Лучший педагог года

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Образовательная область: коммуникация.

Раздел программы: развитие речи.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.

Публикация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.

В своей работе я поставила перед собой задачи:

1. знакомить детей с устным народным творчеством.

2. через использование в работе фольклора развивать речь детей; проводить работу над звуковой культурой речи, над развитием фонематического слуха, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи.

3. побуждать внимательно слушать, и запоминать художественные произведения.

4. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.

5. воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи.

Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего, младшего возраста.

Виды фольклора : потешки, заклички, сказки, пестушки, колыбельные песенки.

Колыбельные песни - они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Использование малых форм фольклора в разных видах деятельности - на конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет», на музыкальном развитии – поем песенки про собачку. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Алешенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль фонематических процессов в развитии речи детей дошкольного возраста 1.1. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Рассматривая данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить понятие о фонеме, фонематическом.

Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста Текст выступления к презентации на тему «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Слайд №1 Здравствуйте! Меня.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»Фотоотчёт о проектной деятельности «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию фотоотчёт по проектной деятельности на тему: " Использование фольклора в развитии речи.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Роль эмоционального воздействия педагога в развитии детей раннего возраста Каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Проект «Роль фольклора в развитии речи у малышей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» ПРОЕКТ «Роль фольклора в развитии речи у малышей».

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Роль коврографа в развитии детей раннего возраста. Добрый день! В начале этого учебного года, мы с коллегой решили внести разнообразие в процесс образования наших крох и выбрали необычную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Опубликовано: 9 мая 2017 в 20:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД