МААМ-картинки

Конспект НОД «Филимоновская игрушка»

Елена Паученко
Конспект НОД «Филимоновская игрушка»

«Народные игрушки»

Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: средняя группа детского сада (4-5 лет)

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Педагогический замысел:

Публикация «Конспект НОД „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах

1. Развитие эмоциональной отзывчивости к искусству своего народа, ответственности за сохранение художественных традиций, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2. Развитие интереса к характерным особенностям этого промысла (материал, форма, цвет, узор). Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров, о том, какими материалами и инструментами пользуются (для изготовления игрушек : глина, гончарный круг, особая кисточка, краски для росписи).

3. Обогащение активного словаря за счет новых понятийных слов, словосочетаний.

4. Развитие графических умений и навыков в изображении элементов узора по народным мотивам, реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей.

5. Развитие мелкой моторики рук, а также правильным, не приносящим ущерба организму, выполнением основных движений.

Предварительная работа: Просмотр видео ролика с приемами изготовления филимоновского народного промысла, чтение русских народных песен: «Ты, коровушка, ступай», «Конь», «Петушок», музыкальное видео «Федорино горе», игровые ситуации с использованием филимоновских игрушек.

Материалы: Игрушка из кукольного театра «дед», сундучок, филимоновские игрушки (2-3 петушка); ширма для кукольного театра; музыкальные пьесы: «Как у наших у ворот»; трафареты петушков, краски, пластилин, цветная бумага, кисточки, клей, салфетки, дощечки, альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка», баночки для воды.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель под музыкальное сопровождение («По улице мостовой», переодета в роль «Бабушки Федоры», сообщает о том, что она не простая бабушка, а что она сказительница, да ключей хранительница от волшебного сундука. Предлагает детям заглянуть в ее волшебный сундук. А в сундуке у нее живут сказки. Предлагает детям вспомнить и назвать сказки, задавая вопросы: «Какие сказки вы знаете?», «Почему их называют сказками?», «Как вы думаете, что такое быль?»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что она сейчас покажет и расскажет о происхождении филимоновской игрушки – свистульки. После просмотра слайдов предлагает ответить на вопросы: «Как звали деда?», «Что нашел дед Филимон, «Какая была глина?», «Назовите свойства глины», «Что можно делать с глиной», «Что слепили из глины дед Филимон и его семья, «Что нужно сделать с игрушкой из глины, чтобы она была твердая и не ломалась?», «Что делали в печи с игрушками из глины, «А какой бытовой предмет в вашем доме может заменить печь?», «Для чего нужна микроволновка?», «Что делали, чтобы игрушка была белая «Что делали, чтобы игрушка была расписная.

Вспоминают характерные признаки филимоновской игрушки.

Затем детям предлагается вспомнить что такое ярмарка. Далее дети читают стихи про игрушки, которые находятся в «волшебном сундучке» :

Ты коровушка ступай

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молоком.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт.

К себе курочек зовет.

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает. (2 раза)

Черепаха всех смешит!

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Воспитатель обращает внимание детей на элементы украшения игрушки; полоски, «ёлочки», солнышко, радуга, цветы, а также на яркость цвета: желтый, малиновый, зеленый. Уточняет, что можно назвать одним словом разноцветные, летние, радостные.

Предлагает детям дать свои названия краскам (веселые, солнечные и т. д.)

Воспитатель показывает технику росписи филимоновской игрушки, способы использования материала для создания своей игрушки.

Физкультминутка

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, ивот так, не обидятся никак. (потираем руки)

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять (встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

Повертели (круговые вращения кистью)

И работать захотели (потираем руки)

Поработают немножко, (хлопаем в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим)

Повертели (круговые вращения кистью)

И опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель предлагает детям приступить к работе. Во время работы звучат русские народные мелодии, воспитатель оказывает помощь, как правильно расписывать игрушки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть детские работы. Дети вместе с воспитателем любуются своими работами, рассказывают о том, как делали.

Делаем вывод, что теперь дети умеют расписывать филимоновскую игрушку, создавать ее. Знать где и при каких обстоятельствах произошло название: филимоновская игрушка.

В следующий раз мы познакомимся с другим народным промыслом.

Предполагаемый результат:

1. В процессе НОД развивали эмоциональную отзывчивость к искусству, интерес к народному ремеслу, формировали готовность детей помочь друг другу, совместно трудиться.

2. Развивали представление о характерных особенностях данного промысла. Формировали представление о том, как и из чего изготавливаются филимоновские игрушки, историю происхождения.

3. Прошла работа над обогащением активного словаря, развитием связной, диалогической речи.

4. Развивали умение детей расписывать филимоновскую игрушку.

5. Развивали двигательную активность, мелкую моторику рук, умение производить движение с текстом.

Дальнейшая работа:

Рисование «Народные промыслы», лепка «Свистулька», оформление мини-музея в группе «Народное творчество».

Публикации по теме:

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД  «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка»Конспект НОД  «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка» Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Конспект интегрированной НОД «Моя любимая игрушка» Программное содержание: познакомить детей с историей появления игрушек; закрепить знания об игрушках и их назначении; закреплять приемы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка» Цели: знакомить детей с названиями игрушек; развивать память, воображение, определять и называть местоположение предмета; воспитывать любовь.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД «Спички детям не игрушка» Цель: 1. Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Познакомить со свойствами огня. 3. Вызвать у детей желание быть всегда.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня»Конспект занятия по рисованию красками «Филимоновская барышня» Программные задачи: закреплять умение изображать прямые пересекающиеся линии, создавая узор на определенной форме; учить сочетать цвета;.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Филимоновская игрушка»
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 12:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД