Алла Ахмедова
Методические рекомендации по организации подвижных игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая с детских лет сопровождает
человека на протяжении всей жизни. Для дошкольников игра ведущий вид
деятельности, эффективное средство оздоровительной физической культуры.
Цель: уточнить знания педагогов по физическому развитию дошкольников и развитию двигательной активности детей.
Задачи:
• Формировать преставление педагогов о понятиях «двигательная активность», «подвижная игра».
Публикация «Методические рекомендации по организации подвижных игр в детском саду» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
• Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса.
• Разработать методические рекомендации к подвижным играм
и упражнениям по всем возрастным группам.
• Применять на практике полученные знания и умения.
• Приобщать к нормам здорового образа жизни.
План:
• Воспитательное значение подвижных игр.
• Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению.
• Виды подвижных игр. Место подвижной игры в режиме дня.
• Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Практическая часть:
Проведение подвижной игры с детьми старшей группы. Подвижная игра - есть средство обучения движениям, она является одной из форм организации детей в детском саду. Подвижная игра является средством всестороннего развития личности. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, внимания, воображения и т. д. Подвижные игры развивают физические качества:
ловкость, быстроту, силу и т. д. Воспитательное значение подвижных игр в том, что они дисци-плинируют детей, помогают воспитывать умения, самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением коллектива.
Подвижные игры воспитывают дружеские отношения друг к другу, чувство товарищества, сопе-реживание. В подвижных играх дети учатся уступать и помогать друг другу, создаются условия для радостных эмоциональных переживаний, а также развиваются речь, и обогащается словарь. Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению зависит от педагогических задач стоящих перед воспитателем, (совершенствование двигательного навыка, воспитание физических, нравственных, моральных качеств); подвижные игры должны быть доступны детям по их силам, с учетом возрастных особенностей детей и состояния здоровья; от времени года и температуры воздуха;
от места игры в режиме дня, от места проведения и от времени проведения; интерес
детей (после наблюдений игры с соответствующим содержанием); соблюдать дидактические принципы (от простого к сложному, доступно и т. д.) состояние группы
и ее организованность; уровень развития движений детей (не давать игру с новым,
не разученным движением).
Подготовка к игре.
1. Знание игры и продумывание методики проведения.
2. Разучивание с детьми сложных движений.
3. Проведение наблюдений, знакомство с повадками животных, птиц из игры, чтение стихов, рассматривание картин и т. д.
4. Подготовка материала (атрибуты, инвентарь пособие). Участие детей к подготовке материала.
5. Подготовка места для проведения игры.
Виды подвижных игр.
По содержанию:
1. Сюжетные – в которых дети в движении изображают образы, имеют готовый сюжет и твердые правила («Воробушки и автомобиль») и т. д.
2. Не сюжетные – в которых дети упражняются в движениях (бегите ко мне, доползи до погре-мушки и т. д.). Они строятся на выполнении двигательных заданий, действий с предметами.
3. Игры с элементами спортивных игр (волейбол, хоккей, городки).
4. Игры – эстафеты, где дети соревнуются в ловкости, быстроте, силе, меткости и т. д.
5. Игры с пением, хороводами, где дети, выполняя движения, передают содержание песни, характер музыки.
По степени физической нагрузки:
1. Игры большей подвижности, где все дети в движении и основные движения бег и прыжки.
2. Игры средней подвижности, где движения выполняются по подгруппам или если учувствуют все дети, характер движений спокойный.
3. Игры малой подвижности, где все движении в медленном темпе, активно действуют лишь часть детей, остальные дети произносят текст, наблюдают за играющими.
Место подвижной игры в режиме дня.
1. Подвижные игры в утренние часы планируются во всех возрастных группах эпизодически.
2. Подвижная игра может быть запланирована после завтрака (игры малой подвижности).
3. Малоподвижные игры (между занятиями).
На прогулке планируем игры всех подвижностей в зависимости от предыдущей деятельности. Планируются самостоятельные игры, спортивные игры и развлечения.
В старших и подготовительных группах игры планируются ежедневно. В младших группах 3-4 раза в неделю после дневного сна.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Воспитатель должен удачно выбрать время для проведения игры. Для сбора детей можно пользо-ваться различными приемами, в младших средних группах – показ красивой игрушки, показ картины, чтение небольшого рассказа и т. д. В старших группах на первое место ставится слово воспитателя. Заранее можно договориться, где будет проходить игра. Сбор не превышает 1-2 минут. Собрав детей, воспитатель создает интерес к игре. (Наблюдение, игрушка, загадка.)
Объяснение игры: собрав детей и заинтересовав, их воспитатель сообщает название игры.
Объяснение должно быть четким и кратким. Оно зависит от возраста, подготовленности и развития детей. В младшей группе объяснение в самом процессе игры. Назвав игру, воспитатель указыает, кем будут дети, и предлагает занять свои места, движения выполняются вместе с воспитателем. Ведущая роль принадлежит воспитателю.
В средней группе воспитатель называет игру, коротко и ясно объясняет ее. Затем распределяет роли сам. Выбирая на роль ребенка – ведущего воспитатель должен знать справится ли он с этой ролью. Со второго полугодия вводятся для выбора водящего считалки. В старших – подготовительных группах вся игра объясняется в начале. Объяснив ее, воспитатель четко выделяет правила. Если есть текст, то повторяют его,
затем распределяют роли. К распределению ролей нужно подходить осторожно, не назначать одних и тех же детей. Роль ведущего назначается
по считалке и т. д.
Руководство ходом игры: Воспитатель по ходу игры следит за выполнением правил, если необ-ходимо делает замечания. Необходимо следить, чтобы дети не переутомлялись.
В младших груп-пах продолжительность игры 5 – 6 мин, в средней группе 6-8 мин,
в старшей группе до 15 мин. Между повторениями пауза до 1 мин. Длительность непрерывного бега во время игры во второй младшей группе 15 сек; В средней 20 сек;
в старшей 25 сек; в подготовительной 30 сек.
Окончание игры: следует помнить, что окончив игру должен сохраниться интерес к игре. После игры подводится итог, отмечается, кто как себя вел, как выполнялись правила, поговорить о нарушителях, если такие есть. Воспитатель должен говорить все это в доброжелательной форме, мягко, тактично. После подвижной игры можно организовать спокойную ходьбу или дыхательные упражнения.
Подвижная игра является упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни, игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.