Получи документы

Образовательное событие посредством театрализованной деятельности

Черкасова Диана Владимировна
Образовательное событие посредством театрализованной деятельности

Образовательное событие посредством театрализованной деятельности

Аннотация

Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовного развития подрастающего поколения. Сложные психофизиологические и духовно-нравственные процессы, происходящие в душе современного ребенка, гораздо больше подвержены случайным, чаще всего негативным влияниям окружающей жизни, чем целенаправленным педагогическим воздействиям семьи и ДОУ. Усилия по реорганизации современной системы образования в России направлены большей частью на программы по интеллектуальному, физическому, психологическому развитию. Вопросы же духовно-нравственного воспитания лишь в последнее время стали находить выражение в какой-либо более или менее четкой и ясной педагогической концепции. Главная задача – преодолеть разрыв с многовековыми воспитательными традициями. Умножение духовного потенциала подрастающего поколения возможно только через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры. Именно поэтому, сегодня взоры современных российских педагогов обращаются к той сокровищнице, которая хранила эти духовные ценности неповрежденными в течение многих сотен лет, - к русской литературе.

Публикация «Образовательное событие посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Образовательное событие по духовно-нравственному воспитанию детей 6 - 7 лет посредством театрализованной деятельности помогает выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро и зло, ответственность, забота. Через эмоциональное восприятие произведения К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» посредством театрализованной деятельности формируются основы духовно-нравственного воспитания, а именно, бережное отношение к животным, доброта и чуткость, забота и ответственность за братьев наших меньших.

Контингент участников: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Введение

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Дошкольник не имеет еще нравственных понятий и представлений. В. А. Сухомлинский считал, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности того, что он видит, делает, наблюдает. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. В соответствии с методологическими основаниями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования существенно изменились требования к духовно-нравственному развитию и воспитанию дошкольников в общеобразовательных учреждениях, в частности, требования к результатам воспитательной работы. Нормативно-правовой и методологической основой духовно-нравственного воспитания обучающихся на всех уровнях общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. ДОУ создает условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей, обеспечивая их приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому себе, ни другим, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, Родине, людям, животному и растительному миру. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и других. В этом плане велика роль чтения художественной литературы. Читая, ребенок знакомиться с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Рассказывание воспитателем сказок, легенд, повествующих о нравственных поступках людей, вызывает у детей интерес и захватывает их внимание. Герои легенд, наделенные высокими качествами, являются идеалами в жизни ребенка. Такие рассказы должны быть вдохновляющими, занимательными. Воспитателю лучше рассказывать истории, а не читать. Это позволяет сохранить зрительный контакт с детьми. Использование рисунков, иллюстраций, кукол, звуковых эффектов усиливают воздействие того, о чем идет речь. Обязательно нужно обсудить рассказ, это помогает детям понять смысл и выявить общечеловеческие ценности, которые проявляли герои рассказа.

В своей работе, направленной на духовно-нравственное воспитание, я часто обращаюсь к классикам. Сказка К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» учит нас тому, что за добро нужно платить добром, нельзя предавать тех, кто помог вам в трудную минуту; учит быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но, зачастую, не могут сами позаботиться о себе. И поэтому прежде, чем завести себе домашнего любимца, стоит тщательно подумать, готов ли человек ухаживать за этим животным и заботиться о нем днем и ночью. Главный смысл сказки в том, что очень важно уметь держать свое слово. Ведь на доверии к словам, которые люди говорят друг другу, держатся взаимоотношения в обществе.

Для успешного духовно-нравственного воспитания детей необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Положительного результата можно достичь только при создании для детей теплой, уютной атмосферы. Поэтому в своей работе с детьми я активно использую театральную деятельность. Маленькие дети очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач. Гипотеза, то есть основное предположение моей работы состоит в том, что приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться посредством театрализованной деятельности. В атмосфере театра воспитываются и будущие таланты, актеры, именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству; у детей развивается интерес к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.

