Татьяна Карамышева
Формирование патриотических чувств при знакомстве с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.
На тему: «Малая Родина – твое начало».
Карамышевой Татьяны Владимировны воспитателя МДОУ «Светлячок»
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 29лет
2016. год
Актуальность:
Малая родина… у каждого она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если сказать –все!
Публикация «Формирование патриотических чувств при знакомстве с малой Родиной» размещена в разделах
Проблема: формирование навыков уважение и любви к малой родине, к близким и взрослым жителям малой родины.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
Зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий.
Так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
Чувства безграничной любви к Родине.
Актуальные вопросы:
- знать название малой Родины – края, села;
-представление о себе как о жителе села;
- проявление любви к труду людям разных национальностей населяющих родное село;
Методическая разработка предлагается, родителям и воспитателям ДОУ.
В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,убеждений и действия, слова и дела.
В основе лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, внутренний мир. «Ничто –ни слова, и мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». – говорил К. Д. Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические, интеллектуальные. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной среды ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком –то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». – говорил А. В. Запорожец.
Нравственные чувства формируются у детей – в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входи в
социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Перед дошкольным учреждением стоят важные задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициями других народов.
Нравственно патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
В нашем ДОУ в течение ряда лет проводится работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей с учётом приоритетных направлений и учётом специфики места проживания подрастающего поколения. Весь комплекс воспитательных задач устремлен на достижения главной цели – формирование нового гармонически развитого человека. Систематическая и целенаправленная работа коллектива ДОУ по данному направлению проводилась при активном участии родителей воспитанников и тесной связи с прочими учреждениями. Решение поставленных задач осуществлялось как в учебной, так и в свободной деятельности.
Ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работа с детьми по нравственно-патриотическому направлению ведется мною Карамышевой Т. В. уже с 2008года. Была организована на основе тематического планирования и кружковой работы один раз в неделю во вторую половину дня. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений.
Наши воспитанники принимают участие в праздновании Дня села и в других событиях, они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отражают в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые дети вручают и бывшим воинам и просто тем гостям, которые приходят к нам в детский сад на мероприятия. К сожалению ветеранов ВОВ осталось только один Карамышев А. М.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания, также используются активные формы : тематические вечера. Так, в неформальной обстановке родители имеют возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.
Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Самым активным в работе группы папам предлагалось рассказать о военной технике.
Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.
В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Как правильно общаться с детьми» и другие. Совместно с родителями готовили и оформляли (фото) альбомы.
В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему краю, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
МДОУ «Детский сад «Светлячок» в настоящее время работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции отечественного образования и является переработанным в соответствии с действующими ФГОС вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы она восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, о которых говорилось выше.
Но в программе даны только общие характеристики основных разделов образовательной работы и отсутствуют конкретные задачи и методические рекомендации по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию Н. А. Арапова - Пескарева «Мой Родной Дом» и разработать по блокам «Мой родной дом - семья» и «Моя малая родина» для старшего дошкольного возраста, чтобы обеспечить региональный компонент
Задачи:
- Показать ребенку, что родной село и край имеют свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники, живут в них замечательные труженики и герои.
- Знакомить с названием близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах нашего края.
- Воспитывать гуманное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем городе и крае, толерантность к их традициям и культуре.
- Дать представление об особенностях климата и природы села и края.
- Воспитывать любовь и бережливость к родной природе, желание приумножать красоту родного села и края.
Перспективный план работы
Тема: "Воспитание любви к своей малой Родине - селу и большой Родине - России".
План работы:
1. Мой мир. (4г. жизни)
-Знать название малой родины - родного села, края.
2. Мир людей (4-5 г жизни)
-Иметь представление о жизни и труде взрослых (колхозник, животновод, учитель).
3. Мир природы (4-6 г жизни)
-иметь представление о природе родного края, растительности и животного мира.
Летопись древней земли
Установить точную дату возникновения села Рыбушка невозможно (приблизительно 1650 - 1700 гг.). В XVII веке территория современной Рыбушки представляла пустошь. Известно, что царское правительство дарило огромные земли князьям, графам и т. д. Местность современной Рыбушки была подарена помещику Кочубею. Кочубей переселил на эти земли своих крепостных с Украины, живших в селах близ города Белая Церковь. Помещик В. П. Кочубей жил в Петербурге на широкую ногу и поэтому, постоянно нуждаясь в деньгах, расширял свое хозяйство. Позже в Рыбушку стали стекаться беглые крестьяне. В Рыбушке жили два его сына: Сергей Викторович и Виктор Викторович, которые и управляли хозяйством. На месте здания современной кооперации помещалась контора князя Кочубея. До наших дней сохранился подвал, где помещик истязал крепостных. Крепостных меняли на собак. Например, семью Лемаевых выменяли на собак. В 1862 году была составлена книга «ревизские сказки», которая является важным документом изучения истории Рыбушки. Эта книга – подушная перепись всего населения. В ней указывались имена и фамилии крепостных, отпущенных «на волю» после реформы 1861 года.
Название села Рыбушка дано по аналогии с метрополией - на Украине, близ города Белая Церковь, существовало село с тем же названием, из которого крепостные крестьяне были переселены на территорию Рыбушки. В 1904-1905 гг. в Рыбушке прокатилась волна крестьянских волнений. После ноября 1917 года фронтовики в селе организовали комитет, ставивший целью отобрать у помещиков землю. Комитет допустил серьёзную ошибку, потому что произвел раздел отобранных земель и инвентаря. В комитет проникли кулаки, поделившие все отобранное между наиболее зажиточными крестьянами. В селе шла острая классовая борьба.
Известия о свержении царя жители Рыбушки восприняли без сожаления. На центральной площади села население сжигало царские портреты. Всюду царило всеобщее веселье, народ ликовал. Первые месяцы после Октября были периодом триумфа. Советская власть с каждым днем все более утверждалась. В декабре 1917 года В. И. Ленин писал: «Победа будет на стороне эксплуатируемых, ибо за ними жизнь, за ними сила числа, сила массы, сила неисчерпаемых источников всего самоотверженного, идейного, честного, рвущегося вперед, просыпающегося к строительству нового, всего гигантского запаса энергии и талантов так называемого «простонародия», рабочих и крестьян.
Главным вопросом жизни села Рыбушки был вопрос об организации хозяйства, вопрос о повышении материального и культурного уровня населении
Малая Родина – островок земля. Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья-
Ласковая, малая Родина моя!
Заключение
Но не так всё безоблачно. От любви и уважения к родному краю я не стала затрагивать в этой работе то, что печалит взор каждого и жителей и гостей этого уголка такой великой страны как Россия. Но теплится ещё огонёк надежды что мы-люди, и вспомним, то, что мы в этом мире только – гости! И вновь перед всеми во всей живописности предстанет один из самых экзотичных маленьких городов страны.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет : “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Земля, - на которой ты родился - это твоя душа. В народе есть поговорка: где родился, там и пригодился. - Твоя родная земля дает тебе силу, здоровье, удачу, вскармливает тебя и твое потомство. И питает не только физически, но и дает духовные силы. Конечно, человек может жить где угодно, но в таком случае он сам себя обедняет, свою душу, не даёт ей правильно развиться в нужном направлении.
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
Ведь Саратовский край - древнее, место с богатейшей историей. И каждый, кто побывал здесь, будет очарован его красотой.