Ирина Ефимова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Методическая разработка для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения» направлено на развитие и укрепление мелкой моторики пальцев рук у детей 3-4 лет.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
2. Основное содержание обучения
Актуальность:
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Новизна:
• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме.
Для развития моторикирук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:
• самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
• рисование на манке (пальчиками, ладошками, кулачками)
• лепка пластилиновых картин (отщипывание, скатывание, размазывание)
• рисование ватными палочками
• игры с прищепками
нятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
- Развивать связную речь.
- Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином и т. д.
- Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Методы и приемы работы:
Массаж, самомассаж кистей руки игровые упражнения с пособия пальчиковая гимнастика
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными
Традиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой;
Игры : мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы и т. д.
Разнообразные кукольные театры.
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала.
3. Пальчиковые игры и упражнения, развивающие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :
Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
1. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые истории!
3. Активизируют моторику рук.
4. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
6. Развивают память
7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами, с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
12. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
4. Дидактическое пособие "Послушные пальчики" (игровое поле) Цель:
создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
активизировать активные и пассивные движения пальцев формировать умения выполнять задания по образцу;
ориентироваться на плоскости формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев обучать ловкости в обращении с различным материалом;
тренировать мышцы рук детей;
воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать парно и индивидуально тренировать тонкие движения пальцев рук;
развивать навыки ручной умелости формировать координацию движений пальцев и кистей рук способствовать развитию памяти, мышления, речи.
Перечень представленных игр в пособии:
1. «Волшебный цвет»
Цель: развитие мелкой моторики, различение предметов по цвету
Разложить весь материал друг за другом. Нужно идти пальчиками по тому цвету, который был задан ( Например: красный, не отрывая пальцы от дорожек.
2. «Покажи, как пройти»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, мышления.
Выложить весь материал друг за другом, в конце поставить игрушку ( Например: мишка)
В: Посмотрите ребята, мишка прошел через всю дорожку, но забыл дорогу обратно, поможем ему. Для этого нужно сначала дойти до мишки и показать ему обратную дорогу.
После того как все дети прошли: вот и мишка вспомнил дорогу назад. Молодцы ребята, впредь мишка не будет забывать дорогу обратно.
3. «Повтори за мной»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления, воображения. Раскладывается пару дорожек. Дети по парам.
В: Ребята, посмотрите какие дорожки яркие, красочные, с ними можно поиграть игра называется: «повтори за мной». Вы по парам подходите, один показывает путь пальцами, а другой внимательно смотрит и должен повторить точно по такому же пути. Второй раз можно поиграть, дети меняются ролями.
4. «Пройди только по…»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, умение доводить начатое дело до конца
Раскладывается весь материал. Каждому ребенку дается указание (можно повторяться) В: Алексей, пройди только по круглым следам
Даша, пройди только по квадратным следам Дима, пройди только по лестницам
Катя, пройди только по цветам Артем, пройди только по змейкам И т. д.
5. «Что на что похоже»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации, воображения, речь. Разложить весь материал. Ребенок закрывает глаза, трогает поверхность В: Скажи, что тебе напоминает эта поверхность
Д: Змейку, лестницу, цветочный сад и т. д.
5. Рекомендации для родителей
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.
Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум реб нка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника :
Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности.
Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с
улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.
Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие- нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.