Папки-передвижки

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО

Оксана Конькова
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО»

Пояснительная записка

Современный, быстро меняющийся мир предъявляет все более высокие требования к человеку. Хочешь быть успешным — меняйся вместе с миром, подстраивайся под новые требования и ожидания социума. Кому, как не педагогам любого уровня необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свой профессионализм, ведь с одной стороны им необходимо соответствовать все повышающимся требованиям, с другой стороны — их задача заключается в подготовке новых членов социума, способных к непрерывному образованию и замотивированных на это.

Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО» размещена в разделах

Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную и творческую активность педагогов. Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой педагогической ответственности, без постоянного обновления знаний, практических умений в процессе повышении квалификации, самообразования и самосовершенствования. Поэтому образовательные организации должны отличаться своей уникальной, вариативной, саморазвивающейся системой работы с педагогическим коллективом, способной формировать образовательное пространство своей организации. Очень важно, чтобы в ней было объединение специалистов, педагогов, способных и готовых к системным изменениям в образовательном процессе, обладающих навыками целеполагания, планирования, проектирования, командной работы.

Формирование педагогической команды сегодня представляет собой одну из социальных технологий в образовании и является своеобразным механизмом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГО ДО и ФОП ДО.

Цель: создание условий сплочения коллектива, объединенного общими целями и мотивами.

задачи:

• развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей;

• осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе;

• повысить коммуникативные навыки педагогов.

Педагогическое обоснование применения коллективных форм взаимодействия для сплочения коллектива.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности работы старшего воспитателя, которая занимает особое место в системе управления педагогическим процессом в ДОУ, и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания работы старшего воспитателя с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время эта работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

Особенность работы с педагогическим коллективом, в основном состоящим из женщин, со своим, зачастую уже сложившимся творческим педагогическим почерком, требует от старшего воспитателя умения найти подход к каждому из них, учитывая их сильные и слабые стороны, позволяет создать команду сплоченных единомышленников. Только в этом случае возможно создать сплоченный коллектив и достичь поставленных целей.

Одним из продуктивных способов реализации создания такой команды педагогов, является использование тренинговых мероприятий, которые позволяют в благоприятной психологической атмосфере выявлять сильные и слабые стороны каждого участника, обеспечивать возможность высказаться о том, что устраивает и не устраивает во взаимодействии друг с другом, формулировать перспективы развития ДОУ в целом и каждого участника в отдельности, преодолевать барьер недоверия к коллегам и администрации ДОУ, сплачиваться в единую команду.

В командной работе резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От квалификации педагогов, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития всего учреждения. Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.

Влияние психологического микроклимата

на деятельность педагогов ДОУ

Сплоченность педагогического коллектива, как фактор психологического микроклимата в дошкольной образовательной организации оказывает влияние на субъективное благополучие личности педагога, его успехи, на взгляды и деятельность воспитанника.

По мнению известного российского психолога Б. Д. Парыгина, понятие «морально-психологический климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем управления и другими факторами.

На формирование морально-психологического микроклимата оказывают большое влияние такие факторы, как психологическая совместимость коллектива, организация совместной деятельности, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, характер коммуникаций, информированность коллектива и другие. С помощью грамотно организованной методической работы можно регулировать и влиять на морально-психологический микроклимат с учетом данных факторов.

Методическая работа в учреждении дошкольного образования представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных не только на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, но и на поддержание благоприятного микроклимата в коллективе.

Формирование сплоченности в коллективе зависит от группового взаимодействия и успехов в нем, общих целей и взаимной симпатии между педагогами в коллективе. Сформировавшись, групповая сплоченность может оказать существенное влияние на положительный микроклимат в коллективе, где каждый педагог чувствует себя членом единой, дружной команды.

Формирование сплоченного коллектива – процесс довольно долгий. И в функциональные обязанности старшего воспитателя входит развитие сплоченности коллектива путем создания условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Скажите мне — и я забуду, покажите мне — и я, может быть, запомню, сделайте вместе со мной — и я пойму».

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности.

Особенности инновационных методов работы

с педагогами ДОУ

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Поэтому для повышения педагогических компетенций используются различные инновационные методы и интерактивные формы работы, такие как: творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы, технологии игрового моделирования (деловые игры, ролевые игры, имитационные игры, тренинги, педагогический ринг, мастер-классы, и др.

Но все эти методы могут не помочь достичь поставленной цели, если коллектив не будет сплочен, а педагоги уметь организованно сотрудничать друг с другом. Именно поэтому одной из основных управленческих задач является сплочение коллектива и создание у сотрудников уверенности в том, что они будут в собственном учреждении окружены, если не друзьями, то близкими по духу людьми.

Одним из методов для сплочения педагогического коллектива нами был выбрана технология тимбилдинга.

Тимбилдинг (англ. Teambuilding) – построение команды, термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

Еще тимбилдинг можно назвать командообразованием. И действительно: основной целью организации тимбилдинга является сплочение сотрудников, раскрепощение и неформальное дружеское общение, совместные переживания, новые ощущения и, наконец, возможность ненадолго отойти от привычного, традиционного общения, надоевшего хода проведения занятий.

Другими словами, тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, коллективных развлекательных программ, тренингов и прочего.

Главные цели и задачи тимбилдинга заключаются в:

• создании чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;

• замене у участников чувства конкуренции на чувство сотрудничества;

• обучении эффективному взаимодействию между членами коллектива (взрослых или детского объединения);

выработке доверия и понимания в команде;

• сплочении команды, выводе «командного духа» на новый уровень;

• укреплении горизонтальных связей в коллективе;

• повышении мотивации деятельности;

• укреплении авторитета руководителя команды;

• психологической разгрузке участников процесса;

• усилении креативности.

Виды тимбилдинга:

Творческий тимбилдинг

• подразумевает под собой различные объединения для подготовки и проведения творческих проектов, от создания музыкальных групп до рисования картин и постановки спектаклей.

Например, участники могут поставить пьесу или спектакль по мотивам известного произведения. Для максимального перевоплощения в роль, потребуются костюмы и реквизит для воссоздания соответствующей обстановки на сцене.

Одной из форм проведения творческого тимбилдинга является коллективное создание картин – Арт-тимбилдинг.

Интеллектуальный тимбилдинг

• мозговые штурмы, викторины, квесты и другие интеллектуальные игры

Социально-экологический тимбилдинг

• подразумевает субботники и благотворительные акции.

К примеру, сотрудники могут заняться облагораживанием участков, посадкой деревьев и другими социально-полезными работами.

Спортивный тимбилдинг,

Предполагает игры в команде: футбол, эстафеты, подвижные квесты, полосы препятствий, а также может включать такие игры, как волейбол, пейнтбол, лазертаг и т. п.

Психологические тимбилдинги

• подразумевают тестирование, выполнение заданий, связанных с психологией.

Такой вид тимбилдинга позволяет выявить неформальных лидеров в команде и понять роль каждого участника в коллективе путем создания непринужденной атмосферы. В ходе таких мероприятий формируются навыки правильного общения и умение находить компромисс.

Корпоративный тимбилдинг

Очень распространен в настоящее время. Этот вид тимбилдинга дает возможность увидеть друг друга в неформальной обстановке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что технология тимбилдинга – форма результативной групповой деятельности, способствующая стабилизации микроклимата, активизации поиска рациональных идей, развитию инициативы и творческого потенциала и повышению деятельности организации в целом.

Это хорошая возможность получить знания и в безопасных «лабораторных» условиях попробовать себя в разных командных ролях. Создать высокоэффективную команду нелегко. Эта работа требует времени и упорства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова Е. Ю., Блинова Ю. В., Лямин А. В., Жуков Ю. М. Командообразование в режиме реального времени //Справочник кадровика. 2002. 2.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб. : Издательство "Речь", 2002 - 224 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

По каждому из перечисленных видов тимбилдинга были подготовлены и проведены упражнения:

интеллектуальный тимбилдинг

«Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Количество игроков: 12+

Цель: эмоциональная разгрузка участников, улучшение деятельности своей команды.

Инвентарь: круг, квадрат, треугольник и спираль.

Описание: Ведущий размещает перед участниками круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится и подойти к ней. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают задание сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам. Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру. Треугольник – что помогает достигать результатов. Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Мини-группам дается 5 – 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

«Кто быстрее?»

Количество игроков: 12+

Цель: сплочение коллектива.

Материал: карточки с изображением (квадрат, треугольник, круг, ромб, буквы)

Описание: Участники делятся на две команды. Ведущий предлагает капитану выбрать карточку. Капитан показывает карточку команде и по сигналу группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, что изображено на карточке. Упражнение проходит на время.

«Очередь»

Количество игроков:5+

Цель: сплочение команды, умение действовать сообща.

Материал: повязки на глаза, номера

Описание: Ведущий завязывает участникам глаза. Затем подходит к каждому участнику прикрепляет номер и простукивает определенное число по руке. Когда все игроки получили свой номер, ведущий дает сигнал начала игры. Задача — без слов выстроиться в очередь так, чтобы каждый участник занял свое порядковое место. Если игроков много, можно сформировать несколько команд и устроить соревнования на скорость.

творческий тимбилдинг

Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»

Количество игроков: 5+

Цель: Развивать умения действовать слажено.

Материалы: маркеры или фломастеры, листы формата А3.

Описание: командам даются разные задания, а именно:

- Нарисовать здание в 10 этажей.

- Контур здания должен быть фиолетового цвета.

- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.

- На здании должен развиваться синий флаг …и так далее.

Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. В конце сравниваются точность исполнения заданий.

Древо успехов

Количество игроков: 5+

Цель: Развивать умения действовать слажено.

Материалы: небольшой горшок для цветов (без дырки в дне) или ящик; песок; несколько крупных камней (можно щебень); сухая прочная ветка для ствола дерева; сухие веточки, «зимние цветы», другие природные материалы, из которых можно сделать ветки дерева; цветная бумага или картон; пластилин; прозрачный скотч; ножницы; разноцветные короткие (не более 10 см) тесемки или нити.

Описание: ведущий просит участников игры выложить в круг все приготовленные материалы, и рассказывает вводную историю:

«Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснялось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними. Стремясь быстрее реализовать свои желания, люди пропустили главный секрет легенды, который гласил: "И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими". Наверное, эта фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке.

Так или иначе, но сейчас мы сможем сделать то чудесное дерево сами. Для этого мы возьмем ящик, наполним его песком, воткнем туда ветвь, которая будет стволом нашего дерева, и укрепим ствол камнями. Потом мы возьмем пластилин и скотч и будем привязывать к стволу ветви, украшая их листочками или цветами из разноцветной бумаги, если это необходимо. Так у нас получится общее древо».

Когда дерево будет готово, ведущий берет в руки разноцветные тесемки и продолжает:

«Это общее древо успехов. Давайте сейчас вспомним все ваши общие успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами общую победу. Вы вспоминаете о каком-то достижении, берете тесемку, еще раз громко называете это достижение и завязываете тесемку на дерево».

социально-экологический тимбилдинг

экологическая акция «Собери макулатуру – спаси дерево»

В ходе экологической акции «Собери макулатуру – спаси дерево» сотрудники ДОУ и сами собирали макулатуру, и подключали для участия в акции родителей воспитанников ДОУ.

Все упражнения по психологическому виду тимбилдингу с педагогическим коллективом ДОУ подбирала и проводила педагог – психолог.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
Опубликовано: 3 мая 2024 в 08:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Конькова (УИ 905025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД