Папки-передвижки

Методическая разработка по краеведению «Моя Родина» (продолжение)

Вера Вакарина
Методическая разработка по краеведению «Моя Родина» (продолжение)

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Природа родного края».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: ознакомление детей с природным миром Бурятии.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с видами животных, деревьев, птиц Бурятии, учить детей узнавать их по внешнему виду и словесному описанию;

развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывающие: воспитывать в детях любовь к природе родного края.

Публикация «Методическая разработка по краеведению „Моя Родина“ (продолжение)» размещена в разделах

Материалы и оборудование: презентация на тему «Природа Бурятии», карточки с изображением деревьев, их плодов и семян, карточки с контурными изображениями животных.

Ход НОД:

-Ребята, сегодня утром почтальон вручил мне интересное письмо, которое адресовано вам – детям старшей группы детского сада «Искорка». Хотите узнать, от кого оно? Письмо пришло из Цветочного города от хорошо знакомого вам героя – Незнайки. Давайте прочтём, что же Незнайка нам пишет: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста – жители Цветочного города рассказывают много интересного о природе разных стран, где они побывали. А я нигде не успел побывать и ничего интересного рассказать не могу. За это меня и зовут Незнайкой. А Знайка сказал, что есть такая Республика - Бурятия, и посоветовал рассказать о ней. Ребята, помогите! Я же ничего не знаю!».

-Ребята, а вы хорошо знаете природу своего края? Сможете ли вы рассказать Незнайке о животных и растениях нашей республики? Ну что же, сейчас проверим. Сегодня ненадолго я стану волшебницей и перенесу вас в лес. Закройте глаза – я произнесу волшебные слова… Не пугайтесь, когда животные на экране оживут – ведите себя тихо! Вы ведь знаете, что когда мы находимся в лесу, нужно вести себя тихо, чтобы не напугать его обитателей и не причинить им вреда, тогда и они вас не тронут. Готовы? (шёпотом поизношу «заклинание). А теперь откройте глаза. Ничего не видите? Конечно, прежде чем животные этого леса захотят вам показаться, нужно отгадать загадки. (видео презентация со звукоподражанием животных и загадками).

- Молодцы! Загадки о животных нашей республики мы отгадали. Где живут животные, с которыми мы познакомились (в лесу). Что ещё есть в лесу? Почему лес мы называем лесом? Правильно, лес – это большое количество деревьев. Их так много, что там можно даже заблудиться, поэтому без взрослых ходить в лес нельзя! Какие же деревья растут в наших лесах? Какие деревья вы знаете? Все ли деревья растут у нас? Здесь нам снова помогут загадки. Давайте я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отыскать отгадки вот на этих картинках. Но будьте внимательны – многие деревья очень похожи, нужно уметь их различать!

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку. (ель)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это. (тополь)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке.

(сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Лиственница

И девчонки, и мальчишки

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр

Богатырь – сибирский …

(Кедр)

Ни ель, ни сосна,

Высока и стройна.

Хвоинки белесы:

Ожгли их морозы.

Ветки торчмя,

Шишки стоймя. (Пихта).

Молодцы, вы справились с заданием. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка: «Деревья в лесу»

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

-Ребята, вот мы и вспомнили про птиц. А каких птиц вы знаете? Сейчас наши птицы будут петь, а вы по голосам постарайтесь угадать, что за птица поёт. Как только угадаете, увидите эту птицу (звучат записи «Голоса птиц», на экране чередуются слайды презентации «Птицы Бурятии»).

-Ребята, в лесу очень хорошо, но нам пора возвращаться. Посмотрите, на поляне красивая берёзка. Берёзка является символом России, а в Бурятии берёзу считают священным деревом, из неё изготавливают очень важный для бурят предмет быта – коновязь, а когда играют свадьбу, то украшают берёзу разноцветными лоскутками. Вспомните, какой хороводный танец мы разучивали с вами на музыкальном занятии? Правильно, «Во поле берёзка стояла». А теперь закроем глазки, и мы снова в детском саду. Ребята, теперь вы сможете рассказать Незнайке о природе нашего края? Вечером мы напишем ему письмо, а наш знакомый почтальон отошлёт его Незнайке.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Я живу в Бурятии».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формировать представления о республике Бурятия, её национальных особенностях.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей чувство принадлежности к республике Бурятия;

-формировать представления детей о государственных символах республики Бурятия, их значении;

-познакомить детей с жилищем и костюмом бурятского народа.

развивающие: пополнять и расширять словарный запас детей за счёт ввдения слов бурятского языка, развивать умение ориентироваться по карте;

воспитательные: воспитывать в детях духовно - нравственные ценности; толерантность, уважение к культуре других народов.

- Ребята, сегодня у нас с вами гости – мальчик Баир и девочка Маша. Они пришли не с пустыми руками, а принесли нам очень интересные вещи. Хотите посмотреть? Кто из вас может сказать, что это? Зачем они нужны? Что мы можем найти на карте? Давайте подойдём к картам. Карта – это уменьшенная копия всего мира. Весь мир огромен, и увидеть его разом мы не можем, а с помощью карты это сделать легко. Мы не увидим на ней домов и людей, но можем увидеть и понять, где какая страна или город находится, в какую сторону нам ехать, через какие города, страны придётся проехать, если мы захотим куда-то съездить. Перед вами –уменьшенная копия нашей страны. В какой стране мы живём? (в России). Здесь же находится и Республика Бурятия, которая входит в состав России, и в которой мы с вами живём. Как вы думаете, как мы сможем отыскать на ней Бурятию? Кто из вас знает главную достопримечательность Республики Бурятия? Конечно, это знаменитое на весь мир озеро Байкал. Попробуйте найти его. (Дети пытаются найти озеро на карте). Да, вот оно. А вот такого размера наша республика. Маленькая? Да, по сравнению с Россией очень маленькая. Мы смогли на этой карте отыскать нашу Республику, но найти на ней наше село непросто – по сравнению с Россией наше село так мало, что его незаметно. Но для нас с вами оно всё равно имеет большое значение,

ведь это – наша малая Родина.

Скажите, что у меня в руках? Правильно, матрёшка. Я попрошу кого-нибудь из вас открыть её. Молодцы! Что вы видите? (в каждой большой матрёшке прячется маленькая). Правильно, так вот и карты – это тоже своего рода матрёшки, в каждой большой карте прячется маленькая. Мы сейчас уберём большую матрёшку – карту России, и достанем матрёшку поменьше – карту Республики Бурятия. Она значительно меньше, и это правильно, иначе она не поместилась бы на карте России. Но теперь в развёрнутом виде наша Республика не такая уж и маленькая, согласны? Давайте попробуем отыскать на ней наше село (работа с картой). Вот оно, оно тоже еле заметно и на карте отмечено точкой. Какая матрёшка будет соответствовать нашему селу? (самая маленькая). Конечно, наше село – это наша малая Родина. Теперь вы знаете, что такое карта и для чего она. Ребята, представьте, что вас пригласили в другую страну для выступления на празднике, где будут гости и из других стран. Как вы докажете, что вы – из Республики Бурятия (предположения детей).

Чтобы это узнать, Баир и Маша приглашают нас с вами в кинозал, чтобы показать вам, чем отличается наша республика от других.

(физминутка).

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

В кинозал мы попадем (обычная ходьба на месте).

Итак, экран открыт. Ребята, для того, чтобы какую либо страну, или республику смогли отличить среди других, они должны иметь свою символику. Что же это такое? Это предметы или другие атрибуты, которые говорят о том, что вы – из Республики Бурятия. У каждой страны три символа. Давайте попросим наших гостей познакомить нас с первым символом. (слайд 1).

Это герб нашей Республики. Давайте разберёмся, что на нём изображено.

В верхней части круга — золотое соёмбо. Жёлтый говорит и о гармонии человека и природы. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня. Огонь - это очаг, самое почётное место в бурятском жилище. Очаг – символ жизни, чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени это прошлое, средний настоящее, третий – будущие. В центре круга — сине-белые полосы — волны Байкала, а светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины это горы и леса Бурятии, которыми она богата. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии.

А теперь познакомимся со вторым символом нашей республики (слайд2). Что это? (флаг). Чем отличаются флаги России и Бурятии? (ответы детей). Что же означают цвета нашего флага? Синий цвет — национальный цвет у бурят, это цвет вечного синего неба, которому поклоняются буряты. Белый цвет — символ честности, верности и мира. Жёлтый (золотой) цвет говорит и о гармонии человека и природы.

Ребята, Баир и Маша просят помочь им – они везли вам картинки флага и герба Бурятии и России, но в дороге они перепутались. Поможете собрать?

Д. и. «Собери флаг, герб».

-Молодцы, ребята, вы справились. А теперь пора познакомиться с третьим символом. Это гимн нашей республики. Что это такое? (ответы детей). Гимн исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Давайте встанем и внимательно прослушаем гимн Республики Бурятия (звучит гимн).

У каждого государства или республики есть своя столица – главный город, где живёт и работает президент, который управляет жизнью этого государства. Вы уже знаете, что столица России это город (Москва). А столицей Бурятии является город Улан Удэ. Я предлагаю вам немного прогуляться по городу (видоеклип).

Наша Бурятия славится тем, что в ней находится самое глубокое, самое чистое озеро в мире, которое называют жемчужиной Бурятии, т. е. самым главным богатством - это озеро Байкал.

Теперь вы знаете, чем отличается наша республика от других государств. А почему она называется Бурятия? Правильно, потому что здесь издавна живёт коренное население – буряты. Бурятия – гостеприимная республика, поэтому она стала родиной и для других народов – русских, татар, эвенков. Вспомните, как здесь появились русские старообрядцы – семейские.

У каждого народа свои традиции, своя одежда, даже жилище своё. Как вы думаете, какому народу принадлежат эти жилища? (слайд 3). Буряты жили в юртах – это круглый дом, вместо привычных нам деревянных стен в юрте стены обтянуты войлоком, тканью, из которой катают валенки, а русские строили свои дома из дерева, такой дом называется изба. В любом жилье хорошо, когда там тепло, поэтому главным местом в юрте у бурят считается очаг – место, где разводят огонь, прямо на земле. Он обложен камнями. На очаге буряты готовили пищу. Догадайтесь, что обогревает русскую избу? Правильно, это печка.

У каждого народа есть своя национальная одежда. У бурят она интересна и красива. Давайте познакомимся с бурятским костюмом. (слайд4) Верхняя одежда бурят называется дэгэл. Она похожа на халат, с запахом на правую сторону, с тремя пуговицами. Нарядные дэгэлы шили из дорогих материалов, длинные, для защиты от холода, рукава были удлиненные, они заменяли рукавицы, их украшали мехом. Атрибутами мужского костюма были нож в ножнах и огниво. Женщины украшали свою одежду украшениями из металла. Бурятская обувь называется - гутал, шили её из кожи. Носки сапог загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Шапки у бурят называется малгай, напоминают остроконечные вершины гор, основание - обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - дэнзэ, изготовленное из золота, серебра или коралла - символизирует солнце, освещающее вселенную. Красная кисточка олицетворяет солнечные лучи.

Хотите поиграть? Я буду называть предмет костюма по-бурятски, а вы покажите руками, куда будете одевать этот предмет одежды. Готовы?

Ребята, мы познакомились с бурятским костюмом. Скажите, в костюмы какого народа одеты наши гости – Маша и Баир (ответы детей). Молодцы!К сожалению, наш киносеанс подходит к концу, и гостям пора отправляться в обратный путь. Помогите им одеться в дорогу.

Д. и. «Что для кого».

Баир и Маша говорят вам спасибо ребята, а на прощанье хотят познакомить вас с весёлым бурятским танцем, который называется ёхор. Это бурятский хоровод, и его обязательно танцуют на всех праздниках. (исполняется танец. Гости прощаются).

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем в «Классики»Методическая разработка «Играем в «Классики» Классики – детская подвижная игра. У современных детей другие приоритеты – они заняты телевизором, компьютером и прочими благами техники.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка группового занятия с несовершеннолетними «Моя индивидуальность», направленного на принятие себя ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРИНЯТИЕ СЕБЯ «Моя индивидуальность» Нет исключения из правила, что каждому хочется.

Методическая разработка конспекта ННОД по речевому развитию в средней группе на тему «Моя семья» ГБДОУ детский сад № 74, воспитатель Ремнева М. С. Методическая разработка на тему: Конспект непрерывной непосредственно образовательной.

Методическая разработка праздника «Мамочка моя — лучшая на свете!» День матери в старшей логопедической группе "Мамочка моя, лучшая на свете!" Цель: Воспитать чувство любви и уважения к своим мамам. Задачи:.

Методическая разработка образовательной деятельности «Мама — любимая моя» .

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Россия — наша Родина» Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст. Виды деятельности: познавательная, игровая. Образовательные области: " Познавательное.

Методическая разработка по экологическому направлению «Реки и горы, леса и поля, все это природа-матушка моя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» с. Сизябск Методическая разработка по экологическому направлению.

Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии «Природа — моя подруга»Методическая разработка познавательно-развивающей игры-занятия по экологии «Природа — моя подруга» етодическая разработка познавательно-развивающей игры – занятия по экологии «Природа – моя подруга» Работу выполнила: Воробьева.

Проектно-исследовательская работа по краеведению «Моя малая Родина» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Началовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по краеведению «Моя Родина» (продолжение)
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД