Елена Галактионова
Методическая разработка «Кружковая работа в МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский казачий кружок «Лазорик»
МБДОУ детский сад № 27
Составила: Музыкальный руководитель
высшей категории:
Галактионова Е. В
г. Новочеркасск, 2020г.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством, фольклором, казачьими песнями, музыкальными произведениями местных композиторов станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой,, фольклором, музыкой, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Дона.
Публикация «Методическая разработка „Кружковая работа в МБДОУ“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Работа кружка направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с Донским народным творчеством и традициями донских казаков.
Уже много лет в нашем дошкольном учреждении созданы условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Народное искусство позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, наши дошколята не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Народные казачьи песни учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к родному городу, семье, людям, природе.
ЦЕЛЬ : Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями
Задачи :
Образовательные
Знакомить детей с русским народным, донским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Формы подведения итогов
Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других городских мероприятиях.
Конспект занятия кружка.
Тема: «Как у нас было на Дону»
Музыкальный репертуар: г/з «Казачьи плясовые», ансамбль Любо, песня «Эх, донские казаки», «Тепло Родины» композитор А. Кудряшов.
Задачи: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувственные впечатления на казачью народную и авторскую песню. Развивать музыкальный слух и голос, слышать и передавать в пении поступательное движение мелодии вверх и вниз.
2. Формировать интерес к донской музыкальной культуре, расширять представления о музыкальной культуре Дона, богатстве песен донского края.
3. Воспитывать любовь к музыкальному творчеству донских казаков.
Оборудование: музыкальный зал оформлен под казачью горницу, казачий народный костюм для хозяйки, различные шумовые инструменты по количеству детей (треугольники, бубны, тарелки, барабаны, шумелки). Картины с изображением природы донского края, старинные фотографии.
Предварительная работа: Знакомство детей с бытом казаков, стихами донских авторов, донской природой, встреча с народными исполнителями казачьих песен. В репертуар включить песни, приемлемые для детского слушания: плясового, шутливого характера.
Ход занятия:
Педагог: Под казачью народную мелодию в г/з «Казачьи плясовые» дети заходят в музыкальный зал, их встречает хозяйка в казачьем костюме, она приплясывает в казачьей манере, предлагает детям поддержать её пляску.
- Донские казачата хороши!
Весёлые ребята все они!
Хозяйка: Пожалуйте, гостечки, пожалуйста, дорогие!
- «Гость на порог – хозяину радость!»
Вам понравилась эта музыка? Удобно было под неё плясать? Почему?/ответы детей/. А теперь, присядем отдохнём да разговор начнём…
(рассаживаются)
Дети, мы живём в огромной стране. Какой? /ответы детей/.
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился.
Место, в котором мы живём, называется Донским краем. Наш Донской край богат и знаменит старинными и современными донскими песнями.
- «Казачьи песни слушать – что мёд ложкой кушать». Послушайте старинную казачью песню «Эх, донские казаки».
Звучит «Эх, донские казаки»(педагог исполняет песню)
Вам понравилась песня? Какой характер музыки?
(весёлый, шутливый озорной, бодрый, радостный, плясовой)
(работа по содержанию обращает внимание на повторы слов, ударения в словах, распевность отдельных слов).
Хозяйка: Какой сегодня день в станице!
Сегодня хочется шутить!
Смеяться! Весело плясать!
Давайте будем улыбаться и вместе песню напевать!
Педагог предлагает детям вместе спеть песню «Эх, Донские казаки!»,
пропевая мелодию на слог ля-ля, повторное исполнение песни, дети подпевают взрослому. Работа над песней «Эх, донские казаки»
Педагог: Мелодия песни звучать начинает-
Всех казачат поплясать приглашает
/дети свободно двигаются по залу, педагог обращает внимание на ритм и характер мелодии песни/
Воспитатель: Ну что, хозяюшка, хорошо дети пели?
Хозяюшка: Любо! любо, казачата! А на музыкальных инструментах любите играть? /хозяйка предлагает детям выбрать музыкальные инструменты и сыграть ритмический рисунок знакомой песни «Ай, на горе калина»/
Игра в оркестре «Ай, на горе калина»/казачья народная песня
Хозяйка: Дети, вот уже ни одну сотню лет поются – «играются» у нас на Дону прекрасные казачьи песни. От бабушки – к дочке, от дочки – внучеку, от внука – к правнучке передаётся это народная мудрость, казачьи песни, которые помогают нам в сегодняшней жизни творить добро и бережно относиться к природе.
И в наше время наши донские земляки: художники, поэты, композиторы воспевают в своих произведениях любовь к Донской земле /педагог обращает внимание детей на картины с изображением природы донского края, дети по желанию рассказывают стихи донских авторов. Сегодня мы с вами послушаем песню ростовского композитора А. Кудряшова «А в Дону вода тепла и глубока».
Слушание «Тепло Родины» А. Кудряшов. Беседа по содержанию песни,о характере мелодии (светлая, лирическая, напевная – 1й куплет; припев – быстрый, бодрый, радостный). Вам знаком этот композитор? (Ответы детей: дети называют знакомые песни: «Про бабушку», «До свиданья осень», «Дружба»).
Хозяйка: Пусть звонко песни наши льются,
Ведь вся земля цветёт, поёт,
И дождями умываясь,
Лето по земле идёт!
- Вам понравились донские песни? Что вам запомнилось? С каким настроением вы пойдёте гулять на улицу?
(продолжение следует)