Получи документы

Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»

Екатерина Урядова
Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»

Консультация для родителей

«Наказывать ребенка или нет?»

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители, и старшее поколение, - о проблеме целесообразности применений наказаний.

Отношение к наказаний меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь».

Публикация «Консультация для родителей „Наказывать ребенка или нет?“» размещена в разделах

В 1989г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для полного и гармоничного развития его личности ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются: «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», закон РФ «Об образовании» семейный и уголовный кодекс. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Например, ударить ребёнка – означать нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действии, говорить ребёнку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий» а «ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.

Не секрет иногда все-таки родители наказывают детей физически. Они поступают так, потому что считают, что они правы и им становится легче. «Нас били родители и ничего», - говорят они. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь. Вариантов может быть несколько: простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил. если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо. ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор. Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же? Некоторые дети вследствие физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, другие перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха, могут затаить злость.

Вот по-вашему мнению в чём заключается вред запугивания ребёнка?

Конечно, иногда взрослые грозятся отдать чужому дядьке, бабе Яге, сделать укол и т. д. Вследствие чего у ребёнка могут появиться детские страхи, он станет бояться темноты, врачей, могут появиться проблемы с нервной системой.

Психологи посвятили много исследований на тему наказаний и выявили, что оно является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить с помощью наказаний удаётся только в 47 %. А поощрение, например, когда ребёнка хвалят, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания раз от раза слабеет, и в этом его недостаток. Например, ребёнок старается взять в руки какую–нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За то, что ребенок взял, его поставили в угол, однако, ему хочется взять снова, и через некоторое время он её берёт, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он использует до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько он обещаний ни даст, выполнить их всё равно не сможет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон.

Конечно, наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности и умеет найти индивидуальный подход.

Но если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

1. Наказание должно исходить из мотива поступка. То есть сначала мы должны разобраться, что именно случилось, может быть, ребенок заступился за младшего или девочку и поэтому ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость.

3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливом, адекватным его вины.

4. Наказание не должно быть частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.

5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болеет, ест, сразу после сна.

6. Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что – либо не получается, но он старается.

7. Наказание не должно вредить здоровью.

8. За один проступок – одно наказание.

А сейчас разберём ситуацию:

Дочка залезла в мамин шкафчик, испортила ей косметику и перепачкала все вокруг. Мама рассердилась и поставила дочь в угол.

Вопрос: Правильно ли поступила мама поставив дочь в угол? Как по-другому можно было поступить маме? Какими могут быть последствия взаимопонимания? (можно предложить поделиться опытом наказания в семье).

Возникает вопрос: «Как же все-таки можно наказывать?»

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

• Выговор – строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Лишить ребёнка чего – то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что он наказан.

• Метод игнорирования, но он спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но в этом случае он конкретно должен знать за что.

И игнорировать можно несколько секунд. (можно предложить дискуссию о целесообразности этого метода)

Вторая ситуация для анализа:

Девочка долго не могла сделать поделку, все что-то не получалось, а когда получилась позвала маму посмотреть на нее, но мама была занята на кухне и не подошла.

Вопросы:

• Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? (высказывания родителей)

• Как по-вашему мнению, чем чревато невнимание родителей к проблемам дочери? (высказывания родителей)

• Стараетесь ли вы поддержать стремление ребёнка поделиться радостями или может огорчениями? (высказывания родителей)

Конечно, у ребёнка есть потребность в общении с близкими людьми. И если родители не слушают своего ребёнка, не интересуются его делами, то ребёнок или находит другого человека или замыкается в себе. И когда ребёнок подрастает, он может попасть в сомнительные компании, а родители потом удивляются, чего не хватило ребёнку.

А сейчас мы ещё одну ситуацию разберём, но покажут её нам сами родители.

Ситуация:

Мама говорит четырехлетнему сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

- Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает.

- Кого же ты сегодня возьмёшь с собой смотреть сны – мишку или зайку?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы:

• Почему сначала сын отказался спать, а потом согласился?

• Какой приём использовала мама? А какой используете вы дома и эффективен ли он? (родители высказывают свою точку зрения)

Наказание – это сильный метод воспитания и он действующий, но нужно быть с ним очень аккуратно, учитывать мотивы поступка, возрастные особенности ребёнка. Не спешить с выводами, не унижать ребёнка, не кричать на него зря. Наказание должно быть педагогически оправданным. А физическое наказание не должно быть.

В заключении предлагаю посмотреть небольшой социальный ролик, подготовленный детьми старшей школы для своих родителей:

Письмо детей родителям: https://www.youtube.com/watch?v=y0tevwbNKEc

Анкета для родителей

1. Существует ли в вашей семье метод наказания? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

2. Применяете ли вы физическое наказание своих детей? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

3. Когда вы разбираетесь в той или иной ситуации, учитываете ли вы мнение ребёнка? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

4. Можно ли обойтись без наказаний? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

5. Как вы решаете проблемы которые возникают с вашими детьми в процессе воспитания?

(напишите)

___

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка — сфера ответственности родителей» В газетах часто появляются леденящие душу истории о несчастных случаях с детьми. Помимо разного рода извращенцев и маньяков, опасность может.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» Всем нам известно, что участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Как правило, игра - это фаза серьезной деятельности. Родителям.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления.

Консультация для родителей «Ум ребенка в пальчиках» Консультация для родителей на тему: «Ум ребенка в пальчиках» Воспитатель первой квалификационной категории Неклюдова Елена Геннадьевна.

Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка» Воспитание-не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка. Сухомлинский В. А. Ещё в утробе матери ребенок.

Консультация. Как наказывать и как хвалить ребенка Похвала и наказание — две стороны медали, две основные составляющие воспитательного процесса. Можете ли вы сказать, что важнее? Что скорее.

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать» Искусство наказывать и прощать Уважаемые папы и мамы! Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов.

Памятка для родителей младшей группы: «Искусство наказывать и прощать». «Искусство наказывать и прощать» Чаще хвалите ребенка, чем осуждаете, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте.

Консультация для родителей «Как учить ребенка бережливости» Как учить ребенка бережливости Бережливость, аккуратность издавна ценятся в народе, а бесхозяйст-венность и расточительности осуждаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»
Опубликовано: 10 марта 2017 в 09:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД