Получи документы

Консультация «Приемы развития фантазии и воображения у детей»

Курко Валерия Львовна
Консультация «Приемы развития фантазии и воображения у детей»

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все

предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не

имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний

вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как

фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений

природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой

социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать

Публикация «Консультация „Приемы развития фантазии и воображения у детей“» размещена в разделах

совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы,

можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию,

временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой

природы: людей (все люди стали честными, животных, растений.

Ниже рассмотрено еще 9 приемов фантазирования:

1. Придумайте новый праздник или конкурс.

- Праздник цветов. У всех на щеках нарисованы цветы. В этот день можно

разговаривать только на китайском языке цветов.

- Праздник улыбок. Типа 1 апреля, но веселее и озорнее. Обманывать, быть веселым

и шутить.

- Праздник прилета ласточек.

- Праздник первого комара. Конкурс фантазеров. Участвуют две команды. Каждая команда предлагает другой

команде различные задания: а) тему для юмористического рассказа из 5 фраз; б)

объект для составления загадки (стол, вилка, телевизор); в) начало рассказа.

Например. "Мой друг Кит пригласил меня в кругосветное путешествие"; г)

предлагается какой-нибудь прием фантазирования. Надо, используя этот прием,

придумать невероятную историю.

2. Придумайте драматический сюжет.

- Мама сверх всякой меры баловала дочку. Что произошло с мамой и дочкой?

- Человек заблудился, случайно нашел заброшенный охотниками дом и прожил там

7 лет. Как он там жил? Что ел, во что одевался?. (Через пять лет он разучился

говорить и т. п.)

3. Придумайте новую фантастическую игру.

Чтобы придумать новую невиданную игру, надо придумать невероятные условия и

правила этой игры.

- Шахматные фигуры сделаны из шоколада; выиграл фигуру противника и можешь

ее тут же съесть.

- Игра "Съедобные шашки". Они действительно становятся съедобными, но только

после того, как будут честно выиграны. Придумайте, какими особенными

свойствами будет обладать выигранная дамка и запертая шашка?

- Цилиндрические шашки и шахматы. Доска свернута в цилиндр так, что поля а1, а2,

а3 и т. д. становятся рядом с полями h1, h2, h3 соответственно. Образующими

цилиндра становятся вертикали.

- Шашки Лобачевского. Доска мысленно сворачивается в фантастическую фигуру -

одновременно смыкаются и боковые стороны и стороны, обращенные к игрокам.

Образующими являются вертикали и горизонтали одновременно.

- Супершахматы. Вместо шахматных фигур - кубики. На гранях каждого кубика есть

изображения шести фигур, кроме короля. Один раз за игру можно изменить статус

фигуры (перевернуть кубик, неожиданно для противника.

4. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация

мыслей.

Вы стали могущественным волшебником. Достаточно подумать - и любое, но только

доброе, ваше желание исполняется. Вы, например, можете кого угодно сделать

счастливым. Но если вы задумали что-то плохое для другого, то это произойдет и с

вами.

Вот тест на проверку доброжелательности.

Скажите детям, что в течение часа они могут делать с людьми все что угодно, и

хорошее и плохое. Проверьте, что захотят сделать дети? Добро или зло?Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите не менее

10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

5. Вы стали обладать даром телепатии.

Телепатия - передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств.

Можно даже не только читать мысли других людей, но и мысленно заставлять

людей делать то, что хочется вам. Как вы используете этот дар?

6. Метод Нади Рушевой.

Приведем еще один замечательный способ развития фантазии и умения рисовать.

Это широко известный универсальный способ, которым владела гениальная

девочка Надя Рушева.

Она к 16 годам прочитала с фломастером или пером в руке книги более пятидесяти

писателей, от античных до современных: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лермонтов,

Толстой, Тургенев, Экзюпери, Булгаков и рисовала, рисовала, рисовала. Читала,

фантазировала и рисовала. Это помогло ей достигнуть легкости, изысканности и

"парения" линий в своих рисунках. За семнадцатилетнюю жизнь она создала десять

тысяч замечательных рисунков! Занимаясь в детстве балетом, она знала, каким

огромным трудом достигается эта "легкость парения". Этот замечательный, но не

популярный способ называется: трудолюбие и упорство!

7. Метод "РВС".

РВС - это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость.

Надо отметить, что метод "РВС" - это частный случай более общего метода

"уменьшение - увеличение", когда изменять можно от нуля до бесконечности любые

характеристики системы, а не только размеры, вес или стоимость. Например,

скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти, прибыль

фирмы, численность, оклады. Такие мысленные эксперименты "размывают"

привычное представление об улучшаемой системе, делают ее "мягкой", изменяемой,

дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

Метод РВС основан на диалектическом принципе перехода количественных

изменений в качественные. Еще этот метод называют "методом проверки на

монстра", или "методом предельного перехода", или "методом усиления

противоречий".

Метод РВС очень хорошо развивает фантазию и воображение, а также позволяет

преодолеть психическую инерцию мышления. Надо помнить, что мы проводим

мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют

неумолимые законы природы.

Есть еще метод "супер-РВС", когда просматриваются предельные переходы

одновременно нескольких характеристик. Такие "удары по подкорке" могут высечь

кое-что нестандартное. Например, что будет с системой, если система будет иметь

минимальную стоимость, но максимальный размер и вес и т. д. Разумеется,

использованию метода РВС надо учиться. 33. Метод переноса свойств.

Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать)

метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами,

взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом

фокальных объектов.

Алгоритм очень прост.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать

или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть

игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или

человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в

качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в

классе кукол. Посмотрим, что получится.

Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая

лампочка, воздушный шарик, телевизор.

Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных

свойств, функций и признаков.

Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в

электросеть.

Воздушный шарик - летает, надувается, не тонет, отскакивает.

Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о

реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:

Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она

светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!

Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки.

Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или

цыплята. Можно прислонить к аквариуму - и Барби будет подогревать воду для

рыбок.

Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно

изучать анатомию.

Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног,

голов, платьев. Барби-конструктор.

Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.

Летающая Барби. Барби-ангел, с крылышками. Барби-лебедь, Барби-стрекоза, Барби-

парашютистка. Барби летает как белка-летун или как летучая мышь, у нее есть

красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев

на ногах. Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби,

можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы

меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая:

"Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать.

Что дает сравнение с телевизором.

Пусть Барби каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики,

асаны йоги.

Пусть Барби возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.

Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются

оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.

Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения,

ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.

Предложения, развивающие метод.

Детям очень нравится, когда "в фокус" помещают их самих. Очень весело проходит

совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.

Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.

Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок,

подарков.

До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у

выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо,

почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.

Лучшие выдумки надо похвалить.

8. Комбинация приемов.

"Высшим пилотажем" фантазирования является использование многих приемов

одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что

получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального

объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Очень интересное занятие,

попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.

Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и

примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?

9 Красивые древние фантазии с превращениями.

В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и

римлян, в которых люди превращаются в растения.

Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил

серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в

стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным

деревом. У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии,

Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги

превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить

на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он

был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно

им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел

свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое

отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и

влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из

капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы

предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.

Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна

взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным

деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных)

соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном

искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном,

она превращается (прорастает) в лавр.

Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего

отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры

Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей,

листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем

Публикации по теме:

Сказка «Чудеса в облаках» для развития воображения детейСказка «Чудеса в облаках» для развития воображения детей Авторская разработка, которая может быть полезна для развития воображения детей, при изучении свойств облаков или во время проектной работы.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Консультация для родителей «Полезные игры и упражнения для развития творческого воображения ребёнка» «Полезные игры и упражнения для развития творческого воображения ребёнка» Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно.

Консультация для родителей «В какие игры поиграть с ребенком 4–5 лет дома для развития внимания, воображения и памяти» Игра - один из тех видов детской деятельности,который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучая их различным действиям.

Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Презентация «Методы и приемы развития речи детей в детском саду» Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста.

Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста Обычно ребенок к 3 годам практически усваивает родной язык. У детей этого возраста.

Природоведческие игры для развития воображения у детей старшего дошкольного возрастаПриродоведческие игры для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «О чём расскажут камешки» Цель: Познание окружающего мира путём развития творческого воображения, памяти, мышления детей.

Театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей с ОВЗ Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может.

Автор публикации:
Консультация «Приемы развития фантазии и воображения у детей»
Опубликовано: 28 января 2019 в 09:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД