Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»

Екатерина Урядова
Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»

Консультация для родителей

«Наказывать ребенка или нет?»

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители, и старшее поколение, - о проблеме целесообразности применений наказаний.

Отношение к наказаний меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь».

В 1989г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для полного и гармоничного развития его личности ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются: «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», закон РФ «Об образовании» семейный и уголовный кодекс. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Например, ударить ребёнка – означать нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действии, говорить ребёнку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий» а «ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.

Не секрет иногда все-таки родители наказывают детей физически. Они поступают так, потому что считают, что они правы и им становится легче. «Нас били родители и ничего», - говорят они. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь. Вариантов может быть несколько: простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил. если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо. ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор. Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же? Некоторые дети вследствие физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, другие перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха, могут затаить злость.

Вот по-вашему мнению в чём заключается вред запугивания ребёнка?

Конечно, иногда взрослые грозятся отдать чужому дядьке, бабе Яге, сделать укол и т. д. Вследствие чего у ребёнка могут появиться детские страхи, он станет бояться темноты, врачей, могут появиться проблемы с нервной системой.

Психологи посвятили много исследований на тему наказаний и выявили, что оно является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить с помощью наказаний удаётся только в 47 %. А поощрение, например, когда ребёнка хвалят, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания раз от раза слабеет, и в этом его недостаток. Например, ребёнок старается взять в руки какую–нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За то, что ребенок взял, его поставили в угол, однако, ему хочется взять снова, и через некоторое время он её берёт, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он использует до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько он обещаний ни даст, выполнить их всё равно не сможет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон.

Конечно, наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности и умеет найти индивидуальный подход.

Но если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

1. Наказание должно исходить из мотива поступка. То есть сначала мы должны разобраться, что именно случилось, может быть, ребенок заступился за младшего или девочку и поэтому ударил обидчика.

2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость.

3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливом, адекватным его вины.

4. Наказание не должно быть частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.

5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болеет, ест, сразу после сна.

6. Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что – либо не получается, но он старается.

7. Наказание не должно вредить здоровью.

8. За один проступок – одно наказание.

А сейчас разберём ситуацию:

Дочка залезла в мамин шкафчик, испортила ей косметику и перепачкала все вокруг. Мама рассердилась и поставила дочь в угол.

Вопрос: Правильно ли поступила мама поставив дочь в угол? Как по-другому можно было поступить маме? Какими могут быть последствия взаимопонимания? (можно предложить поделиться опытом наказания в семье).

Возникает вопрос: «Как же все-таки можно наказывать?»

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

• Выговор – строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Лишить ребёнка чего – то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что он наказан.

• Метод игнорирования, но он спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но в этом случае он конкретно должен знать за что.

И игнорировать можно несколько секунд. (можно предложить дискуссию о целесообразности этого метода)

Вторая ситуация для анализа:

Девочка долго не могла сделать поделку, все что-то не получалось, а когда получилась позвала маму посмотреть на нее, но мама была занята на кухне и не подошла.

Вопросы:

• Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? (высказывания родителей)

• Как по-вашему мнению, чем чревато невнимание родителей к проблемам дочери? (высказывания родителей)

• Стараетесь ли вы поддержать стремление ребёнка поделиться радостями или может огорчениями? (высказывания родителей)

Конечно, у ребёнка есть потребность в общении с близкими людьми. И если родители не слушают своего ребёнка, не интересуются его делами, то ребёнок или находит другого человека или замыкается в себе. И когда ребёнок подрастает, он может попасть в сомнительные компании, а родители потом удивляются, чего не хватило ребёнку.

А сейчас мы ещё одну ситуацию разберём, но покажут её нам сами родители.

Ситуация:

Мама говорит четырехлетнему сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

- Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает.

- Кого же ты сегодня возьмёшь с собой смотреть сны – мишку или зайку?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы:

• Почему сначала сын отказался спать, а потом согласился?

• Какой приём использовала мама? А какой используете вы дома и эффективен ли он? (родители высказывают свою точку зрения)

Наказание – это сильный метод воспитания и он действующий, но нужно быть с ним очень аккуратно, учитывать мотивы поступка, возрастные особенности ребёнка. Не спешить с выводами, не унижать ребёнка, не кричать на него зря. Наказание должно быть педагогически оправданным. А физическое наказание не должно быть.

В заключении предлагаю посмотреть небольшой социальный ролик, подготовленный детьми старшей школы для своих родителей:

Письмо детей родителям: https://www.youtube.com/watch?v=y0tevwbNKEc

Анкета для родителей

1. Существует ли в вашей семье метод наказания? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

2. Применяете ли вы физическое наказание своих детей? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

3. Когда вы разбираетесь в той или иной ситуации, учитываете ли вы мнение ребёнка? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

4. Можно ли обойтись без наказаний? (нужное подчеркнуть)

Да Нет

5. Как вы решаете проблемы которые возникают с вашими детьми в процессе воспитания?

(напишите)

___

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка — сфера ответственности родителей» В газетах часто появляются леденящие душу истории о несчастных случаях с детьми. Помимо разного рода извращенцев и маньяков, опасность может.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» Всем нам известно, что участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Как правило, игра - это фаза серьезной деятельности. Родителям.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления.

Консультация для родителей «Ум ребенка в пальчиках» Консультация для родителей на тему: «Ум ребенка в пальчиках» Воспитатель первой квалификационной категории Неклюдова Елена Геннадьевна.

Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка» Воспитание-не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка. Сухомлинский В. А. Ещё в утробе матери ребенок.

Консультация. Как наказывать и как хвалить ребенка Похвала и наказание — две стороны медали, две основные составляющие воспитательного процесса. Можете ли вы сказать, что важнее? Что скорее.

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать» Искусство наказывать и прощать Уважаемые папы и мамы! Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов.

Памятка для родителей младшей группы: «Искусство наказывать и прощать». «Искусство наказывать и прощать» Чаще хвалите ребенка, чем осуждаете, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте.

Консультация для родителей «Как учить ребенка бережливости» Как учить ребенка бережливости Бережливость, аккуратность издавна ценятся в народе, а бесхозяйст-венность и расточительности осуждаются.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»
Опубликовано: 10 марта 2017 в 09:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Праздник в старшей группе «Поздравляем с Женским Днем!»
Цель:созданиеусловий для эмоционально положительного настроя у детей Задачи: учить детей выразительно исполнять музыкальные, танцевальные и стихотворные...
Проект: «Моя мама лучше всех»
Зоя Ковальчук Проект: « Моя мама лучше всех» Автор проекта: воспитатель 1 квал. кат. Ковальчук З. К. Тип проекта. Творческий, долгосрочный ( двухнедельный....
Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта«
Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта. Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационный. Образовательная область: социально –...