Светлана Белокопытская
Развитие полушарий мозга. Методическая разработка дидактического пособия «Классики для рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий. Это взаимодействие влияет на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Публикация «Развитие полушарий мозга, Методическая разработка дидактического пособия „Классики для рук“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Классики. Подвижная напольная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2020
Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д.
Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Предлагаю небольшой мастер класс по изготовлению игры для развития полушарий мозга ребенка. Я назвала ее «Классики для ручек».
Цель:
-синхронизация межполушарного взаимодействия,
-ориентировка в пространстве,
-развитие мелкой моторики, мышления, памяти, внимания,
-закрепление навыков счета,
-развитие познавательных способностей.
Если ребенок четко усвоил счет до 10, он может хорошо справиться с заданиями.
Для ее изготовления потребуются материалы, которые всегда есть под рукой: 2 крышечки от пластиковых бутылок, маркер и альбомные листы.
На листах рисуем кружки, внутри которых пишем цифры от 1 до 10. Главное условие, чтобы цифры были изображены «зеркально».
В процессе игры ребенок берет фишки двумя руками и одновременно «перепрыгивает» в кружки от 1 до 10 по порядку.
Далее, задание можно усложнить: предложить ребенку «пропрыгать» в обратном направлении.
Более старшим деткам можно попробовать сделать это сначала по четным числам, затем по нечетным.
Еще как вариант, ребенок становится на кружки одновременно двумя ручками на ту цифру, которую ему предложит взрослый, или, которую он сам выберет. Можно показывать очередность цифр на карточках, тогда выполнять задание будет интереснее.
На следующем листке можно изобразить кружки в виде какой-либо фигуры и цифры написать не по порядку, а вразброс. Чем-то напоминает классики для прыжков из детства.
Ребенок находит фишками цифры по порядку и становится на них одновременно двумя ручками.
По желанию, можно взять счет до 5, а можно, наоборот, еще увеличить, придумывая разные комбинации из кружочков.
Еще один из вариантов: как только ребята будут уверенно выполнять задание, предложите им сделать это на скорость.
Таким образом, в процессе игры мы не только развиваем оба полушария, но и закрепляем навыки счета, что является развитием познавательных способностей у детей.
При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения. Поэтому, подобные игровые упражнения необходимо систематически включать в деятельность ребенка.