Черкасова Диана Владимировна
Образовательное событие посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательное событие посредством театрализованной деятельности
Аннотация
Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовного развития подрастающего поколения. Сложные психофизиологические и духовно-нравственные процессы, происходящие в душе современного ребенка, гораздо больше подвержены случайным, чаще всего негативным влияниям окружающей жизни, чем целенаправленным педагогическим воздействиям семьи и ДОУ. Усилия по реорганизации современной системы образования в России направлены большей частью на программы по интеллектуальному, физическому, психологическому развитию. Вопросы же духовно-нравственного воспитания лишь в последнее время стали находить выражение в какой-либо более или менее четкой и ясной педагогической концепции. Главная задача – преодолеть разрыв с многовековыми воспитательными традициями. Умножение духовного потенциала подрастающего поколения возможно только через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры. Именно поэтому, сегодня взоры современных российских педагогов обращаются к той сокровищнице, которая хранила эти духовные ценности неповрежденными в течение многих сотен лет, - к русской литературе.
Публикация «Образовательное событие посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Образовательное событие по духовно-нравственному воспитанию детей 6 - 7 лет посредством театрализованной деятельности помогает выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро и зло, ответственность, забота. Через эмоциональное восприятие произведения К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» посредством театрализованной деятельности формируются основы духовно-нравственного воспитания, а именно, бережное отношение к животным, доброта и чуткость, забота и ответственность за братьев наших меньших.
Контингент участников: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Дошкольник не имеет еще нравственных понятий и представлений. В. А. Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В соответствии с методологическими основаниями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования существенно изменились требования к духовно-нравственному развитию и воспитанию дошкольников в общеобразовательных учреждениях, в частности, требования к результатам воспитательной работы. Нормативно-правовой и методологической основой духовно-нравственного воспитания обучающихся на всех уровнях общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. ДОУ создает условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей, обеспечивая их приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, Родине, людям, животному и растительному миру. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и других. В этом плане велика роль чтения художественной литературы. Читая, ребенок знакомиться с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Рассказывание воспитателем сказок, легенд, повествующих о нравственных поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их внимание. Герои легенд, наделенные высокими качествами, являются идеалами в жизни ребенка. Такие рассказы должны быть вдохновляющими, занимательными. Воспитателю лучше рассказывать истории, а не читать. Это позволяет сохранить зрительный контакт с детьми. Использование рисунков, иллюстраций, кукол, звуковых эффектов усиливают воздействие того, о чем идет речь. Обязательно нужно обсудить рассказ, это помогает детям понять смысл и выявить общечеловеческие ценности, которые проявляли герои рассказа.
В своей работе, направленной на духовно-нравственное воспитание, я часто обращаюсь к классикам. Сказка К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» учит нас тому, что за добро нужно платить добром, нельзя предавать тех, кто помог вам в трудную минуту; учит быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но, зачастую, не могут сами позаботиться о себе. И поэтому прежде, чем завести себе домашнего любимца, стоит тщательно подумать, готов ли человек ухаживать за этим животным и заботиться о нем днем и ночью. Главный смысл сказки в том, что очень важно уметь держать свое слово. Ведь на доверии к словам, которые люди говорят друг другу, держатся взаимоотношения в обществе.
Для успешного духовно-нравственного воспитания детей необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Положительного результата можно достичь только при создании для детей теплой, уютной атмосферы. Поэтому в своей работе с детьми я активно использую театральную деятельность. Маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач. Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться посредством театрализованной деятельности. В атмосфере театра воспитываются и будущие таланты, актеры, именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству; у детей развивается интерес к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
Новизна
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника посредством чтения художественной литературы и театрализованной деятельности приводит к тому, что у детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей, по возможности помогать им. У детей развивается стремление делать добро, зарождаются основы волонтерской деятельности. Волонтерство – это одна из новых активных форм общения в детской среде, в которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС. В результате волонтерской деятельности ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая животным, дети ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Актуальность волонтерского движения в ДОУ в том, что оно объединяет родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей. Волонтерство приводит к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, к оптитмизации детско-родительких отношений и умению работать в команде, к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Целью представленного образовательного события является духовно-нравственное воспитание детей посредством театрализованной деятельности.
Практическая значимость: развитие личности ребенка, стимулирование духовного потенциала, устойчивый интерес к литературе, театру, самореализация, раскрепощение, ощущение успеха у ребенка, формирование активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме, жить среди людей, по возможности помогать людям и животным.
Исходя из образовательных потребностей детей, в ходе мероприятия я использовала следующие образовательные технологии : здоровьесберегающие (динамическая пауза «Золотые ворота», смена статических поз, танцевальная физминутка «Разбойники»); информационно-коммуникативную технологию (подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к занятию, оформление презентации для повышения эффективности образовательных занятий с детьми); личностно-ориентированную технологию (создание условий в развивающей предметно-пространственной среде, позволяющих ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя); технологию проблемного обучения (постановка задач различного уровня сложности, в процессе которых дети овладевали новыми знаниями и способами действия); театрально-игровую технологию (создание и проведение театрально-игровых ситуаций, в ходе которых раскрываются способности детей, развиваются коммуникативные навыки, формируется мотивационная сфера, развиваются психофизические способности (мимика, жесты, творческие способности (перевоплощение, импровизация, речь (монолог, диалог, технологию эффективной социализации (волонтерство).
Целевые ориентиры:
1. Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
2. Дети обладают развитым воображением, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.
3. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, используют ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строят речевые высказывания в ситуации общения.
4. Дети проявляют любознательность, знакомы с произведениями детской литературы, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут.
Условия применения
В процессе организации данного образовательного события особое внимание было уделено гигиене организации и проведения данного мероприятия, обеспечено рациональное сочетание умственной и физической нагрузки (в соответствии с действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 соблюдена трудоемкость). Образовательная деятельность детей осуществлялась в первую половину дня, продолжительность составила 30 минут, для профилактики утомления проводились динамическая пауза и подвижное упражнение.
Данное образовательное событие было реализовано через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществлялся в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Для каждого ребенка была обеспечена активность, деловое взаимодействие и общение в том виде деятельности, которая им была доступна (например, дети с ОНР работали в танцевальной группе, дети, имеющие нарушения функций ОДА, исполняли песню). Таким образом, ограничения были сведены к минимуму.
Вывод:
Ценностью данного мероприятия стало то, что возникло интересное сотрудничество педагогов и детей, сотворчество, которое их сблизило, привело к взаимопониманию и содержательному общению. Положительный эмоциональный фон, созданный в ходе мероприятия, обеспечил развитие психофизических способностей (мимики, жестов, творческих способностей (перевоплощение, импровизация, речи (монолог, диалог, способствовал выявлению отношения детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро и зло, ответственность, забота, воспитанию бережного отношения к животным.
Список литературы:
1. Константин Ушинский. «Слепая лошадь». Сказки и рассказы. Издательство: Феникс,2023.
2. Аудиоресурс: детская песня «Ах, как хорошо в садике живется», автор С. Г. Насауленко; русская народная песня «Золотые ворота»; детская песня «Лошадь» (автор и исполнитель - детский хор «Великан»); песня из м/ф «Бременские музыканты», автор Ю. Энтин.
3. Видеоресурс:
Презентация (иллюстрации к сказке К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»).
4. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации : методическое пособие/Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф,2016. – 184 с.