Получи документы

Развивающие возможности театрального искусства. Организация театрального кружка в ДОУ

Галина Микерина
Развивающие возможности театрального искусства. Организация театрального кружка в ДОУ

Методическая разработка

«Если в детском саду есть театр –

значит, там сосредоточен феномен детства:

радость, удивление, восторг, фантазия, творчество».

«Развивающие возможности театрального искусства

Организация театрального кружка в ДОУ»

Публикация «Развивающие возможности театрального искусства, Организация театрального кружка в ДОУ» размещена в разделах

I.Развивающие возможности театрального искусства для детей ДОУ

Художественное образование нацелено:

1) на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

2) на использование возможности искусства, художественно – творческой деятельности в целях коррекционной работы, психофизического оздоровления детей;

3) на выявление художественно – одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.

Нравственно – эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.

Так как дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, то именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др.

Здесь ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

Поэтому особое значение в ДОУ нужно уделять театральному искусству или, как принято говорить, театрализованной деятельности что, безусловно, будет помогать формировать правильную модель поведения ребёнка в современном мире, повышать его культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности воздействии художественного образа на личность. Театр – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Появление у детей дошкольного возраста замысла означает его переход творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, а у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения, развитию которого способствуют специально подобранные упражнения и игры.

При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать и преобразовывать прошлый опыт.

Таким образом, театральное искусство позволяет :

- расширить жизненный опыт дошкольников, ведь участвуя в репетиционных занятиях и постановках, ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов;

- повысить уровень интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины.

- развивать речь, которая тесно связана с умственным развитием : дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы руководителя, помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям.

- совершенствовать культуру речи, расширять ее диапазон, улучшать интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками, в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.

- формировать эмоциональную сферу детей.

- в ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.

II. Организация театрального кружка

Отсюда следует, что театральной деятельностью можно и нужно заниматься с дошкольниками, что и подтверждает вариативная часть нашей рабочей программы «Драма», которую можно посвятить кружковой работе по театральной деятельности.

Итак, кружок музыкально – театрализованной деятельности – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо знать, что, во-первых, кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Театральный кружок в ДОУ выполняет несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Театральный кружок как форма дополнительного образования в ДОУ может открываться с различными целями:

- ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

- ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие творческих способностей, самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность кружка регулируется

нормативно-правовыми документами, на сновании которых педагог осуществляет свою деятельность.

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей ДОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

4. Разработка программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года музыкальным руководителем в содружестве с родителями воспитанников, самими детьми и привлечением узких специалистов (по мере необходимости).

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью в основном 3-6 лет.

Деятельность кружка осуществляется в музыкальном зале.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

организация рабочего пространства;

возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Театральные кружки имеют художественно-эстетическую направленность развития дошкольников.

При организации деятельности кружка педагог должен учитывать:

- интересы детей и добровольность выбора ими ролей, игр и т. д. ;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

На занятия театрального кружка приглашаются дети 3–5 лет, то есть Набор, как правило, свободный, то есть все, кто хочет. Длительность занятия, которое проводится 1–2 раза в неделю во второй половине дня, определяется возрастом маленьких лицедеев:

• для 3–4-летних — 15 минут;

• для 4–5-летних — 20 минут;

Психологи рекомендуют проводить занятия театрального кружка после дневного сна. Это связано с тем, что особенной познавательной активности от детей не требуется, в отличие от уроков в первой половине дня.

В зависимости от продолжительности занятия и возрастной группы, руководитель студии подбирает оптимальный набор приёмов работы с малышами.

Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

III. Структура программы

музыкально - театрализованной деятельности кружка

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, который считается первым и не подлежит нумерации, содержит:

- полное название дошкольной образовательной организации;

- сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (гифы «Согласовано» (дата, №) и «Утверждаю»);

- название парциальной программы;

- адресность (возрастная группа, возраст детей);

- сведения об авторе (должность, ФИО);

- место нахождения, год составления программы.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ - пояснительная записка, раскрывающая:

- актуальность парциальной программы музыкально - театральной деятельности дошкольников с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребёнка, его родителей, самого педагога;

- цель, задачи реализации программы с ориентировкой на основные цели прогаммы;

- виды деятельности и содержание программы, например:

Основы театральной культуры :

виды театра;

театральные профессии;

театральные атрибуты;

театральная терминология;

устройство театра;

правила поведения в театре.

Культура и техника речи:

интонация;

монолог – диалог;

речевые игры;

разучивание и обыгрывание стихов.

Ритмопластика:

пластические импровизации;

танец;

песня;

песенное и танцевальное творчество;

упражнения на расслабление.

Театрально-игровая деятельность :

средства образной выразительности (мимика, пантомимика);

кукловождение;

развивающие игры.

Работа над спектаклем:

знакомство с пьесой (сценарием);

пробы детьми разных ролей;

распределение ролей;

работа над отдельными эпизодами;

генеральная репетиция.

- наименование парциальных программ, на основе которых составлена собственная программа кружка по театрализованной деятельности;

- принципы построения программы:

доступность;

наглядность;

движение от простого к сложному;

креативность;

синтетичность (взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью);

адаптивность (гибкое применение содержания и методов развития театральных способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка);

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество с семьёй;

- подходы к построению программы:

личностно – ориентированный;

системно – деятельностный;

культурологический;

гендерный;

- значимые для разработки и реализации программы характеристики, например, охват пяти взаимодополняющих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

- перечень нормативно-правовых документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность;

- краткое описание контингента воспитанников (возраст, индивидуальные особенности детей, информация о воспитанниках с ярко выраженными способностями – одаренность (по желанию разработчика программы);

- особенности семей воспитанников (информация, необходимая для организации и вовлечения их в деятельность кружка);

- формы работы с детьми: фронтальные (групповые) и подгрупповые занятия музыкально - театрализованной деятельностью, тематические экскурсии, репетиция и показ спектакля, инсценировка, драматизация сказок и т. д.

- формы работы с педагогами: консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ.

- формы работы с родителями: консультации, мастер - классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

-методы организации музыкально – театрализованной деятельности с дошкольниками:

творческая деятельность - игровое, песенное, танцевальное творчество;

беседы после прочтения или просмотра сказки, спектакля, обсуждение;

упражнения по дикции, артикуляции, укреплению и развитию голосового аппарата;

упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы;

театральные этюды;

импровизация;

объяснение, показ, рассказ взрослого;

просмотр видеофильмов театре, сюжетов сказок и т. д.);

разучивание произведений литературы, устного народного творчества, песен, танцев и др. ;

наблюдение.

- использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий:

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастика:

артикуляционная гимнастика;

физкультминутка, динамические паузы и т. д.

- планируемые результаты освоения программы по всем видам деятельности;

- описание методик для диагностирования результатов освоения программы и отслеживания процесса развития творческих способностей воспитанников, например диагностика по Елькиной Е. А, на творческое мышление диагностирование по тесту П. Торренса или педагогическая диагностика творческой деятельности дошкольников – автор Мигунова Е. В. (по выбору педагога);

Содержательный раздел, согласно Положению о вариативной части типового учебного плана дошкольных организаций

включает:

- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

- описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способы и направления поддержки детской инициативы;

- возраст детей (группа);

- учебно – тематический план на год (тема и количество часов отведённых на неё);

- календарно – тематический план на год (месяц)

- перспективный план работы с родителями;

Организационный раздел, в который включены следующие пункты:

- материально – техническое обеспечение программы (звуковые, визуальные, экранные и т. д.);

- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения перечень наглядного, демонстрационного материала, сопровождающего реализацию парциальной программы театрального кружка; перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, музыка, дидактические игры и т. д.);

- режим работы кружка : занятия проводятся 4 раза в месяц (с октября по май) во 2 половине дня:

-циклограмма планирования театрализованной деятельности на месяц;

- список детей, посещающих кружок;

- диагностику музыкально - творческих способностей детей;

- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

предметно-пространственная среда (ППС) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей;

учет возрастных возможностей детей;

ППС должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Список литературы, который включает в себя перечень использованной педагогом литературы в работе с детьми, прежде всего - это методическая литература.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ – данный раздел включает:

- сценарии музыкально – театрализованных занятий;

- описание игр и игровых упражнений;

- картотеку этюдов и музыкально – пластических импровизаций;

- сценарии музыкальных сказок и спектаклей;

- сценарии мастер – классов для педагогов и родителей;

-сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары и т. д.);

- визуальные и аудиосредства информации – тематические клипы, ролики, фильмы, музыка, и т. д.

IV. Дополнительные темы для самостоятельного изучения педагогом:

1. Анализ организации кружковой работы в ДОУ (база практики).

2. Составление краткого пояснения для родителей о кружке в ДОУ с целью размещения в интернет сети на сайте ДОУ.

3. Подготовка сообщения по теме «Участие кружка в общем процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

4. Подбор диагностического материала для обследования уровня способностей дошкольников.

5. Подбор материала для родителей (в родительский уголок) по темам (на выбор) : «Театр – творчество – дети», «Театр и дети», «Театр дома», «Театр – это интересно.

6. Подготовка сообщения на тему «Театральный кружок в ДОУ, значение в работе с дошкольниками, требования к оформлению».

7. Подбор вариативной программы музыкально-театрального кружка в ДОУ.

8. Составление списка педагогической литературы по организации музыкально-театрального кружка в ДОУ.

9. Составление перспективных и календарных планов работы кружка в ДОУ.

10. Создание методического комплекта руководителя кружка в ДОУ.

11. Составление цикла бесед для детей старшего дошкольного возраста «О театре» с использованием наглядного материала.

12. Составление композиционного плана детских спектаклей.

13. Составление плана организации музыкального сопровождения спектакля.

14. Создание альбома сценических костюмов для дошкольников.

15. Презентация сообщения по теме «Атрибутика и аксессуары, их значение в театрализованном представлении».

16. Составление комплекса выразительных средств в создании сценических образов.

17. Подбор сценариев сказок и спектаклей с участием детей.

Основные источники:

1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

3. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.

4. Иванцова, Л., Коржова, О. Мир кукольного театра. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 320 с.

5. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении театрального кружка на праздновании Дня материФотоотчёт о выступлении театрального кружка на праздновании Дня матери Фотоотчёт выступления театрального кружка на праздновании Дня Матери Цель: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, воспитание.

Фотоотчёт занятия театрального кружка «У колодца»Фотоотчёт занятия театрального кружка «У колодца» Фотоотчёт занятия театрального кружка «У колодца» Цель: Подготовка сценки для Праздника русского валенка Задачи: - повторение и закрепление.

Неделя детского театрального искусства Видео Уважаемые коллеги! Мне хочется поделится с вами найденным давним материалом. "Неделя детского театрального искусства". Я думаю он вам понравиться.

Планирование работы театрального кружка на декабрьПланирование работы театрального кружка на декабрь Планирование работы театрального кружка на декабрь Тема: «Ёлочка стояла» 1. Основы театральной культуры: Варежковый театр - презентация.

Планирование работы театрального кружка на февральПланирование работы театрального кружка на февраль Планирование работы театрального кружка на февраль Февраль. Театр масок. Тема Виды деятельности Репертуар ЗадачиКто в доме главный?1. Основы.

Планирование работы театрального кружка на январьПланирование работы театрального кружка на январь Планирование работы театрального кружка на январь Тема: Весёлые матрёшки 1. Основы театральной культуры: «История матрёшки» - презентация.

Планирование работы театрального кружка на мартПланирование работы театрального кружка на март Планирование работы театрального кружка на март Март. Театр игрушек. Тема Виды деятельности Репертуар Задачи Кто сказал «Мяу»? 1. Основы.

Планирование работы театрального кружка на ноябрьПланирование работы театрального кружка на ноябрь Планирование работы театрального кружка на ноябрь Тема: Стоит в поле теремок 1. Основы театральной культуры: Сказка «Теремок» - Рассказать.

Планирование работы театрального кружка на октябрьПланирование работы театрального кружка на октябрь Планирование работы театрального кружка на октябрь Тема: Сказка «Репка» 1. Основы театральной культуры: Сказка «Репка» - Рассказать сказку.

Планирование работы театрального кружка на сентябрьПланирование работы театрального кружка на сентябрь Планирование работы театрального кружка на сентябрь Тема: Введение в искусство. 1. Основы театральной культуры: В. Василенко «Ты становишься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие возможности театрального искусства. Организация театрального кружка в ДОУ
Опубликовано: 15 мая 2020 в 20:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД