Папки-передвижки

Методическая разработка «Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте»

Алина Гриднева
Методическая разработка «Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему :

«Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте»

«Фольклор – как средство адаптации в детском саду»

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Публикация «Методическая разработка „Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте“» размещена в разделах

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали - поехали”, вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими людьми, взрослыми. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

В адаптационный период очень важно использовать различные потешки, например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Просыпайся, мой, дружок,

Подымайся, Юрочка!

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Важно использование потешек, которые заставляют детей двигаться. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

И при подготовке детей ко сну, тоже важно использование потешек:

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек, помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы, расчесывания или укладывания ее спать.

Каша из гречки,

Где варилась? - В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Машенька ела.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто - то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь - куплю калач”

Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (с лисой, медведем, белкой, зайцем, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача воспитателя - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гумманизма человека ко всему живому.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Потешки помогают воспитателю наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах и свободной, игровой деятельности.

Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно полюбит воспитателя. У него обязательно возникнет желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому следует высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые воспитателю посчастливилось взлелеять в малышке.

В своей работе, я их использую как в режимных моментах, утренней гимнастике, в организованной образовательной деятельности, в развлечениях так и на прогулке.

Список использованной литературы:

1. Гербова В. В. «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки». Книга для чтения в детском саду 2-4 года. Москва Оникс 2006г.

2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизнь малышей». Дошкольное воспитание, 1995, №10.

3. Новикова И. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста». Дошкольное воспитание 1990, № 7.

4. Павлова Л. «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание 1990, №7.

5. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. «Прибаутки, песенки, потешки». Популярное пособие для родителей и педагогов 1998г.

Интернет-ресурсы:

https://shkolnie.ru/kultura/36650/index.html

https://dohcolonoc.ru/cons/5544-rol-folklora-v-razvitii-rechi.html

https://refdb.ru/look/2200908.html

https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-folklora-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-rezhimnyh-momentah-v-grupah-mladshego-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/12/konsultatsii-dlya-vospitateley-vliyanie-muzykalnogo

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Методическая разработка к Международному Дню детской книги «Знакомство детей с эпизодами биографии Г. Х. Андерсена»Методическая разработка к Международному Дню детской книги «Знакомство детей с эпизодами биографии Г. Х. Андерсена» 2 апреля - день рождения великого сказочника Приближается один из самых добрых, гуманных и важных праздников детей всей планеты – Международный.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Знакомство с мужским русским народным костюмом. Занятие №2 «Верхняя мужская одежда» Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:«Русский народный костюм»Возраст детей: 5-6 летЦель:познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте»
Опубликовано: 11 августа 2021 в 11:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Знакомство с русским народным творчеством в раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Гриднева (УИ 30778) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД