МААМ-картинки

Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

елена попова
Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.

Публикация «Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестает быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – заместитель идеального друга. Кукла для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались : Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы определена тема исследования: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Цель исследования: определить значимость русской народной игрушки для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что русская народная игрушка является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Определить сущность и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть возможности использования русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

4. Разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием русской народной игрушки и рекомендации для воспитателей.

Методы исследования : изучение и анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, диагностическое задание «Вернисаж» (игра, беседа, запись действий и ответов детей).

База исследования: МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 91 “Золотой улей”». Экспериментальная выборка составила: 30 детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые воспитатели!

При использовании русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста :

1. Помните о главном – подлинности народных игрушек, поскольку народная игрушка – одна из многих составных частей духовной жизни народа.

2. В доступной для детей форме расскажите об истории и этнографии края, чтобы ребенок мог представить среду, в которой рождалась игрушка, понять мысли и чувства ее создателей, постичь смысл, который живет в образе игрушки.

3. Объясните детям, что тематика народной игрушки идет от изображения реальной жизни, природы ее животного и растительного мира.

4. Познакомьте детей с богатством изобразительных элементов росписей различных народных игрушек.

5. Знайте, что народные игрушки – эффективное средство патриотического воспитания детей, ведь они могут рассказать о домашних занятиях человека, о древних преданиях, о народных гуляньях, веселых свадьбах.

6. Сообщите детям, что современные народные игрушки наполнены новым жизненным содержанием, а художники-мастера не копируют старые игрушки, а создают новые, но сохраняют традиции промысла в передаче форм и особенностей росписи.

7. Кроме занятий информационной направленности (просмотр видеофильмов по теме и рассказы педагогов, предоставьте детям возможность заниматься продуктивной деятельностью: лепить и расписывать собственные игрушки из глины по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек; расписывать плоские силуэты из бумаги, используя характерные орнаменты.

8. Организуйте игры с движущимися народными игрушками (богородские игрушки, семеновские и городецкие каталки, проводите дидактическую игру «Составь узор» с использованием элементов игрушечной росписи.

9. Используйте народные игрушки в театрализованных играх, а свистульки – в исполнении некоторых произведений детского музы-кального оркестра.

Диагностическое задание «Вернисаж»

Цель задания: определить уровень знания детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

Методы : игра, беседа, запись действий и ответов детей.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.

Ход задания. Проводится индивидуально с каждым ребенком. Предложить ребенку помочь организовать «Вернисаж», т. е. выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по промыслам. После того как ребенок справится с заданием, предложить ему стать продавцом, а на себя взять роль покупателя.

Педагог. Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.

1. Покажите филимоновские и дымковские игрушки.

2. Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

Показать на городецкие изделия и спросить:

3. Как называются эти изделия?

4. Чем отличаются городецкие изделия от хохломских?

5. Что общего между городецкими изделиями и хохломскими?

6. Покажите гжельскую посуду, что вы можете рассказать о ней?

7. Есть ли на выставке матрешки? Расскажите, пожалуйста, о них.

8. А есть ли у вас богородские игрушки? Что вы можете рассказать о них.

Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?

После предложения ребенка поблагодарить за оказание помощи в выборе покупки.

Публикации по теме:

Презентация проекта в старшей группе. «Москва — сердце России». Презентация проектной деятельности для воспитателей на тему:"Москва сердце России". Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями.

Воспитывая маленького гражданинаВоспитывая маленького гражданина Страна, где мы родились и живемДля возрождения национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2013 в 18:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД