездо с яйцами (киндер-сюрпризы, в которых находятся маленькие желтые цыплятки.

Божья коровка

Цель: развивать у детей кисть и мелкую моторику рук.

Описание. Божья коровка представляет собой связанную крючком игрушку, у которой на спине вставлена молния. Пятнышки на крылышках пристегнуты с помощью пуговиц.

Внутри у игрушки вязаные разноцветные мячики с веревочками.

Можно с успехом использовать игрушку, как сюрпризный момент на занятиях, во время развлечений, игр.

Ежик

Цель: учить детей считать, составлять и решать простейшие задачи, развивать мелкую моторику рук.

Описание: игрушка сшита из фетра, на предполагаемых иголках пришиты пуговицы, с помощью которых пристегиваются разные предметы (яблоки, грибы по выбору воспитателя).

Данная игрушка предназначена для детей от 2 до 7 лет.

«Мирилка»

.

Цель: способствовать примирению детей, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, речь детей.

Описание: игрушка связана крючком.

Для того, чтобы помирится друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки-мирилки. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.

«Божья коровка найди свою полянку»

Цель: учить различать цвета и понимать название цвета, а также подбирать предметы одинакового цвета.

Превращаясь мысленно в божьих коровок, дети ориентируются в пространстве своей группы, развивают активность, умение играть коллективно, обогащают свой сенсорный опыт. Используется с детьми раннего возраста и среднего дошкольного возраста.

Описание: цветы вырезаны из линолеума и обклеены цветной бумагой. Божьи коровки изготовлены из компакт-дисков, обклеены тоже цветной бумагой.

Живая картина

Цель: знакомить детей с предлогами в младшем возрасте, в старшем возрасте совершенствовать грамматический строй речи и связную речь.

Описание: пособие представляет собой красочную картину, с наклеенными на ней «липучками» в разных местах. В определенном месте находится коробка с отдельными персонажами.

Дети, прикрепляя персонажи в разные места, оживляют картину. Пособие можно использовать на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности.

Дерево

Цель. Данное пособие применимо в области элементарных математических представлений для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения. А также для закрепления количественного и порядкового счёта (Д/игра «По порядку сосчитай!», «Что изменилось?»). Поможет дошкольникам научиться соотносить цифру с количеством предметов, решать задачи на сложение и вычитание, ориентироваться в пространстве.

Дети младшего возраста активизируют словарь (д/игра «Назови части дерева», «Какого цвета яблоки?».

Описание: мягкая и лёгкая основа пособия, изготовлена из фетра, безопасный способ крепления («липучки») позволяют быстро перемещать его и закреплять во многих, доступных для ребёнка местах.

Искалочки

Цель. Игра развивает мелкую моторику рук, усидчивость, интерес к играм.

Описание. Игрушка сшита из фетра с прозрачным окошечком, наполненная рисом и мелкими игрушками.

Дети перебирают искалочку и ищут, что спрятано в ней.

Гусеничка

Цель: развивать мелкую моторику, интерес, упорство в достижении цели.

Описание: пособие представляет собой круг из плотной ткани, прошитый по спирали. Внутри помещены несколько игрушек.

Дети должны по спирали продвигать игрушки в прямом и обратном направлении.

Палочки и резинки

Цель. Игра развивает мелкую моторику, помогает запоминать названия цветов.

Описание: цветные палочки и разноцветные резиночки для волос.

При выполнении задания необходимо называть цвета резинок, надеваемые на палочки. После того, как все резинки будут надеты, необходимо снять их по одной. Похвалите малыша за его труд!

Палочки перепутались

Цель: развивать мелкую моторику, запоминать цвета. Воспитывать усидчивость, умение доводить дело до определенного конца.

Описание: четыре цветных стаканчика и палочки соответствующих цветов.

«Звенящие коробочки»

.

Цель. Игра развивает слуховое восприятие.

Описание. Коробочки наполнены разными звенящими, шуршащими предметами и обклеены цветной бумагой.

Задача детей найти среди них одинаково звучащие две коробочки.

Прищепки

Цель. Мелкую моторику рук отлично тренируют даже простые прищепки. К тому же, с их использованием можно придумать массу дидактических игр.

Описание. Пособие сделано из плотной бумаги (под солнышко, ёжика, тучку, утенка, лошадки и т. д.)

Играя, малыш будет учиться составлять связные рассказы, придумывать сказки, фантазировать.

Дерево

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок, развивать творческие способности, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Описание: данное пособие изготовлено из плотного картона в форме дерева, «листья» - прищепки.

«Солнышко»

Мой маленький дружочек,

Возьми-ка ты шнурочек.

Видишь желтый круг?

Сделай лучики вокруг.

Солнце улыбается –

Ребятишкам очень нравится!

Цель: формировать у детей навыки шнурования по кругу, развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Описание: основное панно сделано из пластика в центре его - желтый круг. Отверстия прокручены с помощью шила или ножниц.

Вариантов для шнурования очень много, в данном случае это лучи для солнышка. Игрушки и игры для развития мелкой моторики чрезвычайно полезны, ведь с их помощью вы помогаете ребенку освоить и сформировать различные необходимые навыки. Но помимо этого, вы делаете косвенный вклад в развитие речи своего ребенка, его мышления, творческих способностей, памяти, координации движений и т. д

Тактильная коробка

Цель: развивать у детей тактильное восприятие, обогащать активный словарь детей, развивать память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику,

Описание: коробка, заполненная предметами разной величины, фактуры и формы: маленькими мягкими игрушками, геометрическими фигурками, пластмассовыми муляжами овощей и фруктов, буквами, цифрами и т. д. имеет круглое боковое отверстие.

Малыш перебирает предметы в коробке и угадывает их на ощупь. Коробку можно использовать и в качестве дидактической игры : искать предмет той формы или величины, что указано, описывать предметы на ощупь и прочее.

Сухой бассейн

Цель: способствовать нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Описание: набор разноцветных футляров от киндер-сюрпризов, собранных в пластмассовый тазик.

Главная ценность этого пособия, что малыш не боится что то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительны, а их движения координированы. Используется с детьми от 2 до 7 лет.

Кукольный театр

Цель: развивать интерес к театрально-игровой деятельности, учить разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Описание: персонажи сказочных героев связаны крючком.

Используется детьми от 5 до 7 лет.

Паровоз, паровоз новенький блестящий

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять название цветов, а также уметь подбирать предметы одинаковые по цвету.

Описание: очень простое в изготовлении пособие; выполнено из цветного картона в виде паровозика с четырехцветными вагончиками и набором цветных предметов.

Используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Массажный коврик

Цель: профилактика у детей плоскостопия; массаж стоп, укрепление свода стоп; укрепление детского организма, развитие равновесия.

Описание: дорожка представляет собой коврик для ванны с нашитыми разными предметами в определенном порядке, из палочек, мягких мочалочек, косичек из веревочек и др.

Очень важный предмет в проведении гимнастики после сна.

Паучок

Это мягкая игрушка заставит любого малыша пройти по следам, расположенным на ее спине.

Цель использования этого физкультурного пособия : развивать у детей чувство равновесия, способствовать профилактике плоскостопия, упражнять в ходьбе с правильным разворотом.

Описание: игрушка сшита из мягкой ткани, следы вырезаны из плотного картона, обклеенные тканью шероховатой поверхности.

Листопад

Цель: учить детей правильному дыханию.

Описание: данное пособие сделано из плотного картона. К кроне деревьев на веревочках прикреплены листочки.

Воспитатель держит дерево с листочками на уровне лица ребенка и предлагает сдуть их. Через нос сделать вдох, через рот – продолжительный выдох (повторять 3-4 раза,

«Ветерок в бутылке»

Цель: развивать органы дыхания, умение правильно дышать.

Описание: данное пособие изготовлено из пластиковой бутылки, цветной бумаги, соломки для коктейля. Индивидуально для каждого ребенка.

Тоннель

Цель: развивать подвижность, умение ползать на четвереньках.

Описание: тоннель изготовлен из алюминиевого обруча и плотной ткани.

Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх.

«Султанчики»

Цель: Способствовать развитию органов дыхания, мышц туловища.

Описание: пособие изготовлено из футляров киндер-сюрпризов и цветных целлофановых ленточек.

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований.

"Самый главный на дороге"

"Самый главный на дороге",-

Говорили мне друзья -

Разноглазый, одноногий,

С ним шутить никак нельзя".

Я немного испугался

Слыша этот разговор,

Но увидев, догадался-

Это ж, просто - светофор.

Очень важно, как можно раньше объяснить ребенку, где и как правильно переходить дорогу, познакомить его с основными, наиболее часто встречающими дорожными знаками, а главное научить всегда и везде соблюдать правила дорожного движения. Такая обучающая объемная игрушка наверняка привлечет ребенка не только к игре, но и будет ему интересна при изучении правил дорожного движения.

Заключение

Весь собранный материал в данной работе обыгрывается с детьми в разных видах деятельности. Дети с удовольствием действуют, когда воспитатель им предлагает то или иное пособие, часто и сами могут выбрать понравившуюся игру. Таким образом, проводится планомерная работа по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Публикации по теме:

«Картины, сделанные своими руками»«Картины, сделанные своими руками» Хорошим украшением в группе могут послужить картины, сделанные своими руками. В наше время очень много материалов можно приобрести в магазинах.

Атрибуты, сделанные своими руками для танца «Русский самовар»Атрибуты, сделанные своими руками для танца «Русский самовар» Атрибуты, сделанные своими руками для танца «Русский самовар» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить мастер-класс по изготовлению.

Игры-тренажеры для развития моторики рук, сделанные своими рукамиИгры-тренажеры для развития моторики рук, сделанные своими руками Каждый воспитатель уделяет большое внимание на развитие моторики рук у дошкольников. Я тоже стараюсь, чтобы у моих воспитанников были.

Куклы, сделанные своими рукамиКуклы, сделанные своими руками ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОЮ МАСТЕРСКУЮ Кукла Шестиручка С ней мы играем на Куделицу Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая.

Мастерим развивающие игры своими рукамиМастерим развивающие игры своими руками Корзинка настроений Ребенку предлагается рассказать, какое у него настроение сейчас,на занятии и достать из корзинки тот шарик,ту картинку,которая.

Методическая разработка дидактического пособия «Кукольный домик»Методическая разработка дидактического пособия «Кукольный домик» Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность.

Методическая разработка игрового пособия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Играя, дети, не просто развлекаются, они познают мир. А взрослым остается только воспользоваться этим для обучения.

Не озвученные музыкальные инструменты, сделанные своими рукамиНе озвученные музыкальные инструменты, сделанные своими руками Опираясь на требования ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Пособия, сделанные своими руками.Пособия, сделанные своими руками. Хочу показать вам пособия для детей, которые я сделала сама. Эти пособия я, конечно, выписывала, но собирала и делала всё сама. Первым я.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторикиРазвивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о "мелкой моторике", подразумевается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка  «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 07:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка  «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Захарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки. 

13 ноября. Всемирный день доброты и вежливости

Официальный праздник доброты на нашей планете празднуется 13 ноября,  его отмечают жители всех континентов в 28 странах.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД