Технология организации труда в детском саду

Оксана Шелкопляс
Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов:

1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание задания, показывает необходимость выпол­нения работы, знакомит с предполагаемым результатом. Ставят­ся конкретные задачи, даются указания о ходе их выполнения,

2. Инструктаж по введению приема работы. Педагог объ­ясняет значение приема, знакомит детей с составом приема, ос­новными действиями. Характеристика приема дается в виде ре­комендации или правила. Показывается образец выполнения приема. Воспитатель дает все необходимые указания по органи­зации труда. При необходимости кратко повторяет главные по­ложения, на которых основаны намеченные практические дей­ствия.

3. Проба. Два-три воспитанника выполняют прием, а ос­тальные дети наблюдают и под руководством педагога коррек­тируют деятельность товарищей. Воспитатель контролирует правильность выполнения приема, дает задания на воспроизве­дение последовательности действий. (Что надо сделать, чтобы посадить семена? С чего надо начать? и т. д.).

Выполнение работы (применение приема). Каждый ре­бенок самостоятельно выполняет работу. Педагог особое вни­мание уделяет слабым детям.

Контроль. На этом этапе педагог оценивает работу де­тей.

Необходимо приучать детей к аккуратности, экономии времени, бережному отношению к оборудованию.

Методика руководства трудом в природе имеет особенно­сти, в каждой возрастной группе.

Младший возраст

Педагог привлекает к кратковременному труду поочеред­но всех детей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают одну-две трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку). Во второй младшей группе воз­можна коллективная организация труда (посадка лука, уборка урожая). Он организуется как «труд рядом». Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая зависимости от других.

Возможна организация труда по подгруппам: две под­группы работают одновременно, выполняя одну и ту же трудо­вую операцию (вытирают растения, сажают горох, поливают клумбу и т. д.). Эта особенность организации труда связана с большой подражательностью малышей.

В связи с недостаточным развитием произвольного вни­мания и памяти у малышей при обучении навыкам труда приме­няется дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Педагог сочетает показ с объяс­нением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Педагог показывает приемы выполнения зада­ний, помогает детям, поощряет их. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Средний возраст

Воспитанники отличаются большей самостоятельностью в связи с приобретением навыков. У них начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, появ­ляются зачатки чувства ответственности за порученное дело. критическое отношение к результатам своей деятельности.

Формы организации труда детей те же, что и в младшей группе. Однако индивидуальные поручения носят более дли­тельный характер (в течение двух-трех дней).

Труд подгруппами также имеет особенности. Одновре­менно могут работать две-три подгруппы, выполняя разные трудовые операции (но не более двух).

Усложняется методика руководства трудом. Педагог пока­зывает и объясняет весь трудовой процесс целиком, затем выде­ляет логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать почвой, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последователь­ности действий, способах использования оборудования, исполь­зует показ, пример других детей при оказании помощи отдель­ным воспитанникам. Постепенно воспитатель учит детей заме­чать необходимость труда; объясняет, почему нужно выполнить ту или иную трудовую операцию (почва высохла - растения нужно полить, в клетке грязный песок - его надо заменить).

Старшая и подготовительная группа

Педагог лишь контролирует их действия, оказывая по­мощь при затруднении. Дети овладевают основными компонен­тами трудовой деятельности: умениями принимать и ставить трудовую задачу, планировать и самостоятельно выполнять трудовой процесс.

Индивидуальные поручения становятся более длительны­ми (выращивание растения в подарок, уход за клумбой).

Вводятся дежурства в уголке природы (по 2-4 человека одновременно). Группы подбираются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими трудовые навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Воспитатель зна­комит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы. Длительность дежурства - до 2-6 дней. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Помощь воспи­тателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях. При пе­редаче дежурства дети рассказывают всей группе, как они уха­живали за своими подопечными, что нового, интересного заме­тили в поведении животных и развитии растений. К оценке де­журных привлекаются все дети. Высказываются суждения о со­стоянии растений и животных, качестве работы, отношении к обязанностям и друг другу в процессе работы.

Усложняется организация коллективного труда, По типу «совместного» организуется труд в огороде, цветнике. Воспита­тель помогает детям разбиться на группы, распределить обязан­ности.

Ведущим приемом обучения детей новому виду труда становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действий применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. Большое значение уделяется форми­рованию навыков самоконтроля и самооценки. Дети привлекаются для взаимооценки. При работе подгруппами одна подгруп­па оценивает работу другой.

Публикации по теме:

Презентация «Технология проблемного обучения в детском саду» "Технология проблемного обучения в детском саду". В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем.

Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду Муниципальное казенное учреждение «Центр развития и поддержки системы образования Петровского района Ставропольского края» Районные.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Технология организации труда в детском саду
Опубликовано: 15 марта 2019 в 12:03
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные...
На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения, воспитания и...
Фотоотчет о празднике «День леса»
В четверг, 21 марта, в нашем детском саду прошел праздник "День леса". Готовились к этому празднику мы заранее. Беседовали о том для чего людям нужен...
Мастер-класс по изготовлению витража на стекле «Кувшинки»
Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая...
Воспитательское мероприятие. Конкурсная программа среди 2 х и 3 х классов «А ну-ка,...
Воспит . Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас вновь в этом зале. Сегодня 1 марта, первый день весны. Ребята, назовите мне весенние приметы. А...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «Лебедушка» С. Есенин
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность поэзии С....