Папки-передвижки

Методическая разработка «Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ»

Оксана Коновалова
Методическая разработка «Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ»

Пояснительная записка.

Ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, формируются основы психического и физического здоровья. Именно в раннем возрасте важен не только год, но даже день. Вырастет ли из ребенка личность, способная к реализации, к достойной жизни в обществе – в большей степени зависит от первых лет жизни.

На ранних ступенях жизни приоритетным является семейное воспитание, поэтому только в условиях общения крохи с близкими для него людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей и на этой основе сохранение физического и психического здоровья.

Публикация «Методическая разработка „Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ“» размещена в разделах

Но если ребенок поступает в детский сад до трех с половиной лет, он проходит период адаптации, для многих который становится тяжелым испытанием. Отрыв от привычной среды, от близких людей, переход от индивидуального воспитания к коллективному - все это накладывает на ребенка огромную психофизическую нагрузку, поэтому основная масса детей этого возраста начинает болеть простудными заболеваниями, находятся в состоянии сильного стресса, замыкаются в себе, становятся агрессивными.

Наряду с психологом и медиками детского сада музыкальный руководитель может помочь обеспечить оптимальную психофизическую нагрузку ребенка в период адаптации к детскому саду. Поэтому в целях решения проблем адаптации ребенка в детском саду разработана программа музыкально-игровой поддержки детей «Вместе с мамой», которая основывается на новой форме работы – музыкально-игровых занятиях детей совместно с взрослыми.

Реализация программы «Вместе с мамой» предполагает организацию в ДОУ группы музыкально-игровой поддержки детей раннего возраста, в которой посредством совместной деятельности педагогов с детьми и их мамами (бабушками, папами и др.) обеспечивается успешная адаптация ребенка в ДОУ, налаживается связь детского сада с семьей еще до поступления ребенка в детский сад, и нацеливает родителей на сотрудничество с ДОУ.

Музыкально – эстетическое развитие и воспитание в этом смысле оказывается одним из важных видов деятельности, в котором органично объединены музыка, движение, игра, рисование, лепка, конструирование.

Цель образовательной программы «Вместе с мамой»: способствовать обеспечению адаптации ребенка к ДОУ, сохранению его физического и психического здоровья.

Обучающая цель: способствовать положительному эмоциональному отклику ребенка через погружение в музыкально- художественную предметную среду при поддержке родителей и педагогов

Задачи:

- формировать устойчивый положительный отклик у ребенка на его пребывание в ДОУ посредством музыкально-игровых впечатлений;

- формировать адекватные возрасту способы и средства общения со сверстниками и взрослыми;

Развивающая цель: способствовать развитию координации движений и мелкой моторики, пространственного воображения, сенсорных процессов, механической памяти, диалогической речи, музыкального слуха и познавательного интереса

Задачи:

- развитие сенсорных способностей – основа музыкального развития в раннем возрасте;

- укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечить их эмоциональное благополучие;

- развивать эмоционально- волевую сферу личности каждого ребенка

- создать условия для развития самостоятельности ребенка в разных видах деятельности.

Воспитательная цель: формировать нравственные основы поведения ребенка, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, создавать условия для успешного развития личности ребенка.

Задачи:

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыкальным играм, песням;

- воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками

- стимулировать у детей интерес к работе в группе, коллективе.

Занятие по адаптации является комплексным и объединяет следующие разделы:

- знакомство детей с группой;

- музыкальное занятие;

- валеологическое сопровождение программы;

- занятие по предметной деятельности (лепка, рисование);

- игровая поддержка в группе;

- прогулка на участке.

Музыкальные занятия как одно из видов деятельности комплексного занятия по адаптации проводятся согласно учебно-тематическому плану два раза (в последние недели адаптации – три раза) в неделю по 30 минут в форме групповых занятий по 10 детей с участием родителей. Для качественного проведения занятий предусмотрена совместная работа с психологом ДОУ на протяжении всех занятий, и на заключительном этапе – совместно с воспитателями. С целью здоровьесбережения детей раннего возраста предусмотрено наличие медицинского допуска к занятиям.

Валеологическое обеспечение программы

Программа предусматривает обязательное включение в занятия коммуникативных игр для социальной адаптации детей и взрослых, упражнений на дыхание для расслабления и снятия напряжения, большой набор сенсорных дидактических материалов для игр и оздоравливающих упражнений.

Во время проведения занятий регулируется физическая и эмоциональная нагрузка на ребенка, контролируется выполнение питьевого режима и санитарно-гигиенических нормы, используются массажные дорожки, массажеры для рук, экологически чистые предметы, деревянные игрушки.

В основе программы лежит принцип педагогической поддержки, объединение совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов, где играют, поют, танцуют дети и взрослые, особенно результативно с точки зрения развития детей раннего дошкольного возраста.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся в группе и музыкальном зале. Соблюдаются санитарно-гигиенические условия: проветривание, влажная уборка.

Имеется необходимый для занятий материал : игрушки, пазлы, детские деревянные конструкторы, строительные кубики, кистевые куклы, куклы Би- Ба-Бо, погремушки, музыкальные инструменты, дидактические игры, мячи, колокольчики, ленточки.

Для занятий используются краски медовые, карандаши, клей- карандаш, пластилин, дощечки, цветная бумага, альбом для каждого ребенка, влажные салфетки.

Занятия дети заканчивают прогулкой на отдельном участке с использованием выносного материала: мячи, машинки, коляски, наборы для игр в песочнице.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»

Знакомство с группой.

2. Музыкально-игровое занятие:

«забавная гимнастика» сидя на стульчиках

- «веселая зарядка» в кругу с мамой

- игрушка- «гость»

- игры с предметами

- подвижные игры

- танцевальные движения

- театр с мамой

3. Валеологическое сопровождение (здоровьесберегающие технологии)

4. Предметная деятельность

5. Игровой уголок в группе.

6. Прогулка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»

Знакомство с группой:

- раздевалка (выбирает шкафчик

по картинке,

- умывальная – моют руки,

- в группе на стульчиках пальчиковая гимнастика,

- игрушка-гость,

- в спальне укладывают игрушки спать.

«Водичка-водичка, умой мое личико», «Здравствуйте, ручки», «Машина», «Спят усталые игрушки»

Обыгрывание игрушки-гостя:

- музыкальный вход игрушки

- песня педагога про игрушку

-рассматривание (носик, глазки и т. д.)

- «кормят» игрушку

- играют с игрушкой

2. Музыкально-игровое занятие

- «Музыка, здравствуй!»

- «забавная гимнастика» сидя

- «веселая зарядка» стоя в кругу с мамой

- игры с предметами

- подвижные игры

- игровой танец

- театр с мамой

Совместные игры детей с мамами и педагогами:

- пальчиковая,

- музыкальная («умывальная», «Ладушки», «потягушечки», «Где же наши ручки?» и др.)

«Побежали ножки по дорожке», «Вот какие мы большие», «Качели», «Что умеют наши ножки», «Топ-хлоп», «Большие и маленькие ножки»)

- колокольчиками,

- погремушками,

- с кубиками,

- с платочками (где мама? где детки,

- с ленточками,

- с деревянными ложками,

- с матрешками,

- с резиновыми игрушками,

- с султанчиками и др.)

- с игрушкой,

Танцевальные движения:

- притопы, прихлопы,

- пружинки, прыжки,

- движения рук

- наклоны в стороны, вперед.

- образные движения (мышки, котята, собачки и т. д.)

Театр с мамой

- перчаточный театр

- театр би-ба-бо

- театр на тарелочках

- театр на стаканчиках (чашечках)

- театр на ложках

- театр народной игрушки

3. Валеологическое сопровождение.

- Дыхательная гимнастика. Мама держит за ниточку листочек, снежинку, бабочку, цветочек, самолетик, птичку и др., ребенок «сдувает»)

- Массажные дорожки

- Коммуникативные игры – «Дай ладошку», «встретились ручки, встретились ножки», «поссорились-помирились»)

- Сенсорные игры (с дидактическим материалом) - с водой, с нашитыми пробками, камешками, материалом различной фактуры, с крупой, катание ладошками фигурных мячиков, мякишей, шишек, палочек и др.

- Расслабляющий самомассаж

- Питьевой режим в группе.

4. Предметная деятельность

- рисование;

- лепка;

- аппликация.

Рисование пальчиками дождя, травки, цветочков; наклеивание заготовленных шаблонов кружочков, овалов – «Цыпленок», «Цветок» и др. ; скатывание шариков и колбасок из пластилина «Накорми игрушку-зверюшку»

5. Игровой уголок в группе. Игры с конструкторами для младшего возраста, составление строительных кубиков, катание кукольных колясок, машинок.

6. Прогулка.

- Прощание с группой и игрушками.

- Игры на песочнице.

- Игры на веранде.

Выносной материал: мячи, машинки, наборы в песочницу

7. Прощание «До свиданья, музыка»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Вводная часть. «Здравствуйте, я пришел!»

Знакомство с группой. Знать свой шкафчик по картинке, раздевалку, групповую комнату, спальню, туалетную комнату.

Уметь ориентироваться в группе.

Владеть навыками элементарного самообслуживания в группе.

2. Музыкально-игровое занятие

Знать: правильная посадка на стульчике; уметь сказать свое имя, выполнять простейшие движения – хлопать, топать ножкой, кружиться – совместно со взрослым и самостоятельно, по подражанию.

Иметь положительный эмоциональный отклик на музыкально-игровое сопровождение.

3. Валеологическое сопровождение Уметь расслабляться самомассажем, получать положительные впечатления от сенсорно-тактильных ощущений

4. Предметная деятельность Знать пластилин, клей, краски, бумагу.

Уметь: выполнять простейшую пальчиковую гимнастику совместно с педагогом и мамой, наклеивать кружочки на бумагу, рисовать пальчиками, скатывать из пластилина шарики и колбаски.

5. Игровой уголок в группе. Знать правила пользования строительными кубиками и игрушками.

Уметь: не сталкиваться с другими детьми в группе, не отбирать игрушки.

6. Прогулка Знать: участок, веранду, песочницу.

Уметь: совместно играть на участке, не бросаться песком.

Владеть элементарными правилами «игры рядом»

Публикации по теме:

Презентация «Игра — путь к познанию предметного мира»Презентация «Игра — путь к познанию предметного мира» Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Музыкально-игровая поддержка детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ»
Опубликовано: 23 октября 2014 в 23:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД