Ксения Бескова
Методическая разработка мастер-класса «Учимся играя. «Лэпбук» — интерактивная папка для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План мастер-класса
Тема: «Мой город Березники».
Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки (лэпбука) для закрепления знаний детей о своей малой родине.
Задачи:
1. проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена);
2. познакомить педагогов с видами и технологией изготовления ЛЭПБУКа;
3. закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса „Учимся играя, „Лэпбук“ — интерактивная папка для детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2017
Вид занятия: мастер-класс.
Методы :
1. словесный (обьяснение);
2. наглядный (слайды-сопровождения, комплект изображений по теме);
3. практический (создание лэпбука прикладным способом).
Материально-техническое оснащение:
• мультимедийное оборудование: проектор, компьютер;
• раздаточный материал - готовые детали (кармашки, книжки – гармошки, конверты и др.);
• необходимые материалы для изготовления: клей, ножницы, цветная бумага, картон;
• образцы готовых лэпбуков по различным темам.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая.
Ход мастер-класса :
I часть – Теоретическая
Добрый день, уважаемые коллеги, жюри и гости конкурса. Представляю Вашему вниманию мастер-класс «Учимся играя. «Лэпбук» - интерактивная папка для детей».
Слайд 1 – заголовок
Слайд 2
ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского обозначает «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).
Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разместить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Несмотря на внешнюю простоту данного пособия, в нем содержатся все необходимые познавательные материалы по какой-либо определённой теме.
Слайд 3
При этом ЛЭПБУК - это не просто пособие. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает детям систематизировать знания.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО (федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования) к предметно-развивающей среде:
• информативен;
• полифункционален;
• пригоден к использованию одновременно группой детей;
• обладает дидактическими свойствами;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• доступен;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Слайд 4
ЛЭПБУК можно эффективно использовать для подгрупповой и индивидуальной работы.
Он является интересной формой совместной деятельности взрослых и детей.
Слайд 5
ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку:
• техническую (фото, видео);
• информационную (сбор информации для лэпбука);
• мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Данная форма развивает более доверительные отношения при работе с семьей, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
В результате данной культурной практики у детей развиваются такие умения как:
• умение планировать предстоящую деятельность;
• договариваться со сверстниками;
• распределять обязанности;
• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
• выражать свои мысли и желания, используя устную речь;
• представлять (презентовать) результаты своего труда
• и др.
Слайд 6 - Выбор темы:
Чтобы педагог смог обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, он должен сам обладать определенными навыками.
Тема для интерактивной папки может быть совершенно любой, также как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать лэпбук на общую тему "Насекомые". Но он получится обзорным - вряд ли можно полностью отразить такую многообразную тему в ограниченном объеме папки. Скорее всего получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками рекомендовано проводить с детьми от 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если определить какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
Слайд 7 - Составление плана:
После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, содержание так, чтобы полностью раскрыть тему.
Например, план к теме «Знакомство с лягушками» может охватывать следующие информационные блоки:
• Строение лягушки.
• Где они обитают?
• Чем питается?
• Какую пользу или вред они приносят человеку?
• Стихи, загадки о лягушках.
• Подвижные игры.
• Развивающие задания по теме.
Слайд 8 - Макет:
Следующий этап самый занимательный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. Лучше сделать зарисовку на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Слайды 9 – разновидности деталей лэпбука
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это можно разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме
Материалы можно легко найти на просторах интернета, что-то отредактировать на свой вкус вы можете в привычных для нас программах Word или Paint. Никаких дополнительных программ вам не потребуется.
Слайд 10 Что нужно, чтобы изготовить лэпбук
Вам понадобятся следующие материалы:
• Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается, а можно сделать своими руками.
• Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
• Ножницы.
• Клей-карандаш для бумаги.
• Степлер.
• Скотч.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Заполняем.
II часть Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА
Сейчас я приглашаю желающих пройти за столы и создать лэпбук «Мой город Березники», тема актуальна, наш выбор обусловлен тем, что город в этом году празднует 85-летний юбилей.
Так как время у нас ограничено, я заранее приготовила все необходимые материалы, готовые детали и задания. Вам необходимо:
1. составить план;
2. набросать макет;
3. изготовить лэпбук.
Приглашаю желающих к столу. (Участники выполняют задание)
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за работу и хочу узнать ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. А сейчас в качестве рефлексии предлагаю поиграть в игру «ключевое слово» : вам нужно по цепочке каждому назвать свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т. д.) по прошедшему мастер-классу.
Благодарю вас за ваши высказывания, советы. Обязательно учту их в своей дальнейшей пед. деятельности.
Заключение
(Слайд 12)
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час
работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Педагогам вручается буклет - памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.
(Слайд 13)
Спасибо за внимание!