Светлана Пухова
«Загадка — это интересно» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
В условиях реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы для повышения эффективности воспитатель но-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов работы с детьми.
Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения в педагогической практике не ново, однако, опыт работы с загадками в дошкольных учреждениях ещё недостаточно широк.
РАССМОТРИМ ЗАГАДКУ И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.
Публикация «„Загадка — это интересно“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Попробуйте сами определить педагогическое значение загадки.
Педагогическое значение загадки :
• Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
• Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
• Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
• Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
• Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы.
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю. Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
- Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей.
У младших дошкольников внимание часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
- Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
- Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:
1. установить, в общем виде, что нужно искать;
2. установить, где нужно искать;
3. выявить все оставшиеся признаки;
4. выдвинуть предположение-отгадку;
5. объединить установленные признаки;
6. сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.
Ю. Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Еще в начале учебного года начали учить детей составлять описательные загадки. Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они легко составляли описательные загадки о диких животных.
Кирилл.
Живет в море, носит на себе домик (Черепаха)
Также учились составлять загадки, используя алгоритм:
Объект Действие Результат
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки.
Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки.
Например, отгадывая загадку :
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю. Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Для развития у детей навыков описательной речи Ю. Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?" А также выясняли, как понимают дети то, или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т. д.
Какой же принцип отбора загадок для дошкольников.
Повторюсь, что важным требованием, является их доступность. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.
Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками : отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только
развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.
Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка) .
Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют (вода)
Поэтому при отборе загадок воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Рассмотрим несколько загадок на одну тему, чтобы определить возможность их применения в той или иной возрастной группе.
Малышам хорошо предложить загадки на знакомую тему :
На заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку!» - кричит (Петух.)
Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка:
Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? Петушок.
Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др., сравнивать предметы между собой.
Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом
Крылья
И садится на забор. Петух.
Загадка может быть предложена детям старшего дошкольного возраста.
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы.
Содержание загадки – описание признаков внешнего вида и повадок, но словарь сложный: мундир, краса, забияка.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
В тексте назван всего лишь один признак внешнего вида и одно действие. Применён приём отрицательного сравнения со «сторожем» и «ездоком». Понятие «ездок» может представлять для детей некоторую трудность.
Такую загадку можно предложить детям подготовительной к школе группы.
Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.
Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.
А теперь загадка для вас, уважаемые коллеги.
Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх? Человек.
Утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
Желаю, чтобы у нас, как дольше был, полдень.
Всем удачи в работе с загадкой.