Оксана Шелкопляс
Технология организации труда в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов:
1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание задания, показывает необходимость выполнения работы, знакомит с предполагаемым результатом. Ставятся конкретные задачи, даются указания о ходе их выполнения,
Публикация «Технология организации труда в детском саду» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
2. Инструктаж по введению приема работы. Педагог объясняет значение приема, знакомит детей с составом приема, основными действиями. Характеристика приема дается в виде рекомендации или правила. Показывается образец выполнения приема. Воспитатель дает все необходимые указания по организации труда. При необходимости кратко повторяет главные положения, на которых основаны намеченные практические действия.
3. Проба. Два-три воспитанника выполняют прием, а остальные дети наблюдают и под руководством педагога корректируют деятельность товарищей. Воспитатель контролирует правильность выполнения приема, дает задания на воспроизведение последовательности действий. (Что надо сделать, чтобы посадить семена? С чего надо начать? и т. д.).
Выполнение работы (применение приема). Каждый ребенок самостоятельно выполняет работу. Педагог особое внимание уделяет слабым детям.
Контроль. На этом этапе педагог оценивает работу детей.
Необходимо приучать детей к аккуратности, экономии времени, бережному отношению к оборудованию.
Методика руководства трудом в природе имеет особенности, в каждой возрастной группе.
Младший возраст
Педагог привлекает к кратковременному труду поочередно всех детей.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают одну-две трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку). Во второй младшей группе возможна коллективная организация труда (посадка лука, уборка урожая). Он организуется как «труд рядом». Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая зависимости от других.
Возможна организация труда по подгруппам : две подгруппы работают одновременно, выполняя одну и ту же трудовую операцию (вытирают растения, сажают горох, поливают клумбу и т. д.). Эта особенность организации труда связана с большой подражательностью малышей.
В связи с недостаточным развитием произвольного внимания и памяти у малышей при обучении навыкам труда применяется дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Педагог сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Педагог показывает приемы выполнения заданий, помогает детям, поощряет их. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.
Средний возраст
Воспитанники отличаются большей самостоятельностью в связи с приобретением навыков. У них начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело. критическое отношение к результатам своей деятельности.
Формы организации труда детей те же, что и в младшей группе. Однако индивидуальные поручения носят более длительный характер (в течение двух-трех дней).
Труд подгруппами также имеет особенности. Одновременно могут работать две-три подгруппы, выполняя разные трудовые операции (но не более двух).
Усложняется методика руководства трудом. Педагог показывает и объясняет весь трудовой процесс целиком, затем выделяет логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать почвой, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным воспитанникам. Постепенно воспитатель учит детей замечать необходимость труда; объясняет, почему нужно выполнить ту или иную трудовую операцию (почва высохла - растения нужно полить, в клетке грязный песок - его надо заменить).
Старшая и подготовительная группа
Педагог лишь контролирует их действия, оказывая помощь при затруднении. Дети овладевают основными компонентами трудовой деятельности : умениями принимать и ставить трудовую задачу, планировать и самостоятельно выполнять трудовой процесс.
Индивидуальные поручения становятся более длительными (выращивание растения в подарок, уход за клумбой).
Вводятся дежурства в уголке природы (по 2-4 человека одновременно). Группы подбираются таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими трудовые навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Воспитатель знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы. Длительность дежурства - до 2-6 дней. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях. При передаче дежурства дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за своими подопечными, что нового, интересного заметили в поведении животных и развитии растений. К оценке дежурных привлекаются все дети. Высказываются суждения о состоянии растений и животных, качестве работы, отношении к обязанностям и друг другу в процессе работы.
Усложняется организация коллективного труда, По типу «совместного» организуется труд в огороде, цветнике. Воспитатель помогает детям разбиться на группы, распределить обязанности.
Ведущим приемом обучения детей новому виду труда становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действий применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. Большое значение уделяется формированию навыков самоконтроля и самооценки. Дети привлекаются для взаимооценки. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.