Ольга Аксенова
ООД для дошкольников «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «Космос»
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». - Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие навыков речевого общения, связной речи,навык чтения слогов и слов, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением, закрепить умение соотносить схему слова с его звуковой оболочкой.
Воспитательные:
Публикация «ООД для дошкольников „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: конверты по количеству детей в которые вложены буквы разной величины, образующие слово "Космос"; портрет Ю. Гагарина, 5 предметных картинок: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета; кассы, гравюрные листки, скребки.
Предварительная работа:
Беседа с воспитателем на тему "Космос", о первых космонавтах, о празднике "День космонавтики", рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
1. Организационный момент:
Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздоровае
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
Логопед: Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
( Дети называют друг друга ласково по цепочке:Юленька,Костенька, Егорушка и т. д.)
Воспитатель :Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия:
Воспитатель Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Расположите буквы по порядку от самой большой к самой маленькой и когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Дети: Космос! (Слайд № 1)
Воспитатель: Правильно! Но прежде чем отправиться в космос, нам следует сделать специальные упражнения.
1. Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».
2. Нахмурить брови - «Мы умеем сердиться».
3. Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».
4. Улыбнуться одними губами, так чтобы зубы не были видны – «Мы радуемся».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а кто хочет стать космонавтом? (ответы детей) Для того, чтобы космонавт четко и правильно произносил команды, нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику: «Качели», «Футбол», «Чистим зубы», «Чашечка», «Грибок».
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в пальчиковую игру, которая поможет нам повторить планеты, которые находятся в нашей солнечной системе.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс!
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
И девятая планета – под названием Плутон!
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились!Мы продолжаем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. (Слайд №2)
Наша Земля и всё, что её окружает, называется Вселенной, или космосом. (Слайд №3)
Жителей планеты Земля называются – земляне. (Слайд №4)
Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. (Слайд №5)
Кроме нашей планеты Земля, существуют и другие планеты, а также звёзды.
Звёзды – это огромные светящиеся огненные шары. (Слайд №6)
Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его и ощущаем тепло. (Слайд №7)
Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. (Слайд №8)
Игра "Открой портрет"
На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Открой портрет"! (Слайд №8)
Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
Воспитатель: Что изображено в правом верхнем углу?
Дети: Ракета.
Воспитатель: Ракета какая?
Дети: Быстрая, красивая, космическая. (логопед снимает картинку закрывающую часть портрета) (Слайд на выход картинки)
Воспитатель: Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Солнце какое?
Дети: Яркое, горячее, лучистое. (логопед снимает картинку (Слайд на выход картинки)
Воспитатель: Очень хорошо, не догадалиськто еще изображен на портрете?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу?
Дети: Звезды.
Воспитатель: Звезды какие?
Дети: Далекие, мерцающие, красивые. (Слайд на выход картинки)
Воспитатель: Давайте теперь подберем признаки к слову "планета"
Дети: Неизвестная, большая, обитаемая. (Слайд на выход картинки)
Воспитатель: Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен?
Дети: Космонавт
Воспитатель: Космонавт какой?
Дети: Смелый, выносливый, сильный.
(Воспитатель убирает последнюю картинку закрывающую потрет Ю. Гагарина) (Слайд № 9)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы кто этот человек?
Ответы детей.
Воспитатель: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе.
Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (слайда №10) изобрели первую ракету, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту были две собаки – Белка и Стрелка, (Слайд №11)они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. (Слайд № 12).
В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник "День космонавтики"!
У вас на столе лежат контейнеры. Поставьте их перед собой, сегодня мы выполним звуко – буквенный анализ слова «Восток»(слайд № 13, так назывался первый космический корабль, которым управлял Ю. Гагарин. Давайте посчитаем сколько гласных и согласных звуков в этом слове и сколько слогов.
Воспитатель: Молодцы. А теперь откройте кассы и наберите это слово из букв. Составьте со словом «Восток» предложение.
Игра «Прохлопай слово»логопед называет слова, дети хлопками делят его на слоги. Слова: ракета, восток, звезда, планета, марс, венера, земля.
Гимнастика для глаз (Слайд № 14)
Физминутка:
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. Руки вверх, в кольцо
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
руки вверх, покачаться
руки машут тик-так
изображение волн правой и левой рукой
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки верх в кольцо,
поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия
Упражнение "Семейка слов" (с мячом)
Воспитатель: Ребята, в начале занятия вы рассказывали, что много знаете о космосе, и сказали, что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово. (Слайд № 15 в центре слайда звезда)
Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка! (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
Дети: Звездное. (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".
Дети: Звездолет (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.
Дети: Звездочет! (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?
Дети: Звездопад. (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: созвездие. (Слайд на вход картинки)
Воспитатель: Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звезда Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат листы и деревянные скребки, я предлагаю вам изобразить на этих листах рисунок на космическую тематику, может это будет планета с орбитой и звездами, может ракета с космонавтом или же звездное небо.
Рефлексия :Что вам понравилось? И что вы узнали нового?