Папки-передвижки

«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»

Елена Николаевна Дорогина
«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Наблюдение «Первый снег»

Цель: понимание детьми неповторимости каждого времени года; формирование умения видеть прекрасное; ознакомление со свойствами «первого снега»; формирование умения делать выводы из результатов опыта.

Материал: стеклянная баночка.

Ход наблюдения:

«Я как песчинка мал, а землю покрываю.

Я из воды, а в воздухе летаю.

Как пух лежу я на полях.

Как алмаз блещу при солнечных лучах»

/ снег/

Публикация «„Белый снег, пушистый“, Методическая разработка „Система непрерывных наблюдений в течение месяца“» размещена в разделах

Рассказ воспитателя: Вот и выпал первый снег. Первый снег идёт очень тихо и обычно быстро заканчивается. В народе говорят: «Снег, выпавший на зелёную листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый прочный снег выпадает ночью». Снег стает, а ночью снова ударит мороз. Пока он не велик - а зевать не велит.

Вопросы к детям:

-Как долго лежит первый снег?/ два- три дня/

-Когда выпадает первый прочный снег?

Попросить детей потрогать снег и сказать, какой он на ощупь/ мокрый, холодный/

Исследовательская деятельность.

Найти на прогулочном участке место, где снег быстрее тает.

Найти на прогулочном участке место, где снег ещё не растаял.

Опыт «Таяние снега»

Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку, принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей, что вода грязная.

Вывод делают дети: снег под действием тепла тает, превращаясь в воду.

2. Наблюдение «Снегопад»

Цель: продолжение знакомства со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развитие наблюдательности; обогащение словарного запаса детей.

Ход наблюдения:

Дети обращают внимание, что на улице идёт снег.

Воспитатель: Правильно, ребятки, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке. А он всё падает и падает. Это снегопад /Дети повторяют «снегопад»/.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звёздочки. Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Снежинки образуются в облаках из маленьких кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звёздочками до земли и покрывают её снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это много снежинок.

Вопросы к детям:

- Почему скрипит снег?

- Где образуются снежинки?

-Какой снег на ощупь?

-Что такое снег?

Загадки:

«Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Коль поймаешь на ладонь» / снег/

«Белой стайкой мошкара вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают»/ снежинки/.

Приметы: снег идёт большими хлопьями – к оттепели; лёг на морозную, голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.

Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

Обобщение материала наблюдения детьми.

3. Наблюдение «Рассматривание снежинок»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о характерных явлениях зимней погоды; развитие наблюдательности; обогащение словаря детей.

Материал: увеличительные стёкла/ лупы/.

Ход наблюдения:

Что за звёздочки сквозные

На платке и рукаве,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель предлагает детям «поймать» снежинки на варежки и рассмотреть их при помощи увеличительного стекла/ обращать внимание детей на то, что снежинки красивые, вырезные, с разными узорами/

Вопросы к детям:

-На что похожа снежинка?

-Какой у неё узор?

-Можно ли найти одинаковые снежинки?/ одинаковых снежинок нет/

Исследовательская деятельность:

Понаблюдать, где быстрее тают снежинки - на варежке или на ладошке. Почему?

4. Наблюдение «Защитные свойства снега»

Цель: продолжение знакомства со свойствами снега; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Материал: две баночки с одинаковым количеством воды.

Ход наблюдения:

Рассказ воспитателя: Снежный покров имеет свои защитные свойства: снег согревает землю от промерзания, причём рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Чтобы проверить это, давайте с вами проведём небольшой опыт.

Опыт «Защитные свойства снега»

Ход опыта: поместить одну баночку на поверхность сугроба, другую зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням растений под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.

Приметы: Много снега, много хлеба. Зима холодная – лето тёплое.

Загадки: Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой / снег/.

Бел, да не сахар; нет ног, а идёт / снег/.

Воспитатель: Ребята, о снеге придумано много разных и интересных загадок. Давайте и мы с вами придумаем свои загадки и загадаем их младшим ребятам.

Придумывание загадок детьми.

5. Наблюдение – рассматривание «Следы на снегу»

Цель: развитие наблюдательности, любознательности.

Ход наблюдения:

Загадка: Я хожу, а он остаётся? / след человека/

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы на снегу.

Вопросы к детям:

- Кому принадлежат следы? / человеку, животному, птице/

-О чём говорят эти следы? / дети рассматривают следы человека на снегу и предполагают, чьими они могут быть/

-Всегда ли заметен след?

- Когда он остаётся?

Опыт «Чей следок?»

Предложить детям пройти по снегу, пробежать, встать на полную ступню; на носочки и т. д. ,а затем рассмотреть следы.

Вывод: следы на снегу разные.

Пословицы и поговорки: «На свежевыпавшем снегу все следы свежие»; «Снежок подпал и следок пропал».

6. Наблюдение «Что мы узнали о снеге

Цель: закрепление знаний о снеге; продолжение формирования знаний о времени года, его основных признаках; развитие логического мышления, умения делать выводы.

Материал: лупа, палочки для измерения глубины снега.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы, отгадав её, узнаете, о чём же мы сегодня с вами будем говорить.

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал/ снег/.

Воспитатель: Правильно отгадали загадку. Это снег.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много снега на нашем участке.

А как вы думаете, что хорошего/ плохого/ от снега?

Словесная игра «Хорошо – плохо» / слепили снежные фигуры, сделали горку, катаемся на санках, построили крепость и т. д. /.

Воспитатель просит детей попробовать слепить снежок.

В зависимости от результата сделать вывод: слепили снежок/ на улице тепло - снег липкий/ ; на улице холодно – снег сухой/ снежок не получился/.

Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим снег поближе.

Рассматривание снега с помощью лупы.

Самостоятельные выводы детей/ снег состоит из снежинок; снежинки тают от тепла; из мокрого снега хорошо лепить; из сухого снега нельзя лепить - он рассыпается; в мороз снег скрипит/.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает детям измерить глубину снега в разных местах на участке ( дети группами измеряют глубину снежного покрова с помощью палочек и делают выводы: где снега много; где мало).

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Снеговик» Актуальность проекта. Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных.

Занятие по экспериментированию «Превращение рыхлого снега в липкий; опыт со снегом» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Показать взаимосвязь природных явлений. Состояние воды меняется в зависимости от температуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»
Опубликовано: 5 января 2015 в 20:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Белый снег, пушистый». Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений в течение месяца»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Дорогина (УИ 286453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД