Папки-передвижки

Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»

Елена Митенькина
Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»

Из опыта работы

(Методическая разработка. Образовательный проект)

воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Митенькиной Елены Николаевны

Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству

через диалог культур

Мордвин и русский … два народа.

Давно вы связаны родством.

Вы плоть от плоти. Год от года

Гордитесь этим естеством.

Публикация «Образовательный проект „Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур“» размещена в разделах

Актуальность

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

В преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, особенно актуально обращение к историческим корням и национальным истокам для формирования чувства собственного достоинства у дошкольника.

Проблема

Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих

рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультур-

ной компетенции. Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог

культур. Все это побудило меня сконцентрировать внимание на параллельном изучении

русского и мордовского декоративно-прикладного искусства.

Научность

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».

Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.

В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок», «Мы в Мордовии живем», которая помогает приобщать детей к культурному наследию родного края.

Основной целью работы по формированию интереса к народному творчеству я считаю:

Цель:

Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.

Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2.

Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3.

Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4.

Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни.

Систематическое изучение народного творчества и разных культур, усвоение их

взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

Наглядные (наблюдение предмета, использование образцов, показ картинок);

Словесные (беседа, художественное слово);

Практические (показ технических приемов рисования, самостоятельная работа детей);

Игровые методы (дидактические игры, игры-имитации, игровые действия и т. д.)

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1. Предпраздничные посиделки;

2. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова;

3. Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;

4. Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;

посещение музеев;

5. Уголки краеведения;

6. Продуктивная творческая деятельность детей;

7. Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;

8. Познавательные беседы.

Интеграция

Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:

Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)

Социально – личностные (история отечества, символика)

Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)

Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;

Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники, простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, панга, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия.

Используя возможности образовательного процесса веду пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия своего народа. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Развитию речи, рисованию, аппликации, а так же на музыкальных занятиях дети знакомятся с природой и фольклором родного края, историей отечества, символикой страны и малой родины, с творчеством народных художников, поэтов, особенностями орнаментов, играют в народные игры.

Работа с родителями:

По данной теме ведется плодотворная работа с родителями, которая реализуется в следующих видах работы:

1. Создание уголка детского творчества.

2. Выставка детских работ «1000 лет вместе».

3. Беседы и консультации по данной теме.

4. Совместные поездки в музеи.

Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии интереса к народам, живущим рядом – это возрождение забытых национальных ценностей, а детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.

Только человек, не утративший свои корни, сможет понять и принять культуру

другого народа, дорожить дружбой, несмотря на различия национальности, языка и менталитета.

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района.

Стихотворение «Мой Лямбирь» Бышева Елена Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Республика Мордовия, Лямбирский район,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Формирование у дошкольников интереса к народному творчеству через диалог культур»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 00:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД