Ольга Щекина
Конспект НОД в средней группе «Испечем мы сами ароматный хлеб своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: итоговое занятие с открытым временным концом совместной деятельности
Вид занятия: интегрированное занятие.
Тема: «Испечем мы сами ароматный хлеб своими руками».
Цель: закрепление знаний детей о процессе производства хлеба с использованием электромеханического устройства хлебопечь.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Испечем мы сами ароматный хлеб своими руками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- научить детей замешивать два вида теста и печь хлеб;
- закрепить знания и умения приготовления хлеба на производстве и в домашних условиях;
- закрепить знания детей о том, что хлеб – это самый главный и необходимый продукт питания на столе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к экспериментированию;
- развивать умение детей печь хлеб с использованием электромеханического устройства хлебопечь в домашних условиях;
- продолжить развивать мышление, память, внимание детей через игры и игровые упражнения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к хлебу и людям, которые вырастили его.
- воспитывать бережное отношение к бытовой технике и соблюдение правил безопасности при ее использовании;
-воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Предварительная работа (в рамках проекта) : беседы о хлебе и способах его приготовления, познавательное занятие «Путешествие зернышка», рассматривание иллюстраций, просмотр видеопрезентаций о хлебе, чтение литературных произведений (Г. Фатеев «Где родился каравай», Л. Епанешников «Куда бежит река», А. Исаков «Былиночка» и др., изготовление коллективной аппликации «Золотой колос», заучивание пословиц и поговорок о хлебе, знакомство с электромеханическим устройством электромельница и правилами безопасности при ее использовании, экскурсия в магазин-пекарню «Булочные Хмельницкого». Приложение № 1 (схема реализации проекта «От зерна до хлеба»)
Словарная работа: закрепить новые слова дрожжевое и бездрожжевое тесто, ингредиенты, квест.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: фартуки и колпаки для поваров, дидактическая игра «Из зерна в хлеб», карточки последовательности изготовления хлеба, мерный стакан и ложка, мука, дрожжи, вода, соль, сахар, растительное масло, электромеханическое устройство хлебопечь.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Вводная часть
Дети играют, в этот момент раздается стук в дверь. Заходит курьер с посылкой.
Курьер: Здравствуйте. У меня посылка для группы «Зайчик». Необходимо расписаться для ее получения.
Воспитатель: Здравствуйте. Посылку могу получить я.
Курьер уходит. Воспитатель и дети открывают посылку.
Воспитатель: Ребята! Здесь для нас письмо. Это письмо от героев мультфильма «Лунтик». Прочтем его!
Текст письма: «Дорогие ребята группы «Зайчик». Пишет вам бабушка Капа. Я слышала, что вы любознательные, увлекательные и любите экспериментировать. Именно поэтому мы с дедушкой Шершулей решили вам подарить хлебопечь. С помощью нее вы сможете самостоятельно изготовить хлеб. Но не забывайте о правилах безопасности! Ваши друзья бабушка Капа и дедушка Шер. (P.S. Ингредиенты, необходимые для приготовления хлеба вы получите в процессе прохождения нашего квеста под названием «Путь к хлебу».
2. Основная часть
(воспитатель открывает посылку, достает хлебопечь)
Воспитатель:
Ребята, как неожиданно! Недавно мы с вами могли только мечтать о хлебопечке, а сегодня можем воспользоваться уникальной возможностью изготовить хлеб своими руками. Вы хотите? (ответы детей) Тогда нам необходимо скорей начинать квест. Бабушка Капа и дедушка Шер приготовили для нас интересные задания, после прохождения, которых мы получим все необходимые ингредиенты для приготовления хлеба.
Задание 1.
С помощью карточек составьте последовательность, как зернышко превратилось в хлеб.
Воспитатель предлагает детям карточки ( карточки с изображениями: поле, комбайн, мельница, пекарня, хлебный магазин, с помощью которых детям предстоит собрать алгоритм появления хлеба на столе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть необычные карточки. Что изображено на них? (ответы детей) Эти карточки нужно разложить так чтобы мы смогли проследить какой путь проходит зернышко от поля до магазина. Да, бабушка Капа и Дедушка Шер приготовили очень интересные задания для нас!
Дети выполняют задание, после прохождения данного задания воспитанники получают ингредиент: мука.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. У нас есть основной ингредиент для приготовления хлеба - мука. Вы узнаете мешочек? Это именно та мука, которую мы изготавливали с помощью электромельницы. Давайте послушаем следующее задание:
Задание 2.
Для того чтобы получить следующий ингредиент нужно отгадать загадку.
Воспитатель: Какие затейливые наши друзья! Ребята, вы готовы послушать и отгадать загадку, которую для вас приготовили бабушка Капа и дедушка Шер?
Воспитатель загадывает загадку, дети отвечают
Загадка:
Тесто быстро поднимают,
Кто печёт – тот это знает,
Сохранить сухими можно.
Догадались? Это - … (дрожжи).
Воспитатель: да, правильно, это дрожжи. Мы справились с этим заданием и получаем дрожжи. Ребята, давайте вспомним, а для чего кладут дрожжи в тесто? ( ответы детей: дрожжи поднимают тесто, делают тесто пышным и воздушным, тесто становиться мягким). Как вы думаете, муки и дрожжей достаточно для приготовления хлеба? (ответы детей) Верно! Этих продуктов недостаточно. Нужно продолжать наш увлекательный квест для того чтобы получить остальные ингредиенты для приготовления хлеба. Тогда продолжаем!
Задание 3.
Покажите, как пекарь раньше, в старину, замешивал тесто.
Воспитатель: Ребята, бабушка Капа и дедушка Шер предлагают, чтобы мы показали, как в старину замешивали тесто.
Выполнение физ. минутки (материл взят из интренет-ресурса https://www.maam.ru/detskijsad/nod-igrovogo-razvlechenija-folklornyi-horovod.html)
Чтоб испечь нам пирожок (пекут).
Нужно взять муки мешок (руки вверх)
Сахар, соль и молоко (показ руками)
Ох, работать нелегко (берутся за голову руками)
Месим, месим (месят)
Отдохнём (вытирают пот одной рукой)
И опять месить начнём.
Чтобы тесто поднялось (поднимают руки вверх)
Целый час нам ждать пришлось (подпирают ладонью щеку)
( получаем остальные ингредиенты: вода, соль, сахар, растительное масло)
После прохождения этого задания дети получают все остальные ингредиенты.
Воспитатель: Ребята, мы справились с этим заданием! Вот теперь у нас есть все необходимые ингредиенты: мука, дрожжи, вода, соль, сахар, растительное масло.
А еще рецепт нужен! А чтоб его получить - надо следующее задание выполнить. Вы готовы отправиться выполнять следующее задание?
Задание 4.
Расскажите пословицы о хлебе.
Воспитатель: Ребята, наши друзья хотят, чтобы мы вспомнили поговорки о хлебе. Это задание мы сможем выполнить легко! Вспомните поговорки, которые мы учили с вами о хлебе!
Дети рассказывают пословицы, выученные ранее («хлеб — всему голова», «без хлеба сыт не будешь», «хлеб — батюшка, вода — матушка», «хлеб – кормилец).
Воспитатель: ребята, мы прошли весь квест, справились со всеми заданиями! У нас есть все необходимые ингредиенты для изготовления хлеба. Рецепт у нас тоже есть — это карточки последовательности изготовления хлеба. Пора приступать!
Воспитатель достает хлебопечь из коробки и рассказывает правила техники безопасности при ее использовании. Дети рассматриваем части бытового прибора (форма для выпечки хлеба, крышка, окошко для наблюдения, электрический шнур)
Воспитанники моют руки, повара надевают фартуки, колпаки и подходят к столу для дальнейшего приготовления хлеба. Каждый ребенок получает карточку, где изображены ингредиенты и их необходимое количество.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас карточки, на которых изображен необходимый ингредиент для приготовления хлеба. Важно соблюдать определенную последовательность. В первую очередь в форму хлебопечки помещаются сухие продукты. Ребята, какие продукты мы можем отнести к сухим? (ответы детей) Дети кладут в емкость муку, дрожжи, соль, сахар.
Воспитатель: Следующие ингредиенты – жидкие, это вода и растительное масло. Воспитанники заливают воду и растительное масло.
Воспитатель: Для того чтобы хлеб испекся я включу необходимую программу. Воспитатель самостоятельно включает хлебопечь, напоминая детям о технике безопасности при ее использовании.
Воспитатель: Какие мы молодцы! Через четыре часа хлеб будет готов. Печка у нас умница, она будет делать все сама, а мы - наблюдать в окошко. Сначала хлебопечь замесит тесто, которое после будет подходить, затем хлебопечь выпечет хлеб. Дети, как вы думаете, хлебопечка хорошая помощница для любой хозяйки? (ответы детей) Бытовая техника очень хорошо экономит время и труд людей.
Проблема.
Воспитатель: Ребята, у нас остались еще продукты: мука, соль и вода, а вот сахар, дрожжи и растительное масло закончились. Что можно сделать с этими продуктами (ответы детей). Правильно, можно попробовать замесить тесто без дрожжей, сахара и растительного масла. А что получится, проверим после прогулки.
Дети под руководством воспитателя замешивают тесто (соленое тесто).
Ребята уходят на прогулку. Вернувшись в группу после прогулки, воспитатель с детьми наблюдают за тестом через окошко хлебопечки и сравнивают его с тестом без дрожжей, сахара и соли.
Воспитатель: Ребята, что произошло с тестом, которое замесила наша помощница хлебопечка ( ответы детей: тесто поднялось, увеличилось в размере, стало пышным). А как вы думаете, почему оно поднялось, стало пышным, увеличилось в размере? ( ответы детей: потому что мы добавили дрожжи в тесто). А что произошло с тестом, которое мы замесили с оставшихся продуктов? ( ответы детей: оно не поднялось, осталось без изменений, не подошло) Ребята, почему тесто не подошло? ( ответы детей: в тесто не добавили дрожжи)
Дети сделали вывод: тесто "поднимают" дрожжи, а тесто без дрожжей «не поднимается№». Воспитатель: Все правильно, тесто поднимают дрожжи. Значит, хлебушек получится пышный, высокий. А тесто из оставшихся продуктов без дрожжей не подошло. У нас получилось соленое тесто, из него мы изготовим хлебобулочные изделия для игры в нашем «магазине». Какие хлебобулочные изделия можно изготовить? ( ответы детей: батон, рогалик, ватрушку, булочку, пироги и так далее)
Из соленого теста дети изготавливают различные хлебобулочные изделия, после чего воспитатель отправляет хлебобулочные изделия на пищеблок для дальнейшего их выпекания. (Расписывать готовые изделия дети будут на следующий день на занятии по изобразительной деятельности)
Приложение 1.
Заключительная.
После дневного сна воспитатель вынимает готовый хлеб из хлебопечки. Предлагает детям рассмотреть хлеб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой хлеб получился? Какой аромат! Вы чувствуете запах? Какой хлеб у нас получился? ( ответы детей: ароматный, высокий, пышный.)
Сегодня мы с вами были настоящими пекарями! И это все благодаря нашим друзьям, которые подарили нам хлебопечь. Этот подарок был полезен для нас? А чем? Какие необходимо помнить правила при использовании хлебопечки? (ответы детей) А что мы делали для того, чтобы у нас появились ингредиенты и рецепт для приготовления хлеба? (ответы детей) А что мы сделали с оставшимися продуктами? (ответы детей) Правильно, замесили тесто. Какое тесто получилось, как оно называется? ( ответы детей: соленое, бездрожжевое) А оно нам пригодилось, что мы изготовили из него? (ответы детей).
Воспитатель хвалит воспитанников и предлагает угостить хлебом детей из соседней группы.
Список использованной литературы:
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М. : «Мозайка-Синтез», 2015.
2. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. // Дошкольное воспитание. – 2006. №10. С. 82-85.
3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М. :ТЦ Сфера, 2013.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада, М. : «Мозайка-Синтез», 2012
5. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников, М. : «Мозайка-Синтез», 2012
Интернет-ресурсы
https://www.maam.ru/detskijsad/nod-igrovogo-razvlechenija-folklornyi-horovod.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti-tema-hleb-vsemu-golova.html
https://vdahl.ru/