Получи документы

Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Ольга Ясинова
Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Методическая разработка по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»

Уважаемые родители и коллеги! На данном этапе существует множество пособий по развитию детей, но ребенок взрослеет и нам приходиться приобретать различные материалы. «Разноцветный городок» уникален тем, что дополняя его, мы поможем заниматься с ребенком с двухлетнего возраста до школьной скамьи.

Публикация «Методическое пособие по сенсорному воспитанию „Разноцветный городок“» размещена в разделах

Вашему вниманию предлагается методическое пособие затрагивают образовательную область «ПОЗНАНИЕ»

Сенсорное воспитание

Формирование элементарных математических представлений

Конструирование

Коммуникация (формирование монологической и диалогической речи)

Данное пособие используется в разных возрастных группах. Важным условием является – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие примеры: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задач.

Пособие можно использовать на подгруппных занятиях, индивидуально и в самостоятельных играх детей.

Ведущей целью данного пособия является сенсорное воспитание (это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, и явлениях окружающего мира) Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:

развитие зрительного восприятия формы

практическое выделение формы

зрительное восприятия величины

различение цветов

соотнесение цветов

восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

развитие мышления

формирование элементарных математических представлений (количество и счет; величина; геометрические фигуры)

ориентировка в пространстве

развитие зрительно- двигательной координации

формирование наглядно- образного мышления

Материалы и оборудование:

Планшет с разными полями, разного цвета (красный, желтый)

Дорожки разной ширины

Наклеенные разноцветные геометрические фигуры

Плоскостные домики из картона разного цвета и двери к ним

Объемные домики разных цветов и размеров

Набор машинок разной величины

Набор цветных лент

Набор геометрических фигур разной величины

Коробки с крышками разных форм

Набор разноцветных игрушек разных размеров

Набор цифр от 1 до 10

Набор мебели разного цвета

Игры на развитие зрительного восприятия

«Спрячь игрушку»

Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные, мелкие игрушки или картинки

Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит) При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3—6.

«Чей домик?»

Цель: Учить соотносить плоскостную форму 'в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отрабатывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование: Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма, по размеру подходящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, е круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».

«Машины гараже» (2-6 лет)

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз; Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак; Продолжать знакомить с названием цветов; Познакомить с широкой и узкой дорогой; Учить детей сравнивать длину с помощью условной меркой; Познакомить с линиями кривыми, ломаными, прямыми; Сравнение групп разных предметов.

Игра проводиться индивидуально и по подгруппам.

Ход занятия:

Первое задание: Детям раздается машинки разных цветов и детям предлагается проехать по дороге в соответствии с цветом машины.

Второе задание: Воспитатель предлагает проехать в определенный цвет сектора, ребенок должен методом проб определить по какой дорожке он должен проехать и назвать цвет дорожки.

Третье задание: Педагог выставляет перед ребенком две машинки разного цвета, предлагает выбрать дорожки для автомобиля в зависимости от ширины машинки. Затем предлагает назвать ширину дорожки «широкая» или «узкая» дорожка.

Четвертое задание: педагог выкладывает перед ребенком десять машинок, предлагает посчитать их и назвать цвета. Просит узнать хватит ли всем машинкам дорожек. Просит сровнять количество машинок и дорожек.

Пятое задание: Педагог предлагает проехать по разным видам дорожек : ломаной, кривой, прямой.

Шестое задание: Перед педагогом лежат разноцветные ленты, разной ширины. Воспитатель предлагает взять ленту и приложить к дорожке нужной ширины.

Седьмое задание: Ребенок по дороге должен проехать к дому с определенной цифрой.

«Дом для матрешки»

Цель: Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.

Оборудование: Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы — для крыши, кирпичики (по два на ребенка, бруски (по три на ребенка, количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.

Ход игры: (проводится индивидуально и небольшими подгруппами). 1-й вариант: Педагог привозит на машине несколько

матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить

домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику,

раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять

те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети

повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит,

как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому

на длинное узкое ребро (дети повторяют).«Посмотрите, -говорит педагог,— какой мы построили дом с забором. Матрешки

нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а

маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.

2-й вариант: Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами, въезжают во двор выезжают из него.

3-й вариант: Те же постройки выполняются не по подражанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экраном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.

«Спрячь мышку от кошки»

Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета (основные) или обклеенные цветной бумагой прорезями для дверей; с обратной стороны домиков (к основной части) приклеиваются сверху и снизу картонные рейки так, чтобы между ними перемещалась (в виде задвижки) полоска картона с наклеенными дверями тех же цветов, что и домики; игрушечная кошка и плоскостные изображения мышек.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На столе разложены три-четыре домика разных цветов и на некотором расстоянии вперемешку двери к ним. Появляется мышка, она пищит и просит спрятать ее от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков и объясняет, что надо закрыть дверь, а то кошка найдет мышку. Обыгрывает этот момент: берет одну из дверей (цвет не подходит) и прикладывает к домику. Затем ищет дверь такого же цвета, как дом. Наконец находит дверь нужного цвета, закрывает мышку и обращает внимание на то, что двери не видно: она слилась с домиком. Выбегает кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит. Появляется другая мышка. Ее прячет ребенок. Игра (повторяется.

В конце педагог говорит, что дети хорошо спрятали мышек, правильно подобрал двери к домикам — все домики и двери одинаковые.

При повторном проведении игры используются домики другого цвета. Можно применять в окраске домиков незнакомые детям цвета и оттенки. Дома располагаются не в ряд, а в случайном порядке.

Затем происходит усложнение игры. Воспитатель просит детей закрыть дверь в зависимости от прорезей в геометрической фигуры.

«Цветные домики» (1,5-2 года)

Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать слова «такой», «не такой».

Оборудование: Планшет, плоскостные домики разных цветов (синий, красный, желтый, зеленый)

Игра проводиться индивидуально с каждым.

Ход игры: Взрослый предлагает разложит домики по однородному цвету на планшете. Ставит на желтый сектор красный домик и тут же выражает недовольство «не такой, переставляй на другой сектор», проводит рукой, подчеркивая их однородность. Затем просит ребенка сделать то же самое. Игра проводиться 2-4 раза.

Игры на количество и счет

Цель: Учить считать по образцу и названому числу; Понимать независимость числа от величины, расстоянии, пространственного расположении предметов

- составлять число 10 из двух меньших

- из неравенство делать равенство

- посчитай какие геометрических фигур больше

- сделай поровну

- сложи вместе красные и синие треугольники, сделай поровну.

Первое задание (2-3 года)

Найди геометрические фигуры такого же цвета, побуждать детей называть цвета.

Второе задание (5-7 лет)

Разложи геометрические фигуры по цветам.

Третье задание

- Разложи столько игрушек, сколько треугольников на планшете

- Разложи фигурки на одну меньше

Ориентировка в пространстве

Первое задание:

Предложить ребенку обустроить комнату для персонажа в соответствии с инструкцией воспитателя : Кровать поставить на красный сектор. Посередине, справа поставить большой синий стул, слева стол и т. д.

Логико-математические игры для детей (3-4 лет)

«Фифа»

Оборудование: Зеленые, синие, красные, желтые карточки или любые квадраты из разноцветного картона или ковролина.

Описание игры: Однажды гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмаках белого цвета. Принесла она с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг… башмачки позеленели. Фифа оглянулась. Ну и чудеса! Она стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком – башмачки посинели и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.

Ход игры: Квадраты располагаются на игровом поле в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточек прикрепляют башмачки одинокого,с ней, цвета и называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

«Лопушок»

Описание игры: На полянку пришел Лопушок. Принес с собой для игры треугольник, круг и квадрат. Разложил их и … Если Лопушок вставал напротив круга, то становился круглым, напротив квадрата- квадратным, напротив треугольника- треугольным.

Оборудование: Квадрат, треугольник, круг. Игровое поле, шнурки (веревочка)

Ход игры: Это волшебная дорожка. Дети из разноцветных шнурков под квадратом делают квадрат, под кругом–круг, под треугольником- треугольник (это Лопушок меняет форму) Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, треугольной, круглой форм.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшей группыДидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшей группы Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию сенсорный уголок для детей и дидактические игры по сенсорному воспитанию в моей группе.

Работа по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию фотографии совместной работы детьми раннего возраста с воспитателем. На фотографиях Вы увидите.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по сенсорному воспитанию «Разноцветный городок»
Опубликовано: 9 июня 2013 в 10:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД