МААМ-картинки

Анализ опыта работы по развитию речи

Инна Ремнева
Анализ опыта работы по развитию речи

В настоящее время произошли значительные изменения в системе дошкольного образования. Появилось множество различных техно-логий и программ,помогающих педагогам дошкольных учрежде-ний правильно ориентироваться в построении воспитательно-обра-зовательного процесса в детском саду.

Произошли изменения и в жизни нашего детского сада,а,следова-тельно,и в практике моей работы с детьми.

Мы перешли на реализацию усовершенствованной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василь-евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М. : Издательский дом «Воспи-тание дошкольника»,2004 г ;М. :Мозаика-Синтез,2005 г.)

Публикация «Анализ опыта работы по развитию речи» размещена в разделах

Главные задачи Программы – охрана жизни и укрепление здо-ровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой,учебной,трудовой,художественной,что даёт возмож-ность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание,подго-товку к обучению в школе.

Одним из важнейших условий успешного обучения в школе яв-ляется сформированная речь ребёнка.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растуще-го человека. Формируя и развивая связную речь ребенка,я одновре-менно способствую развитию его интеллекта и эмоций,готовлю почву для успешного обучения в школе,для творческой трудовой деятельности.

Основная единица языка – слово. И я считаю,что совершенство-вание речевого общения не может происходить вне театральной деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,знаниями,умениями,развивает интерес к художест-венной литературе,активизирует словарь,разговорную речь,способ-ствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Последние три года я более углубленно работала по следующей теме, на которой я хотела бы подробней остановиться в своем са-моанализе : «Театрально-игровая деятельность и развитие речи дошкольников».

Я считаю,что в настоящее время эта тема актуальна и ориенти-

рована на всестороннее развитие личности ребёнка,его неповтори-мость и индивидуальность.

Целью моей работы является : Развивать у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности умение об-щаться.

Задачи:

- обучать детей вступать в речевое общение различными способа-ми;

- развивать у детей умение использовать средства художественной выразительности в процессе театральной игры;

- воспитывать положительные отношения к театральным играм,же-лание играть с театральными куклами; эмоционально-положитель-ное отношение к сверстникам,воспитание воли и уверенности в се-бе,уважение к устному народному творчеству.

Для решения задач я составила перспективный план работы,при разработке которого учитывала принципы построения: актуаль-ность,реалистичность,систематичность,интеграции,воспитываю-щий характер обучения,доступность,построение программного ма-териала,совместная деятельность.

Работа проводилась по нескольким этапам:

Этапы работы

диагностический

-выявление уровня знаний детей.

-анализ состояния воспитатель-

но-образовательной работы.

- выявление противоречий по данной проблеме.

-недостаточно методического, иллюстративного материала.

- нет перспективного плана работ по данной теме.

- неготовность к проведению сис-тематической работы.

Теоретическое исследование проблемы

-самообразование;

-консультации,открытые просмотры;

-беседы,рассматривание альбомов, книг,картин;

-индивидуальная работа с детьми, родителями;

-посещение учреждений дополнитель-ного образования.

Накоплен твор-ческий материал.

Практическое исследование проблемы

-разработка перспективных планов работы;

-наработка практического материала для работы с детьми;

-сбор и оформление наглядного материала;

-установление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования;

-оформление фотоальбомов.

Разработан пер-спективный план работы по теме : Театрализованная деятельность и развитие речи.

Подведение итогов работы

Оформление материала для обобщения

опыта работы в детском саду.

Свою работу по речевому развитию детей второй младшей группы я осуществляла на всех без исключения занятиях,а также в повсед-

методы приёмы

Наглядный

Игровой

Словесный

Сравнение

Исследование

Проговаривание

Называние

Упражнение

Образец

невной жизни,на прогулке. При этом использовала различные методы и приёмы.

В процессе наблюдения за детской речью,в результате опроса де-тей,я выявила различный уровень развития речи детей. Речь ребёнка 3-4 лет ещё весьма несовершенна. Неправильно произно-сятся звуки родного языка,беден словарный запас 10% детей име-ли низкий уровень общения.

Все виды деятельности я проводила в игровой форме,и выявила, что очень живо дети откликаются на появление каких-либо игро-вых персонажей (мишутка,зайчик,кукла Катя и др.) на превраще-ние воспитателя в сказочного героя.

Дети упражнялись в произношении звукоподражаний,участвова-ли в инсценировках потешек и песенок (котенька-коток;вышла ку-рочка гулять и др.) в импровизированных концертах для кукол со стихами А. Барто «Игрушки».Так,элементы театрализованной дея-тельности способствовали легкому запоминанию произведений устного народного творчества. ,умению изменять силу и высоту го-лоса,чёткому произношению текста. Я начала знакомить детей с настольным театром конусных фигурок: «Три медведя», «Заюшки-на избушка», «Курочка Ряба» и др,с театром на фланелаграфе В. Су-теев «Под грибом».Дети с интересом следили за развитием дей-ствия сказок. К концу учебного года я выявила позитивные измене-ния.

Все дети овладели речевым общением,соответственно возрасту. Совместно с воспитателем,используя фигурки настольного театра, драматизировали отрывки из знакомых сказок. Выразительно рас-

сказывали короткие стихотворения,потешки,песенки. Дети с нару-шением речи проявляли радостные эмоции и передвигали фигурки настольного театра в соответствии с содержанием сказки. Популяр-ными были подвижные игры с атрибутами, «Заинька,попляши», «Курочка и цыплята».

В организации театрализованной деятельности использовала практические методы обучения:игру,метод игровой импровизации, упражнения,этюдную методику,инсценировки и драматизации. Из словесных методов применяла:рассказ,чтение воспитателя,рассказ детей,беседы,разучивание произведений устного народного твор-чества.

С переходом детей в среднюю группу усложнились задачи по обучению развития речи,а также изменились методы и приёмы ра-боты. Дети активно общаются со взрослыми,значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми эти-ческих норм и правил поведения. Серьёзное внимание уделяется звуковой культуре речи. Начинается работа по обучению детей мо-нологической речи. Монологическая речь рождается в диалоге – на-иболее естественной форме речевого общения.

Я продолжала инсценировать с детьми короткие литературные произведения с диалогическим содержанием. «Ножки,ножки,где вы были…», «Кузнец» С. Маршак, «Кисонька-мурысанька».Работаю над выразительностью речи тихо-громко,медленно-быстро. Разучи-вание проходило при повторении той или иной роли каждым ребен-ком (т. е. при многократном повторении).Потому что все хотели по-быть добрым и сильным кузнецом,ласковой,но хитрой кисонькой и т. д. Дети учились слушать друг друга,вести диалог на одну тему. Мы вместе обсуждали,у кого получалось выразительно рассказывать стихотворение,т. е. учились давать оценку.

Подготовка к монологической речи осуществлялась в процессе драматизации р. н. сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. ,а также фрагментов сказок,соответствующих программе.

Дети с удовольствием разучивали пальчиковые игры,направлен-ные на развитие выразительных жестов,диалогической речи : «Гном», «Лукошко», «Про медвежат», «Паучок», «Снежок» и др.

К концу года дети могли регулировать силу голоса в зависимости от характера произведения. У 10% детей речь стала неторопливой, спокойной,увереннее в общении стали наши стеснительные дети, так как речь их стала «чище».

Вместе с детьми мы изготовили настольный плоскостной театр «Заюшкина избушка»;родители изготовили настольный театр «Ко-за с козлятами»,на фланелеграфе «Жихарка».Педагогам детского сада показали кукольный спектакль «Круть и Верть».Также резуль-татом нашей деятельности был показ спектакля р. н. с. «Репка» де-тям 2-ой мл. группы. В представлении участвовали дети с деклама-цией стихов А. Барто из серии «Игрушки».Дети очень ответственно отнеслись к этому выступлению.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активны-ми и самостоятельными,относятся к играм творчески.

Ведущей задачей по развитию речи является развитие индивиду-альных способностей детей в речевой деятельности и развитие творческого рассказывания (игры-придумывания,образность речи, самостоятельный пересказ).

Работу я проводила поэтапно: знакомила с литературным произ-ведением,дети учились рассказывать сказку по ролям,не забывая о выразительности речи,интонации,работая над мимикой и жестами.

Для формирования интонационной выразительности я использова-ла специально подобранные этюды и упражнения,развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это,прежде всего,заучива-ние скороговорок и чистоговорок. Для освоения выразительной ре-чи я использовала упражнения,развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте,специальные творческие зада-ния на развитие образности речи (подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов).К руководству я взяла педа-гогическую технологию О. М. Ельцовой «Риторика для дошколь-ников», пособие О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Популярными у детей остались пальчиковые игры,этюдные мето-ды. К концу года я увидела позитивные изменения в общение детей друг с другом,со взрослыми. Дети умеют вести диалог по одной те-

ме,с интересом слушают рассказы детей о событиях в личной жиз-ни. Дети (40 %) с интересом придумывают рассказы об игрушках, выступают в роли режиссеров.

Но пока им интересен сам процесс участия в драматизации,а не результат,не смысл произведения.

Моя деятельность проходит в тесном контакте с педагогами детского сада,с узкими специалистами (инструктор по физической культуре,психолог,учитель-логопед,музыкальный руководитель,с младшим воспитателем.

узкие специалисты

ребенок

воспитатель

родители

Вместе с детьми мне удалось воодушевить родителей моей группы на совместное творчество. Мамы,папы,бабушки стали моими актив-ными союзниками и помощниками в организации художественно-речевой деятельности. Родители изготавливают костюмы к спектак-лям,помогают в заучивании текста ролей,участвовали в театрализо-ванных представлениях в качестве актеров («Вместе с бабушкой моей», «Моя мама лучше всех», «Наши дети и сказка»).

Ещё одним важным направлением в моей деятельности является сотрудничество с Домом творчества.

Театр – это особый вид искусства,он способен помочь в том,что-бы научить ребенка чувствовать и размышлять,приобщить к куль-туре театра,как к системе разумно развивающего развлечения (по-каз различных видов театра – кукольного,драматического).

Мои выпускники 2005 года успешно продолжают свою театрали-зованную деятельность в театральных студиях Дома творчества.

Опыт моей работы одобрен и распространен в детском саду. Ис-пользуется педагогами детского сада.

Итогом детской театрализованной деятельности являются поста-новки спектаклей для детей детского сада,их родителей,для педаго-

гов и сотрудников детского сада. Зрителям заранее вручаются приг-ласительные билеты,изготовленные детьми,а вся информация о представлении отражена на афишах,выполненных совместно деть-ми и взрослыми.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №9 "Оленёнок".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ опыта работы по развитию речи
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 22:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД