Инесса Тимошечкина
Открытое занятие «Курский край-соловьиный край»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Курский край – соловьиный край»
Подготовила: музыкальный руководитель
МКОУ «Детский сад «Родничок»
Тимошечкина И. В.
Щигры 2017
Тип занятия : освоение новых знаний
Цель занятия : формирование первичных знаний о русской народной культуре Курской области.
Задачи:
• сформировать понятие «Русские народные инструменты»;
Публикация «Открытое занятие „Курский край-соловьиный край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• познакомить детей со старинными инструментами Курской области;
• рассказать о жизни и творчестве Н. В. Плевицкой;
• приобщать детей к русской народной традиции;
• воспитывать любовь к музыке родного края;
• нарабатывать навыки работы в коллективе;
• охарактеризовать особенности музыки Курской области.
Вид занятия : занятие на основе групповой технологии
Образовательные технологии:
• развивающая технология;
• практическая технология;
• информационно-коммуникативная технология.
Методы:
• метод звуковой и зрительной наглядности;
• анализ;
• метод диалога;
• рефлексия.
Средства обучения: картинки с изображением инструментов, портреты Н. В. Плевицкой, музыкально-техническое оборудование, музыкальные примеры: музыкальное оформление упражнения «Топотушки», звучание жалейки, свистульки и кугикл, звуки пения соловья, аудиопримеры песен Н. Плевицкой «Ну быстрей летите кони», «Лучинушка», нотное приложение песни «Ой, там на горе».
Структура занятия :
1. Организационный этап 3 мин.
Приветствие, постановка цели и задач занятия 1 мин.
Музыкально-ритмические упражнения 2 мин.
2. Актуализация знаний 10 мин.
Проверка знаний, полученных на прошлом занятии (знакомство с народными инструментами). Игра «Узнай инструмент» 10 мин.
3. Первичное усвоение новых знаний 12 мин.
Изучение нового материала 7 мин.
• Знакомство с творчеством Н. В. Плевицкой. Прослушивание аудио примеров 7 мин.
Распевание и разучивание новой песни 5 мин.
• Распевка «Мы весёлые ребята» 1 мин.
• Знакомство с песней «Ой, там на горе» 4 мин.
4. Игровой момент 3 мин
Проведение игры «Мы плясали» 3 мин.
5. Рефлексия 2 мин.
Подведение итогов занятия. Проверка приобретённых знаний. 1 мин.
Награждение сладкими призами 1 мин.
Общее время: 30 минут.
Ход занятия
Дети заходят в зал под «Марш» В. Осокина, останавливаются в круге.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас в музыкальном занятии. Прежде, чем мы начнём занятие, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются). Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, потому что сегодня поговорим о русской народной музыке, о Курских народных инструментах и о певцах Курской области. И, как обычно, давайте начнём наше занятие с музыкально-ритмических упражнений. Первое упражнение называется «Топотушки», а выполнять его мы будем под РНП «Как у наших у ворот». Наша с вами задача услышать изменения в музыке и выразить это с помощью движений. Я помогу вам это сделать с помощью цветов разного цвета. Когда я буду показывать синий цветок вы должны двигаться друг за другом топающим шагом. Когда появится красный ваша задача подняться на носочки и идти спокойным шагом, оттягивая носочки. Всем всё ясно (ответ детей). Хорошо, тогда начинаем.
Упражнение «Топотушки»
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение, которое называется «Ковырялочка». А музыкальное сопровождение организуем сами. Я приглашаю сюда (имена детей).
Упражнение «Ковырялочка»
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, на каких музыкальных инструментах вы играли? (ответ) Скажите, пожалуйста, к какой группе инструментов относятся бубен, ложки, треугольник, трещотки? (ответы) А где играют на этих инструментах? (ответы детей) Правильно, молодцы, а сейчас я предлагаю вам присесть на ковёр (садятся). И сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Узнай инструмент». Ранее мы познакомились с вами с инструментами русского народного оркестра. Ребята, а кто вспомнит, что такое оркестр? (ответы) Хорошо. А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили их название и звучание. У меня есть картинки с их изображением и вот такие цифры (показывает). Наша задача определить под каким номером звучали инструменты и прикрепить нужную цифру рядом с ним. Готовы? Итак, начинаем (звучат инструменты).
Хорошо, а теперь скажите, какие инструменты у нас выстроились в ряд? (ответ). Правильно, это инструменты народные, т. е. инструменты, на которых играли люди на праздниках и в быту. Ребята, скажите, как называется та страна, в которой мы живём? (ответ). Правильно, раньше её называли Великая Русь. От слова Русь произошли названия: русский человек, русское имя, русская музыка. А инструменты, на которых играл русский народ, получили название русские народные инструменты. А как называется наша область? (ответы) Верно, и на нашем сегодняшнем занятии мы поговорим о духовых инструментах, которые появились в Курской области и были очень известными. Это свистулька, рожок или жалейка и кугиклы. Это духовые инструменты. А что значит духовые, ребята? (ответы) Эти инструменты сделаны из природных материалов. Кугиклы сделаны из болотного тростника, представляют собой пять пустых внутри трубочек разной длины; чем выше звук тем трубочка короче, чем ниже, тем трубочка длиннее. В Курской области дудочки называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка». В основном на кугиклах играли женщины вместе. Звучит инструмент не звонко, напоминает пение птичек. И сейчас мы послушаем как звучат кугиклы.
Звучат кугиклы
Следующий инструмент жалейка. В Курской области его делали из тростника и коровьего рога. Также жалейку делали из берёзы, можжевельника, клёна. Звучание инструмента резкое, трескучее и, вместе с тем, ласковое и жалостливое. Давайте послушаем жалейку.
Звучит жалейка
А сейчас мы поговорим о свистульке. Это тоже духовой инструмент. В Курской области известны глиняные свистульки, а также деревянные. Их делают в виде разных животных – петушка, кошечки, собачки. В Курской области очень известна Кожлянская игрушка. Кожлянская она потому что появился в селе Кожля неподалёку от города Курска. И давайте мы вспомним как она звучит.
Звучит свистулька
Музыкальный руководитель. Вот какие интересные инструменты образовались у нас в Курской области. А вы знаете, что именно наша область называется родиной певцов, музыкантов. Всех певцов Курской области называют «Курскими соловьями». А как вы думаете, почему соловьями? (ответы) Да, а ещё потому, что соловьи отличаются от других птиц своим красивым, разнообразным и особенно сложным пением. Давайте представим, что мы в лесу и нам поют наши курские соловьи, закрываем глазки и слушаем.
Пение соловья
Музыкальный руководитель. А теперь открываем глазки. Теперь вы убедились, что пение соловья очень красивое. Поэтому певцов, которые родились в Курской области и имеют красивые и сильные голоса называют «Курскими соловьями». Вдобавок к этому, соловей является символом нашей Курской области. И мне бы хотелось сегодня рассказать об одной из таких певиц, которую называли Курским соловьём. Её зовут Надежда Васильевна Плевицкая (портреты).
Она родилась в селе Винниково, которое расположено совсем недалеко от нас. Жила она много лет назад, а точнее около двухсот лет. Её называли самой лучшей исполнительницей русских народных песен и романсов русских композиторов. Родилась Надежда Васильевна в крестьянской семье. Её хороший музыкальный слух помог ей стать замечательной певицей. Она выступала даже на балах у самого царя Николая II, которому очень нравилось её пение. И сейчас мы послушаем с вами песню «Ну быстрей летите кони» в исполнении Надежды Плевицкой. Но поскольку запись была сделана почти 200 лет назад, она не так уж хорошо сохранилась и не очень хорошо расскажет нам, каким был на самом деле красивым голос певицы. Несмотря на это мы с вами внимательно послушаем песню «Ну быстрей летите кони» в исполнении Надежды Плевицкой.
«Ну быстрей летите кони» Н. Плевицкая
Музыкальный руководитель. Расскажите, понравилось ли вам? Какого характера была песня? Верно, эта песня была грустного, а затем весёлого характера. В семье Надежды Плевицкой было12 детей, все очень любили петь. Именно тогда начал развиваться музыкальный слух певицы. А сейчас мы с вами послушаем песню, которая называется «Лучинушка». Лучинушкой, лучиной в те времена называли светильник, сделанный из деревянных щепок, которые поджигали и свет от них освещал всю комнату. Тихонько слушаем песню «Лучинушка».
«Лучинушка» Н. Плевицкая
Музыкальный руководитель. Помимо того, что Надежда Васильевна была хорошей певицей, она была отважной русской разведчицей. Это говорит о том, что она любила свою родину и свои песни, поэтому удивляла всех своим пением. Такой необыкновенной была русская певица Надежда Васильевна Плевицкая! А сейчас мы пройдём с вами на стульчики.
Звучит марш. Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Прежде чем нам начать разучивание новой песни, давайте разогреем наши голосочки.
Распевка «Мы весёлые ребята»
Музыкальный руководитель. Так как наше занятие сегодня посвящено русской народной песне, то на этом занятии мы с вами разучим новую русскую народную песню, которая называется «Ой, там на горе».
Разучивание песни «Ой там на горе»
Музыкальный руководитель. Молодцы! Похлопаем себе. Ну а теперь время пришло поиграть. А поиграем мы с вами в игру, которая очень нравилась жителям нашей области, которая называется «Мы плясали». Становимся все в круг и поё м следующие слова:
Мы плясали -2 р.
Наши ноженьки устали,
А теперь мы отдохнём
Себе вот парочку (троечку, четвёрочку) найдём.
На последние слова задача каждого найти себе парочку. Готовы? Начинаем!
Игра «Мы плясали»
Музыкальный руководитель. А теперь давайте закрепим то, что сегодня вы узнали на занятии. Пожалуйста, поднимайте руки. Что нового и интересного вы узнали? Как называют наш Курский край? Как зовут известную певицу из Курской области? (ответы) Молодцы. На этом наше занятие окончено, все просто молодцы. И в конце нашего занятия мне хочется угостить вас сладкими призами.
* * *