елена попова
Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ – это игра.
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.
Публикация «Методическая разработка по теме: Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестает быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла – заместитель идеального друга. Кукла для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.
Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.
Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались : Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из актуальности проблемы определена тема исследования: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Цель исследования: определить значимость русской народной игрушки для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что русская народная игрушка является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Определить сущность и содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности использования русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием русской народной игрушки и рекомендации для воспитателей.
Методы исследования : изучение и анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, диагностическое задание «Вернисаж» (игра, беседа, запись действий и ответов детей).
База исследования: МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 91 “Золотой улей”». Экспериментальная выборка составила: 30 детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые воспитатели!
При использовании русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста :
1. Помните о главном – подлинности народных игрушек, поскольку народная игрушка – одна из многих составных частей духовной жизни народа.
2. В доступной для детей форме расскажите об истории и этнографии края, чтобы ребенок мог представить среду, в которой рождалась игрушка, понять мысли и чувства ее создателей, постичь смысл, который живет в образе игрушки.
3. Объясните детям, что тематика народной игрушки идет от изображения реальной жизни, природы ее животного и растительного мира.
4. Познакомьте детей с богатством изобразительных элементов росписей различных народных игрушек.
5. Знайте, что народные игрушки – эффективное средство патриотического воспитания детей, ведь они могут рассказать о домашних занятиях человека, о древних преданиях, о народных гуляньях, веселых свадьбах.
6. Сообщите детям, что современные народные игрушки наполнены новым жизненным содержанием, а художники-мастера не копируют старые игрушки, а создают новые, но сохраняют традиции промысла в передаче форм и особенностей росписи.
7. Кроме занятий информационной направленности (просмотр видеофильмов по теме и рассказы педагогов, предоставьте детям возможность заниматься продуктивной деятельностью: лепить и расписывать собственные игрушки из глины по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек; расписывать плоские силуэты из бумаги, используя характерные орнаменты.
8. Организуйте игры с движущимися народными игрушками (богородские игрушки, семеновские и городецкие каталки, проводите дидактическую игру «Составь узор» с использованием элементов игрушечной росписи.
9. Используйте народные игрушки в театрализованных играх, а свистульки – в исполнении некоторых произведений детского музы-кального оркестра.
Диагностическое задание «Вернисаж»
Цель задания: определить уровень знания детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.
Методы : игра, беседа, запись действий и ответов детей.
Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.
Ход задания. Проводится индивидуально с каждым ребенком. Предложить ребенку помочь организовать «Вернисаж», т. е. выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по промыслам. После того как ребенок справится с заданием, предложить ему стать продавцом, а на себя взять роль покупателя.
Педагог. Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.
1. Покажите филимоновские и дымковские игрушки.
2. Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?
Показать на городецкие изделия и спросить:
3. Как называются эти изделия?
4. Чем отличаются городецкие изделия от хохломских?
5. Что общего между городецкими изделиями и хохломскими?
6. Покажите гжельскую посуду, что вы можете рассказать о ней?
7. Есть ли на выставке матрешки? Расскажите, пожалуйста, о них.
8. А есть ли у вас богородские игрушки? Что вы можете рассказать о них.
Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?
После предложения ребенка поблагодарить за оказание помощи в выборе покупки.