Папки-передвижки

Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности

Наталья Верех
Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности

Развитие речи через конструирование, изобразительную деятельность.

“… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,

от красивых мыслей - к красивой жизни и

от красивой жизни – к абсолютной Красоте”.

Платон

Публикация «Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности» размещена в разделах

Начинать целенаправленную работу с детьми нужно не в пять шесть лет, и не перед поступлением в первый класс, а значительно раньше, в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет добиться более ощутимого коррекционного эффекта.

Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога.

Работа воспитателя по развитию речи у детей умения отвечать на вопросы в процессе рисования или конструирования в определенной последовательности.

Сначала от ребенка не требуется ответа словом.

1. Достаточно, чтобы он показал предмет или произвел необходимое действие с ним.

2. Затем воспитатель побуждает ребенка произнести слово вместе с собой (сопряженная речь).

3. Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения из 1–2 слов; наконец, разрастается до самостоятельно построенного предложения из 2–3 слов, и потом из 3–4 слов.

Наряду с сопряженной речью, воспитатель практикует и отраженную форму речи - повторное произнесение ребенком (или всеми детьми одновременно хором) отдельных слов, фраз вслед за взрослым или другим ребенком. Простые образцы речи воспитатель использует в процессе практической деятельности в течение всего занятия. Более сложные - в конце, по завершении работы. Воспитатель подводит итог того, что дети сделали на занятии. Содержанием рассказа педагога, как правило, является повторение последовательности действий, выполненных детьми, и приглашение их к обсуждению результата работы.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить.

Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить партнерские отношения. Перед каждым занятием модно проводить речевую разминку или артикуляционную гимнастику, она создает положительный микроклимат, атмосферу близости и доверия друг к друг. Чем богаче сенсорные способности детей, тем шире и координированнее их деятельность. Это в свою очередь, активизирует развитие центров речи, дети лучше рассказывают о своих рисунках, составляют рассказы и придумывают сказки.

Большое значение на занятиях и свободной деятельности уделяется пальчиковой гимнастике. Она нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, что для подрастающего поколения дошкольников – насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти – шести летние дети с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками и шнуровкой ботинок.

В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. При этом ритмичность, сохраняющийся неизменным порядок слов и рифма успокоят даже легковозбудимого ребенка, помогут ему сосредоточиться. Пальчиковая гимнастика проводить можно регулярно, начиная с простых упражнений затем постепенно их усложнять. Соблюдаю комфортный для детей темп выполнения. Очень важно хвалить детей и давать точные инструкции, проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей.

Важную роль в развитии моторики рук играет закрепление навыков, такую работу можно проводить во второй половине дня. Вырезывание картинок из журналов, альбомов, открыток; вырезывание по шаблону или трафарету – полезное и увлекательное занятие для детей. На каждого ребенка в группе можно приобрести тетради по рисованию, в которых дети учатся обводить, дорисовывать, штриховать, срисовывать и раскрашивать. Такая предварительная работа поддерживает интерес к рисованию, предоставляет возможность рисовать более выразительно, самостоятельно действовать на занятиях и изображать то, что им хочется.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет») : оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет») : оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Взаимосвязь ИЗО деятельности с музыкой также очень много дает детям в их эстетическом и творческом развитии. Можно также передать ритм музыки средствами рисунка. Но при этом педагог должен помочь детям, предложив им вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить в рисунке.

Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше подхлестнет творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету. Предложение отразить в рисунках образы музыкальных произведений, как правило, вызывает у них положительные эмоции, отклик. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывают различными: каждый ребенок находит свою тему, композицию изображения. Воспитатель при этом стимулирует его творческий поиск, поощрять его самостоятельность.

Учить пересказывать, развивать память и продолжать закреплять основные цвета и их оттенки с детьми можно с помощью игры, которая называется “Цветная сказка”. Вы читаете детям вслух сказку, а ребенок должен составить цветовую картину. Как только ребенок услышит название какого-либо цвета в сказке, он берет соответствующий карандаш и закрашивает первый квадрат, затем закрашивает следующий и т. д. Например, “Пришел дед в огород и стал копать черную землю. Решил посадить желтую репку. Стала репка расти. Ботва у нее зеленая. Созрела репка. Стал репку тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед на землю серую фуфайку. Небо над ним было голубым. Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть репку. Лицо у бабки стало белым. Солнце над ними оранжевое. Сели они с бабкой на скамейку коричневую. Позвали внучку. Прибежала внучка в бордовом платочке. Зовут Жучку, у нее язык розовый. Позвали Мурку, у не шерстка серая. Стали тянуть репку, тянули-тянули и вытянули. Наступил фиолетовый вечер. Достали коричневый горшок и сварили из репки желтую кашу. ” Ребенок должен вспомнить всю сказку, опираясь только цветовые подсказки.

Отсюда, особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Нужно особую роль в развитии мелкой моторики отводить пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.

Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Публикации по теме:

Стихотворение «Лес» " Лес - наше богатство"- твердили всегда. Его преумножив Окрепнет земля. Мир будет прекрасней Красивей земля. Цвести будут травы Цветы на.

Учебная рабочая программа кружка по рисованию во 2 младшей группе «Разноцветные ладошки» Автор: Толстикова Инна Васильевна Воспитатель МБДОУ д/с№ 25 «Умка» г. Саяногорск Республики Хакасия Учебная рабочая программа по дополнительному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи посредством конструирования, изобразительной деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 07:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД