Папки-передвижки

Методическая разработка «Предупреждение нарушения письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Стелла Яшкина
Методическая разработка «Предупреждение нарушения письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Предупреждение нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Введение.

Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из важных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

В настоящее время очень часто возникает проблема нарушений письменной речи у детей, обучающихся в школе. Особенно остро эта проблема стоит у детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР).

Публикация «Методическая разработка „Предупреждение нарушения письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Актуальность – наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий профилактики нарушений письменной речи, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

Значимость – если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, детям с ОНР неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма. У таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим, что не может обеспечить понимание прочитанного текста. Письмо детей даже с неярко выраженным ОНР отличается большим количеством ошибок. Вместе с тем, в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается эта проблема.

Основной целью исследования являлось обоснование дифференцированного подхода и определение содержания профилактической логопедической работы, направленной на обеспечение готовности старших дошкольников с ОНР к овладению письмом и чтением.

Для достижения указанной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1) анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;

2) обследование детей с ОНР и выявление особенностей состояния предпосылок овладения письменной речью путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования;

3) разработка основных принципов и содержания дифференцированной методической работы по профилактике нарушений письменной речи с учетом выявленных особенностей.

Практическая значимость работы заключается в использовании наработанных материалов учителями-логопедами, воспитателями, родителями.

Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что поставлена и разработана проблема профилактики нарушений письменной речи у дошкольников о ОНР с учётом современного понимания психологического содержания процесса письма;

изучена речевая и познавательная готовность указанной категории детей к овладению письмом;

систематизированы и дифференцированы средства профилактической логопедической работы с указанной категорией детей.

Глава I. Состояние проблемы профилактики нарушений письма у детей.

[h4]Психолого-педагогическая характеристика и клиническая

типология старших дошкольников с ОНР. [/h4]

Для выбора адекватных коррекционных приемов предупреждения нарушения чтения и письма необходимо понимание причин, лежащих в основе общего недоразвития речи (ОНР).

Нередко причиной ОНР является слабость акустико-гностических процессов, когда при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. В этом случае недостаточное различение акустических признаков фонем приводит к нарушению произношения звуков и воспроизведения структуры слова.

ОНР часто возникает в результате органического поражения или недоразвития определенных отделов центральной нервной системы. Наличие социальных причин (двуязычие, воспитание ребенка глухими родителями и т. д., физическая ослабленность ребенка приводит к задержке речевого развития.

Для детей с ОНР, наряду с речевыми нарушениями, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность припоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом.

Для всех детей с ОНР характерно нарушение оптико-пространственного гнозиса.

ОНР сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Если полная коррекция дефекта речи не будет осуществлена в дошкольном возрасте, детям неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

При обучении в школе письмо детей даже с неярко выраженным ОНР будет отличаться большим количеством ошибок. К их числу относятся:

орфографические ошибки - нарушение правил правописания (безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр., которые гораздо более многочисленны и стойки, чем у детей с нормальным речевым развитием;

графические ошибки – замены прописных букв по зрительному сходству (и-ш, п-т, л-м, б-д и пр.);

специфические фонетические замены – ошибки, указывающие на незаконченность процесса акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.);

искажение слоговой структуры слова – перестановки, пропуски, добавление слогов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов, указывающее на несформированность слогового анализа;

грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и согласование различных частей речи и пр.).

Последние три группы ошибок дополнительно называют специфическими или диагностическими, так как именно они позволяют установить у ребенка дисграфию.

В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении письменной речью, поэтому одной из важнейших задач коррекционного воздействия является обучение грамоте.

Особенности системы работы по обучению грамоте детей с ОНР.

Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами, как Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Г. А. Каше, Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко.

Обучение грамоте – это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Работа ведется по трем направлениям:

- развитие фонематического восприятия, создание четких представлений о каждом звуке речи;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- обучение чтению и письму по особой системе.

В старшей группе начинается работа по подготовке к обучению грамоте, которая продолжается и в подготовительной группе параллельно с обучением чтению и письму:

- развитие фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других звуков, в слогах, словах, предложениях и в коротких текстах);

- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции каждого звука;

- формирование оптико-пространственных ориентировок;

- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов (закрепляются практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет);

- развитие тонкой моторики;

- развитие графических навыков (штриховки, а в подготовительной группе – графическое письмо).

Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:

- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;

- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения);

- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;

- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не ее официальным названием, например – эм, а так как мы называем звук – м ;

- при обучении письму (т. н. печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами;

- при проведении звуко-слогового анализа используется максимальная наглядность (составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников и т. д.);

- анализируются слова, произношение которых не расходится с произношением (окна, но не окно - акно).

Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Глава II. Формирование навыков овладения чтением и письмом как

средство предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР.

Система работы, направленная на формирование навыков овладения чтением и письмом в процессе коррекционной работы, рассчитана на два года обучения: первый год – с детьми от пяти до шести лет, второй год – от шести до семи лет.

Работа проводилась в три этапа в течение двух лет в детском саду компенсирующего вида № 1 «Солнышко», в группу входили 12 детей (4 девочки, 8 мальчиков) с диагнозом общее недоразвитие речи второго и третьего уровня с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Было проведено обследование детей для выявления предрасположенности к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом были проведены следующие исследования:

• изучение медицинской документации;

• беседа:

• система заданий в игровой форме по методике Селиверстова В. И.

• наблюдение за деятельностью детей в учебном процессе.

Этапы обследования:

I. Ориентировочный этап, на котором проводился целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации.

II. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

III. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы.

Данные обследования подробно записывались в речевую карту. (прил. 1)

У всех детей (100%) был выявлен низкий уровень развития всех компонентов речи. При таком состоянии речевых и неречевых процессов у детей с ОНР неизбежно возникновение нарушений письменной речи.

В соответствии с этим на основе деятельностного психолого-педагогического подхода к анализу и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности, коррекции и компенсации разработан перспективный план коррекционной работы (прил. 2).

Основной формой коррекционной работы были групповые и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Весь речевой материал, который использовался в ходе коррекционных занятий, был подобран с учетом уровня речевого развития детей.

Мы проводили работу по трем направлениям:

- развитие фонематического восприятия и создание четких представлений о каждом звуке речи;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- обучение грамоте по особой системе.

В первый год обучения (старшая группа) нашей главной задачей было развить фонематическое восприятие – умение различать речевые и неречевые звуки, выделять звуки на слух изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в тексте.

Сначала дети учились различать неречевые звуки – шумы (шуршание бумаги, звон ложечки о стакан, монет, звук льющейся воды и т. д., звучание музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, губная гармошка, дудочка, металлофон): игры «Далеко – близко», «Громко – тихо», «Кто в гости пришел».

На индивидуальных и фронтальных занятиях с логопедом дети изучали легкопроизносимые звуки (у, а, и, ы, о, э, п, т, к, м и т. д.). При знакомстве со звуком дети учились описывать его артикуляцию, давать характеристику звуку (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой, запоминали каким цветом данный звук обозначается в схеме. А затем учились выделять заданный звук на слух и в произношении в звукокомплексах (ауи, уоа, слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах.

Дети учились навыкам звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов (ак, уп, ма, пи, односложных слов (типа кот). Дифференциация в начале касалась контрастных в акустическом плане звуков (а-у, к-т, затем – сходных (к-х, д-т). Использование на занятиях значительного количества слов с заданным звуком способствовало созданию устойчивых фонематических представлений. К концу года дети выполняли анализ односложных и двусложных слов (мак, ваза, осознанно пользовались терминологией и не путали понятия «звук», «слог», «слово», «гласный», «согласный» и т. п.

На второй год обучения (подготовительная группа) сначала повторялась программа старшей группы, потом дети переходили к изучению более сложных в произносительном плане звуков (с,з,ш,ж и т. д., так как эти звуки уже были поставлены и введены в самостоятельную речь детей.

Слова с заданным звуком подбирались с учетом разной позиции в слове (в начале, в конце, в середине: К – кот, лук, тыква, сначала в простых словах, а затем в более сложных (скамейка, стакан).

Одновременно с изучением звуков А, У, И, ы, О, П, Т, К, М, Х, С – мы проводили ознакомление с буквами. Мы предлагали детям опорные картинки с буквой, дети обводили пальцем объемные буквы, составляли их из палочек, разрезных частей, выкладывали фасолью и другими мелкими предметами по нарисованному контуру и по представлению. У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафарету", а так же для рисунков на ассоциативные связи: на что похожа буква (А - антенна, телеграфный столб, стремянка; У - уши, сучок, вешалка). Искали одинаковые буквы среди букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная; угадывали буквы, «написанные» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами, в старшей группе мы рисовали геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Это позволило добиться более быстрого запоминания букв. (прил. 3)

Проводилась длительная планомерная работа по развитию тонкой моторики пальцев и графических навыков. (прил. 4) У дошкольников с ОНР необходимо формировать некоторые базовые моторные навыки, необходимые для письма.

Упражнения на развитие тонкой моторики позволили нашим детям легче овладевать графическими навыками. Для начального обучения графическим навыкам мы индивидуально подбирали, чем лучше писать каждому ребенку (ручка, фломастер, маркер, дети писали на больших листах, на листах в клетку, на пластиковой доске маркером. (прил. 6)

Мы использовали специальные тренажеры, чтобы при необходимости сформировать правильное положение, при котором осуществляется захват большим и средним пальцами и легкая поддержка указательным пальцем. При этом следили, чтобы в позе ребенка не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол. (прил. 5)

Умение ориентироваться на листе бумаги мы вырабатывали, начиная с развития соматоориентировки (на себе и от себя).

В домашних тетрадях дети штриховали буквы, печатали их по клеточкам, искали правильно написанные буквы среди искаженных.

Дети систематически придумывали слова на данную букву. Связь звука и буквы, а так же их различия объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

Весь материал, предложенный для чтения и письма, мы подбирали таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией.

В ходе обучения чтению и письму закреплялся навык предварительного анализа слова: дети составляли схему слова, выкладывали буквы под схемой, а потом читали слово. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребенком. Так дети усваивали навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать ошибок. (прил. 6)

К концу обучения дети знали достаточно букв, чтобы начать читать и писать простые предложения. (Тут Тома. У мамы кот. Нина спит.) В процессе занятий дети знакомились с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени. Точно также дети сначала составляли схему по следам анализа состава предложения, выкладывали под схемой буквы, читали предложение, а только потом его записывали.

Навыки чтения, которые у разных детей были различны, отрабатывались на индивидуальных логопедических занятиях.

Мы считали важным развитие у детей мотивации к овладению чтением и письмом. Для этого мы формировали у детей понимание, что чтение является неотъемлемой частью образа жизни современного человека. Проводили беседы с родителями о том, как важно для ребенка общение со взрослым во время чтения, что привлекательным чтение делает не только выразительность речи взрослого, но и комментирование по ходу чтения, беседы с детьми, заинтересованность взрослого в том, как дети оценивают содержание прочитанного.

На всех занятиях мы проводили логоритмические упражнения

- для улучшения общей двигательной активности;

- для воспитания статической и динамической координации;

- для развития пространственной ориентировки;

- для совершенствования темпа и ритма движений. (прил. 9)

Все упражнения подбирали соответственно теме, цели и сюжетной линии занятия.

Для закрепления полученных знаний и навыков нами использовались специальные компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Репка. Как мышонок буквы ловил», «Фонема». Занятия проводились индивидуально и по подгруппам (3-4 ребенка). Дети с радостью выполняли все задания, которые им предлагали компьютерные герои, на положительном эмоциональном фоне знания закреплялись прочнее, мотивация к обучению сохранялась высокой все занятие. Дети с низкой самооценкой, стесняющиеся своего дефекта, начинали верить в свои силы, становились активными участниками занятия. Мы отметили, что сократилось время формирования навыков у детей со сложным дефектом, начал развиваться самоконтроль: дети стали меньше ошибаться при дифференцировании звуков, букв; быстро выучили буквы; меньше стали ошибаться при звуко-слоговом анализе слогов и слов. (прил. 10)

Для того, чтобы знания закреплялись, их необходимо повторять многократно. В этом нам помогали родители. Мы поддерживали с ними тесный контакт: приглашали на занятия, консультации, проводили собрания.

В конце второго года обучения проводилась заключительная диагностика по тем же разделам, что и в начале работы. Обследование показало, что 81,4% детей были готовы к обучению в школе.

Заключение. [/h4]

Проведенная работа показала, что обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе, способствует предупреждению нарушений письменной речи.

Овладение началами грамоты стало важным этапом в умственном и речевом развитии наших детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети усвоили довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, научились делить предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, дети научились понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогло наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений.

С помощью наглядных схем, игр в «Живые звуки и слова», специальных пособий дети овладели навыками звуко-слогового анализа.

Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствовало формированию оптико-пространственного образа букв.

Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Мы считаем, что методы и приемы, использованные нами при обучении грамоте, способствовали развитию у детей с ОНР познавательных способностей, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, оптико-пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие грамматических навыков, связной речи, это позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

[/u]

1. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.

2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.

3. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чувашское книжное издательство. Чебоксары. 1976.

4. Гриншпун Б. М. Классификация нарушений речи. В кн. Дети с

ограниченными возможностями. Хрестоматия. - М. Изд. ГНОМ и Д. 2001.

5. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. - Издательство

«Просвещение». Москва. 1965.

6. Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.

7. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова. 3-е изд. М., «Просвещение», 1981.(в 2-х книгах).

8. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М. : Айрис – пресс, 2006.

9. Логопедия: Уч. пособ. / Под ред. Л. С. Волковой--- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. с. 614

10. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М. : Изд. ГНОМ и Д. 2006.

11. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2006.

12. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998.

13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманит. исслед.

В. Секачева. 2002.

14. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. - М. : «Мозаика-Синтез», 2006.

15. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции

ОНР у детей 6 лет. - М. : «Изд. ГНОМ и Д, 2002.

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис- пресс, 2005.

17. Юрчишина В. Д. Вижу-читаю-пишу. Система обучения грамоте--- М. : ООО «Изд. ГНОМ и Д», 2006 (комплект пособий:

конспекты занятий, логопедическая азбука, демонстрационный материал).

Приложение № 1

Индивидуальная речевая карта

№ п/п Параметры обследования Результаты обследования

1. Дата поступления ребенка в группу

2. Фамилия, имя

3. Возраст

4. Домашний адрес

5. Откуда поступил

6. Ф. И. О. родителей, место работы, должность Мать: Отец:

7. Анамнез:

от какой беременности по счету

как протекали беременность и роды

когда закричал

стал держать головку

сидеть

какие заболевания перенес от года

Речевое развитие ребенка:

гуление

лепет

первые слова

речь фразой

не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями)

как быстро наращивался словарный запас

8. Слух

9. Зрение

10. Интеллект

11. Речевая среда и социальные условия

Обращались ли ранее к логопеду?

Как долго длились занятия?

Результативность этих занятий

Отношение самого ребенка к речевому дефекту

12. Общее звучание речи:

темп

голос

разборчивость

дыхание

13. Обследование артикуляционного аппарата:

подвижность языка

прикус

строение зубов

строение неба

14. Состояние общей моторики:

координированность движений

состояние тонкой моторики

какой рукой предпочитает работать ребенок

15. Общее развитие ребенка

а) разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

Как зовут маму?

Есть ли у тебя друзья?

б) счет прямой

обратный

в) геометрические формы

г) основные цвета

оттеночные

д) классификация предметов

е) выделение четвертого лишнего

ж) ориентация по времени в пространстве

з) способность к логическому мышлению

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкции

б) понимание значений предлогов

в) понимание числа, рода, падежа

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке

б) составление по серии картин

в) пересказ

г) рассказ-описание или рассказ по представлению

18. Обследование грамматического строя

а) обследование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

мост дом

стул пчела

ведро ухо

воробей утенок

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом ёлка Женя

стул гриб Костя

в) префиксальное словообразование:

шёл, летел

г) согласование прилагательных с существительными:

синий пар красный флажок

синяя машина красное солнышко

синее платье красная звезда

д) согласование прилагательных с существительными:

-1- -2- -3-

ухо

помидор

стул

ручка

е) предложно-падежные формы

19. Состояние словаря

I Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник, пылесос

б) показ и название частей предметов:

чайник: донышко, носик, крышка

стул: сиденье, спинка, ножки

в) уровень обобщений:

свитер, платье, колготки, шорты, юбка;

сапоги, туфли, тапочки, валенки;

блюдце, сковорода, ложка, тарелка;

помидор, репа, морковь, капуста;

яблоко, персик, лимон, груша;

кошка, собака, волк, ёж;

голубь, утка, воробей;

шкаф, стол, кресло, тумбочка

автобус, электричка, трамвай, самолёт

II Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон – какой? платье-какое?

лиса-какая?

б) подбор антонимов:

широкий длинный высокий

веселый светлый больной

прямой сухой холодный

в) образование прилагательных от имен существительных:

ручка из пластмассы сумка из кожи

матрешка из дерева стакан из стекла

сок из клюквы шуба из меха

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? Чей дом?

III Глагольный словарь:

а) Что делают?

повар, учительница, врач, почтальон

б) Кто как голос подает?

кошка собака гусь

утка петух мышь

корова лягушка свинья

20. Звукопроизношение:

гласные: а, у, о, ы

согласные: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ч‘]

[ш], [ж], [л], [л‘], [р], [р‘], [й], [г], [к]

[х ], [б], [п], [д], [т], [н], [м]

21. Фонематический слух

а) дифференциация звуков

[с] - [з] [с] - [ш] [ш] - [щ] [ж] - [з]

[ш] - [щ] [ш] - [с‘] [ц] - [с] [ц] - [т‘]

[ч] - [с] [ч] - [т‘] [ч] - [ц] [ч] - [щ]

[щ] - [ж] [л] - [р] [п] - [в] [т] - [д]

[к] - [х] [к] - [г] [ы] - [и]

б) повторение:

та – да – та

да – та – та

ка – га – га

в) повторение:

кот – год – кот

том - дом – ком

22. Анализ звукового состава слова:

а) выделение первого звука в слове:

Алик утка город

Оля эхо волк

Ира окна банка

б) выделение последнего звука в слове:

пух луна кот шары

сок мука руки нос

23. Произношение слов сложного состава:

строительство велосипед

милиционер аквариум

24. Повторение предложений типа:

Экскурсовод проводит экскурсию.

25. Логопедическое заключение:

Приложение № 2

План коррекционно-профилактической работы.

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок

7. Развитие мелкой моторики рук

8. Развитие тактильных ощущений

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте

Содержание коррекционно-профилактической работы:

Подготовительный период

(работа ведется в старшей группе и продолжается в подготовительной группе).

• формирование зрительного восприятия

• развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания

• развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

• формирование временных ориентировок и представлений

• формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений

• Развитие зрительно-моторной координации (логоритмика)

• Развитие тонкой моторики рук

• Развитие слухового внимания и памяти

• Ознакомление со звуками, их характеристикой (звуки, которые дети хорошо выговаривают, обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза (слоги, слова типа: кот, кит, ваза, лиса)

Основной период

(работа ведется в подготовительной группе)

• Ознакомление со всеми звуками, звуко-слоговой анализ и синтез более сложных слов (стол, танк, маска, посуда, овцы)

• Ознакомление с графическим образом букв:

подбор опорной картинки (К - куры)

анализ размера и расположения элементов буквы

подбор зрительного образа к букве

стихотворное описание графического образа буквы

изображение буквы детьми («живые» буквы)

конструирование букв из элементов

закрепление образа букв (вырезывание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)

развитие тактильного восприятия буквы (обведение буквы пальцем)

подбор пары для буквы (буквы написаны разным шрифтом)

узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв

различение правильно написанных букв и зеркальных

выделение нужной буквы из ряда букв

• печатанье букв

знакомство с правильным направлением линий при написании буквы (слева направо, сверху вниз)

печатанье слогов

печатанье слов

видоизменение слов (замена буквы: кот – кит)

печатанье предложений

слуховые и зрительные диктанты

Последовательность изложения материала по обучению грамоте.

• сочетание двух гласных;

• сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

• сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

• односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный: дом);

• двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, Никита);

• двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (каток,

• односложные слова со стечением согласных (танк);

• простое двусоставное предложение без предлога (Тут кот.);

• простое предложение с предлогом (У Кати кот.).

Содержание заданий, используемых на занятиях

по обучению грамоте.

• называние слов с изучаемым звуком;

• знакомство с буквой, описание которой представлено в стихах;

• закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из палочек, веревочек, пластилина и т. п. ;

• выкладывание схем слов, выкладывание букв по следам звуко-слогового анализа;

• печатанье буквы, слогов, слов, предложений на листе в узкую линейку;

• подбор слов к схеме с частично вписанными буквами;

• преобразование слов путем замены одной буквы;

• составление и печатанье слов с заданным слогом;

• дописывание элементов букв, узнавание «зашумленных» букв.

Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом.

1. Упражнения для улучшения общей двигательной активности.

• удержание позы по словесной команде («лягушка»- на корточках, «самолет» - руки в стороны, «дерево» - руки вверх);

• сопровождение чтения стихотворения движениями (логоритмика);

• сопровождение лингвистических упражнений манипуляциями с предметами (перекатывание мяча, перекладывание предметов).

2. Упражнения для развития пространственной ориентировки.

• выполнение движений по словесной инструкции, содержащей предлоги и наречия с пространственным значением, составление подобных инструкций;

• нахождение местоположения предмета по его словесному описанию, составление описания местонахождения предмета;

• игры по подражанию движениям ведущего со словесным их обозначением;

• конструирование и реконструирование изображений предметов с называнием этих предметов и их частей.

3. Упражнения для совершенствования темпа и ритма движений.

• сопряженное и отраженное повторение слов в определенном ритме и темпе;

• произношение считалок в различном темпе и ритме, использование их в играх;

• называние и передача предмета в шеренге в определенном темпе и ритме, заданном хлопками логопеда;

• сочетание однотипных движений с чтением стихотворения.

4. Упражнения для развития движений рук.

• дифференцированная работа правой и левой руки (одну руку сжать в кулак, а другую раскрыть; одну положить на ребро ладони, а другую плашмя ит. д.);

• изображение пальцами кольца;

• обучение щипцеобразному захвату (двумя пальцами);

• обучение захвату тремя пальцами (рисование, письмо);

• развитие движений указательного пальца (показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, рисование на песке, нажим пальцем на разные предметы);

• разглаживание смятого листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой за край, и наоборот;

• поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки;

• предплечья рук подняты вверх, локти на столе – встряхивание кистями рук одновременно и поочередно;

• предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки (одна рука согнута, другая в это время раскрыта);

• соединение кончиков пальцев – «домик», легкое многократное соединение большого пальца с другими – «покормим птиц»;

• отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти»;

• поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».

Программа развития сенсомоторной сферы.

• развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;

• развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;

• развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;

• развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

• развитие слухового восприятия неречевых звуков;

• развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур.

Игры и упражнения для развития предпосылок готовности

к овладению чтением и письмом.

1. Развитие слуховых функций.

• Угадай, кто позвал?

• Угадай, где позвонили?

• Часовой

• Жмурки с голосом

• Тихо – громко

• Улавливай шепот

2. Развитие зрительно-пространственных функций.

• Назвать предметы по их контурам

• Назвать и дорисовать предметы

• Назвать перечеркнутые предметы

• Назвать предметы, наложенные друг на друга

• Определить, что неправильно нарисовал художник

• Распределить предметы по величине с учетом их реальных размеров

• Подобрать картинки по цвету к нужному фону

• Что пропало?

• Чего не хватает?

• Сделай, как было

3. Формирование тактильной и кинестетической

чувствительности пальцев и кистей рук.

Игры в пальчиковом бассейне, наполненном сыпучим наполнителем разной фактуры (манка, рис, горох, фасоль, песок. крышки от пластиковых бутылок).

Приложение

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: Буква Тт. (второй период, февраль)

Цели:

Закрепить знания о буквах (количество и расположение элементов, сравнение по размеру и написанию, дифференцировать понятия «звук, буква», закреплять умение узнавать букву по описанию элементов.

Тренировать в выкладывании слов буквами разрезной азбуки по следам звуко-слогового анализа.

Продолжать учить читать слоги и слова, дифференцировать эти понятия.

Формировать умение ориентироваться на листе в узкую линейку

Закреплять навыки правильной посадки за столом, в умении держать ручку, располагать тетрадь при письме.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику.

Оборудование:

опорные картинки с буквами, карточки для чтения, схемный материал (демонстрационный и индивидуальный в пеналах, кассы букв, тетради, ручки, маркеры, магниты, предметные картинки.

План:

1. Организационный момент – назвать знакомые буквы и сесть (А, У, И, П).

2. Чтение – прочитать и сказать что прочитали (Слог или слово)

Па. по, пу, ап, Ап, уп, Уп.

3. Сообщение темы – сегодня будем учиться выкладывать слоги в схеме и буквами, печатать.

4. Повторение – «Узнай букву по описанию» (логопед описывает количество и расположение элементов буквы: две длинные линии стоят вертикально, одна короткая линия расположена горизонтально – буква П)

повторение правила «Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем». Какие звуки обозначают буквы А, У, И? (гласные).

5. Составление схемы слогов ат, та и выкладывание букв.

Анализ слога ат

Сколько звуков? (два)

Какой первый звук? (а – гласный, обозначаем в схеме красным цветом)

Какой второй звук? (т – согласный, твердый, обозначаем в схеме синим цветом)

Индивидуальное составление схемы. (дети выкладывают фишками)

Какого цвета первый квадрат? Почему? (красный – гласный звук)

Какого цвета второй квадрат? Почему? (Синий – согласный, твердый звук).

Это схема слога. Назовите этот слог (ат).

Работа с кассой букв (дети выкладывают буквы под соответствующими фишками схемы) – какие буквы надо выложить вместо звуков? Назовите первую букву – а, найдите ее в кассе. Назовите вторую букву – т, найдите ее в кассе. Читаем : ат (хором).

7. Слог та - дети самостоятельно составляют схему (устно характеристика звуков) и выкладывают буквы. Читаем слева направо.

8. Динамопауза. Для пальцев – сжимать и разжимать пальцы, стряхнуть кисти.

9. Печатанье. Контроль за осанкой, правильно положить тетрадь и взять ручку. Начинаем писать с новой строчки. Напечатать слог ат, отступить на один пальчик и написать слог та.

10. Итог – отметить, кто справился самостоятельно, без ошибок; с какой буквой писали слоги?

Публикации по теме:

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии Будем говорить правильно!Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии осуществляется на основе Основной общеобразовательной.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Предупреждение нарушения письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 19 октября 2012 в 15:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД