Лучший педагог года

«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»

Елена Николаевна Дорогина
«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»

1. Наблюдение «Первый снег»

Цель: понимание детьми неповторимости каждого времени года; формирование умения видеть прекрасное; ознакомление со свойствами «первого снега»; формирование умения делать выводы из результатов опыта.

Материал: стеклянная баночка.

Ход наблюдения:

«Я как песчинка мал, а землю покрываю.

Я из воды, а в воздухе летаю.

Как пух лежу я на полях.

Как алмаз блещу при солнечных лучах»

/ снег/

Публикация «„Белый снег, пушистый“, Методическая разработка „Система непрерывных наблюдений в течение месяца“» размещена в разделах

Рассказ воспитателя: Вот и выпал первый снег. Первый снег идёт очень тихо и обычно быстро заканчивается. В народе говорят: «Снег, выпавший на зелёную листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый прочный снег выпадает ночью». Снег стает, а ночью снова ударит мороз. Пока он не велик - а зевать не велит.

Вопросы к детям:

-Как долго лежит первый снег?/ два- три дня/

-Когда выпадает первый прочный снег?

Попросить детей потрогать снег и сказать, какой он на ощупь/ мокрый, холодный/

Исследовательская деятельность.

Найти на прогулочном участке место, где снег быстрее тает.

Найти на прогулочном участке место, где снег ещё не растаял.

Опыт «Таяние снега»

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку, принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей, что вода грязная.

Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду.

2. Наблюдение «Снегопад»

Цель: продолжение знакомства со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развитие наблюдательности; обогащение словарного запаса детей.

Ход наблюдения:

Дети обращают внимание, что на улице идёт снег.

Воспитатель: Правильно, ребятки, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке. А он всё падает и падает. Это снегопад /Дети повторяют «снегопад»/.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звёздочки. Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Снежинки образуются в облаках из маленьких кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звёздочками до земли и покрывают её снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это много снежинок.

Вопросы к детям:

- Почему скрипит снег?

- Где образуются снежинки?

-Какой снег на ощупь?

-Что такое снег?

Загадки:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь» / снег/

«Белой стайкой мошкара вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают»/ снежинки/.

Приметы: снег идёт большими хлопьями – к оттепели; лёг на морозную, голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.

Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

Обобщение материала наблюдения детьми.

3. Наблюдение «Рассматривание снежинок»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о характерных явлениях зимней погоды; развитие наблюдательности; обогащение словаря детей.

Материал: увеличительные стёкла/ лупы/.

Ход наблюдения:

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель предлагает детям «поймать» снежинки на варежки и рассмотреть их при помощи увеличительного стекла/ обращать внимание детей на то, что снежинки красивые, вырезные, с разными узорами/

Вопросы к детям:

-На что похожа снежинка?

-Какой у неё узор?

-Можно ли найти одинаковые снежинки?/ одинаковых снежинок нет/

Исследовательская деятельность:

Понаблюдать, где быстрее тают снежинки - на варежке или на ладошке. Почему?

4. Наблюдение «Защитные свойства снега»

Цель: продолжение знакомства со свойствами снега; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Материал: две баночки с одинаковым количеством воды.

Ход наблюдения:

Рассказ воспитателя: Снежный покров имеет свои защитные свойства: снег согревает землю от промерзания, причём рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Чтобы проверить это, давайте с вами проведём небольшой опыт.

Опыт «Защитные свойства снега»

Ход опыта: поместить одну баночку на поверхность сугроба, другую зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням растений под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.

Приметы: Много снега, много хлеба. Зима холодная – лето тёплое.

Загадки: Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой / снег/.

Бел, да не сахар; нет ног, а идёт / снег/.

Воспитатель: Ребята, о снеге придумано много разных и интересных загадок. Давайте и мы с вами придумаем свои загадки и загадаем их младшим ребятам.

Придумывание загадок детьми.

5. Наблюдение – рассматривание «Следы на снегу»

Цель: развитие наблюдательности, любознательности.

Ход наблюдения:

Загадка: Я хожу, а он остаётся? / след человека/

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы на снегу.

Вопросы к детям:

- Кому принадлежат следы? / человеку, животному, птице/

-О чём говорят эти следы? / дети рассматривают следы человека на снегу и предполагают, чьими они могут быть/

-Всегда ли заметен след?

- Когда он остаётся?

Опыт «Чей следок?»

Предложить детям пройти по снегу, пробежать, встать на полную ступню; на носочки и т. д. ,а затем рассмотреть следы.

Вывод: следы на снегу разные.

Пословицы и поговорки: «На свежевыпавшем снегу все следы свежие»; «Снежок подпал и следок пропал».

6. Наблюдение «Что мы узнали о снеге

Цель: закрепление знаний о снеге; продолжение формирования знаний о времени года, его основных признаках; развитие логического мышления, умения делать выводы.

Материал: лупа, палочки для измерения глубины снега.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы, отгадав её, узнаете, о чём же мы сегодня с вами будем говорить.

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал/ снег/.

Воспитатель: Правильно отгадали загадку. Это снег.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много снега на нашем участке.

А как вы думаете, что хорошего/ плохого/ от снега?

Словесная игра «Хорошо – плохо» / слепили снежные фигуры, сделали горку, катаемся на санках, построили крепость и т. д. /.

Воспитатель просит детей попробовать слепить снежок.

В зависимости от результата сделать вывод: слепили снежок/ на улице тепло - снег липкий/ ; на улице холодно – снег сухой/ снежок не получился/.

Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим снег поближе.

Рассматривание снега с помощью лупы.

Самостоятельные выводы детей/ снег состоит из снежинок; снежинки тают от тепла; из мокрого снега хорошо лепить; из сухого снега нельзя лепить - он рассыпается; в мороз снег скрипит/.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает детям измерить глубину снега в разных местах на участке ( дети группами измеряют глубину снежного покрова с помощью палочек и делают выводы: где снега много; где мало).

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Снеговик» Актуальность проекта. Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных.

Занятие по экспериментированию «Превращение рыхлого снега в липкий; опыт со снегом» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Показать взаимосвязь природных явлений. Состояние воды меняется в зависимости от температуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»
Опубликовано: 5 января 2015 в 20:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД