Екатерина Урядова
Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наказывать ребенка или нет?»
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители, и старшее поколение, - о проблеме целесообразности применений наказаний.
Отношение к наказаний меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь».
Публикация «Консультация для родителей „Наказывать ребенка или нет?“» размещена в разделах
В 1989г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для полного и гармоничного развития его личности ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нормативными документами о защите прав ребёнка являются: «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», закон РФ «Об образовании» семейный и уголовный кодекс. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Например, ударить ребёнка – означать нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действии, говорить ребёнку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий» а «ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.
Не секрет иногда все-таки родители наказывают детей физически. Они поступают так, потому что считают, что они правы и им становится легче. «Нас били родители и ничего», - говорят они. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь. Вариантов может быть несколько: простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил. если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо. ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор. Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же? Некоторые дети вследствие физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, другие перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха, могут затаить злость.
Вот по-вашему мнению в чём заключается вред запугивания ребёнка?
Конечно, иногда взрослые грозятся отдать чужому дядьке, бабе Яге, сделать укол и т. д. Вследствие чего у ребёнка могут появиться детские страхи, он станет бояться темноты, врачей, могут появиться проблемы с нервной системой.
Психологи посвятили много исследований на тему наказаний и выявили, что оно является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить с помощью наказаний удаётся только в 47 %. А поощрение, например, когда ребёнка хвалят, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания раз от раза слабеет, и в этом его недостаток. Например, ребёнок старается взять в руки какую–нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За то, что ребенок взял, его поставили в угол, однако, ему хочется взять снова, и через некоторое время он её берёт, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он использует до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько он обещаний ни даст, выполнить их всё равно не сможет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон.
Конечно, наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности и умеет найти индивидуальный подход.
Но если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:
1. Наказание должно исходить из мотива поступка. То есть сначала мы должны разобраться, что именно случилось, может быть, ребенок заступился за младшего или девочку и поэтому ударил обидчика.
2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость.
3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливом, адекватным его вины.
4. Наказание не должно быть частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.
5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болеет, ест, сразу после сна.
6. Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что – либо не получается, но он старается.
7. Наказание не должно вредить здоровью.
8. За один проступок – одно наказание.
А сейчас разберём ситуацию:
Дочка залезла в мамин шкафчик, испортила ей косметику и перепачкала все вокруг. Мама рассердилась и поставила дочь в угол.
Вопрос: Правильно ли поступила мама поставив дочь в угол? Как по-другому можно было поступить маме? Какими могут быть последствия взаимопонимания? (можно предложить поделиться опытом наказания в семье).
Возникает вопрос: «Как же все-таки можно наказывать?»
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
• Выговор – строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
• Лишить ребёнка чего – то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых передач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что он наказан.
• Метод игнорирования, но он спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но в этом случае он конкретно должен знать за что.
И игнорировать можно несколько секунд. (можно предложить дискуссию о целесообразности этого метода)
Вторая ситуация для анализа:
Девочка долго не могла сделать поделку, все что-то не получалось, а когда получилась позвала маму посмотреть на нее, но мама была занята на кухне и не подошла.
Вопросы:
• Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? (высказывания родителей)
• Как по-вашему мнению, чем чревато невнимание родителей к проблемам дочери? (высказывания родителей)
• Стараетесь ли вы поддержать стремление ребёнка поделиться радостями или может огорчениями? (высказывания родителей)
Конечно, у ребёнка есть потребность в общении с близкими людьми. И если родители не слушают своего ребёнка, не интересуются его делами, то ребёнок или находит другого человека или замыкается в себе. И когда ребёнок подрастает, он может попасть в сомнительные компании, а родители потом удивляются, чего не хватило ребёнку.
А сейчас мы ещё одну ситуацию разберём, но покажут её нам сами родители.
Ситуация:
Мама говорит четырехлетнему сыну:
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает.
- Кого же ты сегодня возьмёшь с собой смотреть сны – мишку или зайку?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы:
• Почему сначала сын отказался спать, а потом согласился?
• Какой приём использовала мама? А какой используете вы дома и эффективен ли он? (родители высказывают свою точку зрения)
Наказание – это сильный метод воспитания и он действующий, но нужно быть с ним очень аккуратно, учитывать мотивы поступка, возрастные особенности ребёнка. Не спешить с выводами, не унижать ребёнка, не кричать на него зря. Наказание должно быть педагогически оправданным. А физическое наказание не должно быть.
В заключении предлагаю посмотреть небольшой социальный ролик, подготовленный детьми старшей школы для своих родителей:
Письмо детей родителям: https://www.youtube.com/watch?v=y0tevwbNKEc
Анкета для родителей
1. Существует ли в вашей семье метод наказания? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
2. Применяете ли вы физическое наказание своих детей? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
3. Когда вы разбираетесь в той или иной ситуации, учитываете ли вы мнение ребёнка? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
4. Можно ли обойтись без наказаний? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
5. Как вы решаете проблемы которые возникают с вашими детьми в процессе воспитания?
(напишите)
___