Новизна

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольника посредством чтения художественной литературы и театрализованной деятельности приводит к тому, что у детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей, по возможности помогать им. У детей развивается стремление делать добро, зарождаются основы волонтерской деятельности. Волонтерство – это одна из новых активных форм общения в детской среде, в которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС. В результате волонтерской деятельности ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая животным, дети ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Актуальность волонтерского движения в ДОУ в том, что оно объединяет родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей. Волонтерство приводит к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, к оптитмизации детско-родительких отношений и умению работать в команде, к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью представленного образовательного события является духовно-нравственное воспитание детей посредством театрализованной деятельности.

Практическая значимость: развитие личности ребенка, стимулирование духовного потенциала, устойчивый интерес к литературе, театру, самореализация, раскрепощение, ощущение успеха у ребенка, формирование активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме, жить среди людей, по возможности помогать людям и животным.

Исходя из образовательных потребностей детей, в ходе мероприятия я использовала следующие образовательные технологии : здоровьесберегающие (динамическая пауза «Золотые ворота», смена статических поз, танцевальная физминутка «Разбойники»); информационно-коммуникативную технологию (подбор иллюстративного и дополнительного познавательного материала к занятию, оформление презентации для повышения эффективности образовательных занятий с детьми); личностно-ориентированную технологию (создание условий в развивающей предметно-пространственной среде, позволяющих ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя); технологию проблемного обучения (постановка задач различного уровня сложности, в процессе которых дети овладевали новыми знаниями и способами действия); театрально-игровую технологию (создание и проведение театрально-игровых ситуаций, в ходе которых раскрываются способности детей, развиваются коммуникативные навыки, формируется мотивационная сфера, развиваются психофизические способности (мимика, жесты, творческие способности (перевоплощение, импровизация, речь (монолог, диалог, технологию эффективной социализации (волонтерство).

Целевые ориентиры:

1. Дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

2. Дети обладают развитым воображением, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

3. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, используют ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строят речевые высказывания в ситуации общения.

4. Дети проявляют любознательность, знакомы с произведениями детской литературы, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут.

Условия применения

В процессе организации данного образовательного события особое внимание было уделено гигиене организации и проведения данного мероприятия, обеспечено рациональное сочетание умственной и физической нагрузки (в соответствии с действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 соблюдена трудоемкость). Образовательная деятельность детей осуществлялась в первую половину дня, продолжительность составила 30 минут, для профилактики утомления проводились динамическая пауза и подвижное упражнение.

Данное образовательное событие было реализовано через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществлялся в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Для каждого ребенка была обеспечена активность, деловое взаимодействие и общение в том виде деятельности, которая им была доступна (например, дети с ОНР работали в танцевальной группе, дети, имеющие нарушения функций ОДА, исполняли песню). Таким образом, ограничения были сведены к минимуму.

Вывод:

Ценностью данного мероприятия стало то, что возникло интересное сотрудничество педагогов и детей, сотворчество, которое их сблизило, привело к взаимопониманию и содержательному общению. Положительный эмоциональный фон, созданный в ходе мероприятия, обеспечил развитие психофизических способностей (мимики, жестов, творческих способностей (перевоплощение, импровизация, речи (монолог, диалог, способствовал выявлению отношения детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро и зло, ответственность, забота, воспитанию бережного отношения к животным.

Список литературы:

1. Константин Ушинский. «Слепая лошадь». Сказки и рассказы. Издательство: Феникс,2023.

2. Аудиоресурс: детская песня «Ах, как хорошо в садике живется», автор С. Г. Насауленко; русская народная песня «Золотые ворота»; детская песня «Лошадь» (автор и исполнитель - детский хор «Великан»); песня из м/ф «Бременские музыканты», автор Ю. Энтин.

3. Видеоресурс:

Презентация (иллюстрации к сказке К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»).

4. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации : методическое пособие/Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф,2016. – 184 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком»Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательное событие посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 08:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД