Лучший педагог года

ОД «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»

Татьяна Акубекова
ОД «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»

Методическая разработка ОД

«Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»

Воспитатель высшей категории:

Акубекова Т. К.

г. Михайловск

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

Публикация «ОД „Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить“» размещена в разделах

- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев; (ОО «Познавательное развитие»).

- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Обучающие:

- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки; (ОО «Познавательное развитие»)

- упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)

- совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)

- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)

- совершенствовать навык сравнения групп множеств; (ОО «Познавательное развитие» ФЭМП)

- приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов); (ОО «Художественно-эстетическое развитие» ФЭМП)

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность; (ОО «Познавательное развитие»)

-развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре; (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

- развивать словесно-логическое мышление; (ОО «Речевое развитие»)

- развивать ритмические способности детей; (ОО «Физическое развитие»)

- развивать мелкую моторику рук. (ОО «Речевое развитие»)

Речевые задачи:

- расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал); (ОО «Речевое развитие»)

- совершенствовать навык согласования числительных с существительными; (ОО «Речевое развитие»)

- совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами; (ОО «Речевое развитие»)

- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности; (ОО «Речевое развитие»)

- способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»; (ОО «Речевое развитие»)

- пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета. (ОО «Речевое развитие»)

Методы и приё мы:

Практические: работа с дидактическим материалом.

Наглядные: рассматривание видов матрёшек с использованием компьютера;

Словесные: отгадывание загадок, стихи, вопросы.

Игровые: игровые ситуации, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности.

Материал и оборудование:

Набор плоскостных матрёшек и чашек разного размера и цвета по количеству детей, набор геометрических форм - кругов и овалов – трёх цветов, фланелеграфы, счётный материал (цветочки, листочки, шишки, орехи, ягоды, грибы, клубки трёх цветов, напольные изображения деревьев, деревянные ложки, макеты деревьев, русские костюмы для мальчиков и девочек, компьютер, магнитофон.

Индивидуальная работа:

Помощь в работе с дидактическим материалом, затрудняющимся детям; помощь в исправлении неправильного произношения поставленных звуков, в правильном построении предложений.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, музыкальная (слушание, восприятие художественной литературы, двигательная.

Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры) :

воспитанники:

- владеть устной речью, выражать свои мысли,

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, позновательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ,

- с развитой крупной и мелкой моторикой,

- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками,

- обладают развитым воображением,

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым.

Предпосылки УД:

коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество,

познавательные – умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, классифицировать,

личностные – умение оценивать собственную деятельностью, свои достижения.

предварительная работа – знакомство с русской народной культурой, традициями, народными умельцами, с разными видами росписью матрешек.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Перед детьми сидит мальчик за компьютером и играет в компьютерную игру.

Воспитатель: Ребята, этого мальчика зовут Петя. Целый день он играл в компьютерные игры. Петя не слушался маму, которая просила его поиграть в игрушки или пойти погулять. Мальчик только говорил: «Игрушки неинтересные, а друзей у меня нет». И вот однажды с Петей случилась удивительная история. Хотите её послушать?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Как-то раз Петя играл в компьютерную игру, и вдруг на экране вместо обычной игры появилось изображение очень известной игрушки.

«Как ты здесь очутилась?» - удивился Петя. И вдруг игрушка ответила: «Я пришла с тобой поиграть» и шагнула с экрана прямо в Петину комнату. А что это была за игрушка, догадайтесь сами:

Цветастое платье, румяные щёчки!

Её открываем – там прячется дочка.

Дети: Это матрёшка.

Воспитатель: «Тоже мне невидаль какая – матрёшка» - сказал Петя. Матрёшка загрустила. Ребята, как же нашу матрёшку развеселить и доказать Пете, что матрёшка – это очень интересная игрушка?

Ответы детей: Надо с матрёшкой поиграть в разные игры.

Воспитатель: Верно. А Петин компьютер нам поможет. Ребята, матрёшка – кукла с секретом. Вы знаете этот секрет?

Ответы детей: В большой матрёшке много маленьких матрёшек.

Воспитатель: Знают все её загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки,

Её младшие сестрёнки.

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

А вот и первая игра: разложите матрёшек по порядку от самой большой до самой маленькой.

На столах лежат плоскостные матрёшки разных цветов и размеров. Дети раскладывают матрёшки в порядке убывания величины. Воспитатель просит ребёнка сравнить рядом стоящие матрёшки относительно их величины. Воспитатель следит за тем, чтобы дети при ответе использовали сравнительные прилагательные: «больше», «меньше», «выше», «ниже».

Воспитатель: Послушайте, что матрёшка говорит :

«Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаё м:

Чай из самовара пьём и беседу ведём».

Вот и вторая игра. Ребята, подберите каждой матрёшке её чашку.

На столе разложены плоскостные изображения чашек разного цвета и размера, причём цвет и размер чашек не соответствует цвету и размеру матрёшек. Дети подбирают чашки матрёшкам или по размеру, или по цвету, или по своему усмотрению. Все варианты принимаются, а воспитатель просит объяснить каждого ребенка свою расстановку чашек. В ответах дети используют сложные предложения, употребляя предлог «потому что». Например, на вопрос воспитателя: «Почему ты синей матрёшке предложил жёлтую чашку?», ребё нок может ответить: «Я поставил синей матрёшке жёлтую чашку, потому что синяя матрёшка самая большая, и жёлтая чашка тоже самая большая».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сравните, пожалуйста, количество чашек и количество матрёшек и скажите, каких предметов больше.

Дети: Матрёшек и чашек поровну, по 5.

Воспитатель: Скажите, сколько всего предметов на столе?

Дети: На столе 10 предметов.

Воспитатель: Вот, ребята, молодцы, постарались от души.

Хорошо вы отвечали и, наверное, устали.

Не пора ли вам вставать, в игру весёлую сыграть?

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, топают матрёшки (поочерёдно выставляют ноги, топают).

Влево-вправо наклонись - ты, матрёшка, не ленись (наклоны влево-вправо,

Всем знакомым поклонись (наклоны вперёд).

Девчонки озорные – матрёшки расписные (покружиться).

Воспитатель и дети садятся на ковёр.

Воспитатель: За чаепитием матрёшки старину вспоминали. Ведь впервые матрёшки появились в Москве больше ста лет назад, очень-очень давно. Игрушечный мастер из города Сергиев Посад токарь В. П. Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а известный художник Сергей Малютин раскрасил её. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, которая прижимает к себе черного петуха (показ слайда первой матрешки). Матрёшка сразу стала популярна и любима. Почему же её так назвали? Да потому что давным-давно имя Матрёна было самым распространённым в русском народе.

На компьютере слайды с портретами художника и токаря.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, из какого материала токарь вытачивал матрёшку?

Дети: Токарь вытачивал матрёшку из дерева.

Воспитатель: Значит, матрёшка какая?

Дети: Матрёшка деревянная.

Воспитатель: А какой наряд у матрёшки? Во что она одета?

Дети: Матрёшка одета в сарафан, рубашку, передник. На голове у неё косынка.

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки:

Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Теперь этих кукол делают не только в Сергиевом Посаде. Матрёшки родом из города Семёнов – в цветастых фартуках, а в селе Полховский Майдан у матрёшек на сарафане малиновые ягоды да цветы, зелёные листья, (показ слайдов с разными видами росписи матрешек). Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, приветливые, потому что делают их талантливые и добрые художники-мастера.

Воспитатель: Хотите стать художниками и научиться расписывать матрёшек? (ответы детей). Но для этого нужно придумать узор. Вот и третья игра: украсьте сарафан матрёшки. А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы их разомнём.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика:

Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши,

На ногах у нас сапожки (указательный и средний пальцы «идут» по столу,

В сарафанах наших пёстрых (соединяют пальцы обеих рук,

Мы похожи, словно сёстры (пальцы складывают в «замок»).

На столе у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки. Дети выкладывают узор по своему усмотрению из кругов (жёлтых, синих, красных) и зелёных овалов. Во время работы звучит народная музыка «На горе-то калина». Воспитатель спрашивает детей, какая матрёшка у них получилась. Ответы детей: «Матрёшка получилась нарядная, красивая, озорная, весёлая».

Воспитатель: Ребята, послушайте, что матрёшка говорит : «Я весёлая матрёшка, у меня в руке лукошко». Как вы думаете, куда хочет пойти матрёшка?

Дети: Матрёшка хочет пойти в лес.

Фланелеграф с изображением деревьев. На фланелеграфе размещены: гриб, листок, ягода, цветок, орех, шишка.

Воспитатель: Ребята, что можно собрать в лесу?

Дети: В лесу можно собрать ягоды, грибы, шишки, орехи, листья, цветы.

Воспитатель: Верно. Вот вам четвё ртая игра: что у матрёшки в лукошке?

Перед детьми фланелеграф с изображением лукошка. Дети стоят около фланелеграфа. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество предметов в лукошке и назвать их. Воспитатель по очереди выставляет предметы в лукошко (4 шишки, 6 цветочков, 10 грибов, 3 листочка, 5 ягодок, 7 орехов,

Ответы детей: У Матрешки в лукошке 4 шишки. У Матрешки в лукошке 6 цветочков, (и т. д.)

Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Умеете считать, порадовали Матрешку. За то, что вы с ней играли и Петю научили играть с Матрешкой, она хочет отблагодарить и подарок подарить. Но подарок тот нужно найти. Вот три клубочка, один из них приведет вас к сундучку с подарками.

В группе находятся три макета деревьев. За одним из них спрятан сундучок. К ним ведут извилистые дорожки из клубков разноцветных ниток. Дети выбирают дорожку и идут по ней. Одна из дорожек их приводит к сундучку с сюрпризом. Дети открывают сундучок, в котором лежат расписные деревянные ложки.

Воспитатель:

Разбирайте, хлопцы, ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Выходят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и платочках, мальчики в рубашках-косоворотках и фуражках с цветком). Звучит русская плясовая музыка, девочки-матрешки танцуют, мальчики подыгрывают им на ложках.

3. Заключительная (рефлексивный этап)

Воспитатель по окончании танца спрашивает детей о том, в какие игры они играли с Матрешкой. Какая игра им запомнилась больше всего? Какие задания в играх вам показались трудными? С какими вы справились легко? А как вы думаете, будет ли теперь мальчик Петя играть с друзьями в разные игры? А захочется ли теперь ему играть одному?

Воспитатель: Ребята! Большое вам спасибо, за то, что вы такие дружные, отзывчивые. Вы стали для мальчика Пети настоящими друзьями, с которыми он теперь может играть в разные интересные игры и игрушки. А помогла нам в этом веселая русская народная игрушка – Матрешка.

Используемая литература:

1. В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры», издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

2. А. Д. Алехин «Матрешка», книжка-картинка, Москва, «Малыш», 1988г.

3. Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва, 2007 г.

Публикации по теме:

«Никогда ещё так не было, чтобы никак не было». Фотоотчёт о проведении неожиданных каникул. Часть IV«Никогда ещё так не было, чтобы никак не было». Фотоотчёт о проведении неожиданных каникул. Часть IV Мир перешел на режим «домоседства», но, как уверяют психологи, долгая изоляция один на один с детьми не повод для стресса и конфликтов,.

«Петуха мы не забудем, а с собакой дружить будем!» — новогоднее оформление группы и музыкального зала в нашем детском саду«Петуха мы не забудем, а с собакой дружить будем!» — новогоднее оформление группы и музыкального зала в нашем детском саду Все мы ждем Нового года и верим, что он принесет новое счастье! Всегда надеемся на лучшее, сказочное, волшебное – и это окрыляет нас, возвышает.

Это было недавно, это было давно… Новый год в открытках, или Моё детское увлечениеЭто было недавно, это было давно… Новый год в открытках, или Моё детское увлечение Уважаемые коллеги, дорогие друзья и просто посетители сайта МААМ!Хочу поделиться с вами своей коллекцией новогодних открыток). Сегодня.

Развивающий куб «Чтоб интереснее было играть!»Развивающий куб «Чтоб интереснее было играть!» Предлагаю вашему вниманию развивающий кубик. Идею я почерпнула в интернете. И когда нас поставили на ясли, пришло время вот таких игрушек.

Сценарий досуга «Будем с книгою дружить» с детьми 4–5 лет к Дню книголюбов на МAAMСценарий досуга «Будем с книгою дружить» с детьми 4–5 лет к Дню книголюбов на МAAM ЦЕЛЬ: формировать положительное отношение у детей к книгам, чтению. Задачи: дать представление об элементах книги. Развивать речь, интерес,.

Физкультурный досуг «Чтоб здоровым и сильным быть — нужно со спортом дружить!» (средняя группа)Физкультурный досуг «Чтоб здоровым и сильным быть — нужно со спортом дружить!» (средняя группа) Мы очень рады не только тому,что наступило долгожданное ЛЕТО,но еще и тому,что стали чуточку взрослее,умнее,сильнее!Вот поэтому,совместно.

Фотоотчёт «Будем вместе мы играть, будем Лего собирать» с детьми младшего дошкольного возраста 3–4 летФотоотчёт «Будем вместе мы играть, будем Лего собирать» с детьми младшего дошкольного возраста 3–4 лет Разноцветный он и яркий Стал бы каждому подарком! Из него построим дом И машину соберём. (Следь Илья). "Лего" это не игра, Эта целая.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!»Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!» Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!» Цель. Закреплять у детей представление о доброте, радости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 18:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД