Приложение МААМ

Интерактивный лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников

Коростелева Ирина
Интерактивный лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическое пособие лэпбук по финансовой грамотности предназначено для воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Капитал». Лэпбук представляет собой папку-раскладушку из множества кармашков в которых собрана информация по теме. Данное методическое пособие является результатом совместной проектной деятельности участников образовательных отношений, а также является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий. Содержание материалов лэпбука отражает принципы ФГОС ДО. Лэпбук можно использовать в процессе организационного обучения на занятиях (закрепления) или в самостоятельной деятельности детей. Материалы имеют практико-ориентированный, развивающий характер.

Публикация «Интерактивный лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников» размещена в разделах

1. дидактические игры «Экономия и растраты», «Кассир»,

2. настольные игры «Магазин продукты», «Банкомат», «Где растут деньги», «Давай положим в корзину»,

3. игры «ребусы»,

4. пазлы «Семейные доходы и расходы»,

5. финансовая сказка «Стрекоза Маня и Муравей Илья»,

6. книжка-малышка «История денег»,

7. кроссворды (экономические понятия)

8. ребусы,

9. .логическая головоломка «От копейки, до рубля»,

10. загадки,стихи,

11. пословицы.

Новизна лэпбука состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети познают финансовую грамотность понимают, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Цель дидактического пособия лэпбука по финансовой грамотности - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. Чтобы сформировать у детей старшего дошкольного возраста основу финансовой грамотностии и систематизировать знания необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, ребусы оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. В дальнейшем ребенок может самостоятельно применить полученные знания при помощи лэпбука. Применяя в старшем дошкольном возрасте педагогическую технологию кейс-метод. Создаются благоприятные, комфортные условия позволяющие каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.

Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности разделена на пять экономических блоков.

1 блок: Экономика. Это, прежде всего решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Этому способствуют следующие дидактические и настольные игры «Экономия и растраты» Оснащение: состоит из двух листов («Экономия» и «Растраты») и набора карточек со смысловыми картинками в количестве 10 штук.

Ход игры: ребенку или подгруппе детей (2-4 человека) необходимо разложить парные карточки на два листа по смыслу: экономия или растраты.

Ответы: лист «Экономия» :

1. Работа на приусадебном участке.

Экономия бюджета – нет необходимости тратить деньги на покупку овощей, фруктов и зелени. Также можно увеличить доход семьи за счет продажи выращенных продуктов питания.

2. Ходьба с пользой для здоровья и семейного бюджета.

Пешая прогулка (или езда на велосипеде, самокате) очень полезна для здоровья и экономит затраты на такси, проезд в общественном транспорте, заправку автомобиля бензином.

3. Ремонт одежды, игрушек.

Ремонт вещей помогает сохранить семейный бюджет от затрат на приобретение новой одежды, игрушек и других вещей. Также прививает чувство бережливости к своим вещам.

4. Экономия света, воды и других природных ресурсов.

Необходимо беречь воду, сократить ее потери и сберечь запасы. Также это относится к энергосбережению. Экономия природных ресурсов позволяет значительно сохранить семейный бюджет при уплате за их потребление.

5. Сбережение (накопление) денежных средств.

Откладывание денежных средств формирует накопление (деньги накапливаются, увеличиваются в размере)

Лист «Растраты» :

1. Покупка овощей, фруктов и зелени в супермаркетах, магазинах, рынках.

2. Затраты на оплату такси, проезда в общественном транспорте, заправку автомобиля.

3. Траты на покупку новой одежды, игрушек, взамен порванных.

4. Небережливое использование природных ресурсов.

5. Постоянные необдуманные покупки.

«Семейные доходы и расходы» : в ходе игры на паззлах на 2-листах, на первом листе получаемое изображение «доходы семьи», на втором листе – «расходы семьи». В ходе игры: ребенку (или подгруппе детей) предлагается собрать паззлы на две темы: доходы и расходы семьи. Финансовая сказка «Стрекоза и муравей», «Пазлы», кроссворды (экономические понятия).

Цель данных игр формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

2 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами. Дидактическая игра «Магазин «Продукты» Ход игры: выбрать «покупателя» и «продавца». Покупатель выбирает карточку с заданием, в которой написано, что необходимо приобрести. Например, для приготовления пирога нужно купить муку, яйца, дрожжи, фарш с луком для мясной начинки, начинку можно придумать на свой вкус – капуста, рис, яблоки и др. Выбрать в магазине нужные продукты, подсчитать их стоимость и оплатить в кассу. Если сумма вышла больше - дождаться сдачи и проверить ее. Затем поменяются ролями. Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

3 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость. Дидактическая игра «экономия и растраты».

4 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Книжка- раскладушка «Как появились деньги», Магазин «Продукты», «Коплю на мечту».

5 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой. Игра ходилка «Где растут деньги?» Предлагаемая настольная игра - ходилка на финансовую тематику приглашает детей вместе с героями Стрекозой Маней и Муравьем Илюшей узнать, где и как можно заработать монеты с помощью дополнительных источников дохода, а также знакомят с краткими изречениями с поучительным смыслом труде, мастерстве, торговле, деньгах, рациональности. Правила игры: В игре могут принимать участие от 2-4 человек. Выбирается ведущий или кассир, который будет выдавать заработанные монеты, а также складывать обратно в кассу израсходованные на покупки. Определяется очерёдность хода. В свой ход игрок бросает кубик, переставляет свою фишку вперёд на столько шагов, но, не пропуская кружок с изображением монеты (даже если остались ходы, чтобы выполнить задание. После выполненного задания фишка игрока ставиться на следующий кружок после монеты, а ход переходит к следующему игроку. Если ход выпал на монету, то игрок получает бонус, + одну монету в свой кошелек. Дополнительным броском кубика определяется, что выпало игроку в задании (в соответствии с числом, выпавшим на этом кубике). Далее игрок берет свою карточку, чтобы потом обменять её на монеты или забирает монеты в соответствии со схемой заработка.

Знак? предлагает подумать и самому принять решение. Победит тот, кто, дойдя до финиша, сможет заработать больше монет. Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ»Лэпбук по финансовой грамотности «Сундук сокровищ» Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задача: преподнести элементарные финансовые.

Лэпбук «В магазин» как элемент обучения финансовой грамотностиЛэпбук «В магазин» как элемент обучения финансовой грамотности Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с лэпбуками. Они уже могут самостоятельно выполнять практически все задания, быстро.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи»Мастер-класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи» Мастер класс. Настольная игра для обучения дошкольников финансовой грамотности» Доходы и расходы семьи» для детей 5-7 лет. 1. для изготовления.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивный лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 09:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивный лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Коростелева Ирина (УИ 2024845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД